Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Кейс: как SWOT-анализ показал риск крупного штрафа и спас компанию от закрытия

user-pic
Максим Дудник

Финансовый директор «Нескучных финансов»

В этой статье
Финансовый директор увидел риск штрафа и предложил подготовиться к немуНалоговая оштрафовала компанию на размер годовой прибылиФинансовый директор провёл внеплановую встречу и проверил отчётыРазработали план по выплате штрафаНалоговая заблокировала счетаРезультат: продолжают работать и следят за коэффициентамиВывод

Опубликовано: 26.02.2024

Производственная компания «Бето́ни» работает на b2b-рынке: выполняет заказы для крупных организаций, например, заводов и логистических центров. У компании 70 сотрудников и годовой оборот в 300 млн рублей. «Бетони — выдуманное имя. «Нескучные финансы» его используют, чтобы сохранить конфиденциальность клиента.

В 2022 году Максим Дудник, финансовый директор «Нескучных финансов», помог компании пережить штраф от налоговой в размере своей годовой прибыли — 60 млн рублей — и не закрыться несмотря на блокировку всех счетов.

Кому будет полезно — предпринимателям, которые хотят увеличить эффективность бизнеса и контролировать расходы. А также тем, кто сталкивался с налоговыми штрафами или хочет избежать их.

Рассказываем подробнее, как SWOT-анализ помог выявить серьёзный риск штрафа, заранее подготовиться к нему и уменьшить последствия.

Финансовый директор увидел риск штрафа и предложил подготовиться к нему

Финансовые директора «Нескучных финансов» для всех клиентов раз в квартал проводят SWOT-анализ — это анализ возможностей, угроз, сильных и слабых сторон компании. Два года назад Максим Дудник провёл первый SWOT-анализ для «Бетони», и он показал серьёзный риск — штраф от налоговой. 

«Компания “Бетони” неправильно считала выручку и прибыль, много лет не повышала цены, не контролировала работу отдела продаж и ещё много чего не. В итоге бизнес работал из рук вон плохо: вложения собственника приносили ему всего 2% годовых. Из-за минимальной доходности приходилось выкручиваться — оптимизировать НДС. “Бетони” видела, что как-то уж много этого налога платит, и пыталась его списать. Часть действий была вполне закона, а часть — на грани», — делится Максим.

Когда Максим увидел это, он сразу понял, что в любой момент налоговая может оштрафовать компанию. Об этом риске он сообщил собственнику, и они вместе решили, что делать: 

  1. Повышать эффективность бизнеса в целом — с таким запросом приходил собственник компании.
  2. Считать выручку и прибыль бизнеса без НДС, чтобы видеть только реальный заработок. Потому что НДС — это транзитный налог, который не считается расходом компании. 
  3. Открыть второе юрлицо с тем же ОКВЭД и расчётный счёт для него — на случай блокировки текущих счетов. 
  4. Сформировать фонды: дивидендов, развития и резервный. Резервный — на случай форс-мажоров и штрафов. 

Фонды — это накопления, в которые откладывают часть чистой прибыли. Они помогают собрать деньги на важные направления — развитие компании, подушку безопасности или дивиденды. Для «Бетони» Нескучные финансы решили откладывать в таких пропорциях:

  • фонд дивидендов — 30% чистой прибыли;
  • фонд развития — 50% чистой прибыли;
  • резервный фонд — 20% чистой прибыли. 

Также определили лимит для резервного фонда, чтобы не пополнять его бесконечно, — 12 млн рублей. 

«Всё это происходило в начале 2022 года. Тогда же мы открыли второе юрлицо и счёт. К февралю 2023 года удалось полностью наполнить резервный фонд — накопить 12 млн рублей на случай форс-мажоров. Только мы начали думать, на что же теперь компания будет откладывать, как случился тот самый форс-мажор», — делится Максим.

Налоговая оштрафовала компанию на размер годовой прибыли

В феврале 2023 года «Бетони» получила штраф от налоговой. Штраф, пени и доначисленный налог в сумме составили 60 млн рублей — ровно столько же прибыли компания сгенерировала за 2022 год. Также 60 млн рублей — это в пять раз больше, чем «Бетони» накопила в резервном фонде. Поэтому денег на уплату штрафа всё равно не хватало. 

Финансовый директор провёл внеплановую встречу и проверил отчёты

Как только Максим узнал о штрафе, он инициировал внеплановую встречу, чтобы обсудить ситуацию с собственником и ключевыми сотрудниками, вместе посмотреть на отчёты и решить, что делать. 

«Отчёты показали, что эти два года мы и собственник работали не зря и очень даже хорошо: были все данные, настроенные отчёты и уже достаточно хорошие показатели. Штраф в размере годовой прибыли хоть и привёл к падению показателей, но не критичному. Только 1 из 3 коэффициентов «Бетони» оказался ниже нормы», — рассказывает Максим.

Коэффициент абсолютной ликвидности — показывает, какую часть краткосрочных долгов компания может отдать из своих денег или финансовых вложений. Коэффициент должен быть не ниже 0,2. У «Бетони» до штрафа — 1,33, после — 0,41. Падение сильное, но компания держится в пределах нормы. 

Коэффициенты финансовой устойчивости и независимости — показывают, какая часть активов финансируется из устойчивых источников и какая доля собственных средств в общей сумме финансирования.

То есть устойчива ли компания и за чей счёт она работает: за свой или кредиторов. После штрафа коэффициент у «Бетони» упал, но не опустился за нижнюю границу.

Коэффициента два — финансовой грамотности и независимости, но цифры по ним одинаковые: в январе — 0,87, а в феврале — 0,46. Они отличаются, только если у компании есть долгосрочные кредиты. У «Бетони» таких кредитов нет: только собственный капитал и краткосрочные обязательства, поэтому коэффициенты на графике равны. Но нормативные значения по ним разные, из-за этого на графике две нижние границы — жёлтая и красная.

Соотношение собственного и заёмного капиталов — показывает, каких денег в бизнесе больше: своих или заёмных. В идеале собственный и заёмный капитал находятся в такой пропорции: 

  • 60% заёмного капитала;
  • 40% собственного капитала. 

Если заёмных денег становится больше, значит, бизнес работает за счёт кредиторов, в том числе налоговой. У «Бетони» после получения штрафа резко выросла доля заёмного капитала. 

«Сбор отчётности в моменте помог сохранить почву под ногами: увидели, что в целом жить можно, даже такой большой штраф компанию не убьёт. Дальше посчитали на финмодели, через сколько времени удастся выправить ситуацию. Вышло 4–6 месяцев — вполне адекватный срок», — рассказывает Максим.

Разработали план по выплате штрафа 

На той же встрече финансовый директор, собственник и операционный директор составили план из 8 шагов. 

Шаг 1. Не сеять панику. Чтобы компания продолжала работать, а не погрузилась в панику, решили не говорить о штрафе тем, кого он не касается. Это начальник производства, руководитель отдела продаж и сотрудники.

Шаг 2. Остановить инвестиции. Например, новые расходы на ремонт или покупку оборудования. Это нужно, чтобы не выпускать деньги из «Бетони».

Шаг 3. Остановить выплату дивидендов и премий. Чтобы больше денег оставить в компании на уплату штрафа. С дивидендами не возникло бы проблем — собственник понимал, что в первую очередь, ему нести риски. А вот отмена премий могла отразиться на работе сотрудников, но она прошла незаметно. Компания только начала выдавать премии, раньше их не было из-за кассовых разрывов, поэтому сотрудники не привыкли получать премии и не ждали их.

Шаг 4. Направить 100% чистой прибыли за февраль и март в резервный фонд. Эти деньги шли на уплату штрафа.

Шаг 5. Перевести деньги из других фондов в резервный фонд. Их так же направляли на уплату штрафа. 

Шаг 6. Взять под контроль работу с дебиторской задолженностью. Решили не давать отсрочки длиннее двух недель, чтобы не морозить деньги в долгах, а аккумулировать их в компании. 

Шаг 7. Не морозить деньги в запасах. Для этого решили уменьшить объёмы запасов сырья и материалов: покупать только под конкретные заказы и только если на складе не хватает. 

Шаг 8. Сфокусироваться на потенциальных крупных сделках. Вместе с отделом продаж сосредоточиться на планируемых крупных сделках и добиться их заключения. Это поможет увеличить приток денег в компанию. 

«Глобально план — это работа в двух направлениях: впускать побольше денег в компанию и не выпускать деньги из компании. Все 8 шагов плана были направлены на то, чтобы как можно скорее накопить денег и погасить штраф. По расчётам, это должно было произойти через 4–6 месяцев работы.»

Налоговая заблокировала счета

Через две недели после внеплановой встречи налоговая заблокировала «Бетони» все счета. 

Блокировка счетов означает, что все деньги, которые на них поступают, автоматически переводятся на уплату штрафа. «Бетони» не смогла бы закупать сырьё, материалы, платить за аренду оборудования, доставку и другие нужные вещи. То есть не смогла бы зарабатывать деньги.

Поэтому собственнику пришлось перейти на второе юрлицо, которое они открыли в 2022 году. Вот что они сделали: 

  1. Переоформили договоры на новое юрлицо — только два клиента отказались, потому что они работали по госконтрактам и не могли просто изменить контрагента. 
  2. Так как на заблокированных счетах были предоплаты, стали выплачивать с них зарплаты сотрудникам и налоги — так можно, если сделать правильное платёжное поручение.

«В целом за пару дней безболезненно перешли на новое юрлицо и счёт. Сейчас штраф понемногу платим добровольно, но ещё — судимся с налоговой. Есть процессуальные нарушения, которые дают шанс на победу», — рассказывает Максим. 

Результат: продолжают работать и следят за коэффициентами

Сейчас по старым счетам и штрафу  «Бетони» следующее:  

  • 16,5 млн рублей — заплатили добровольно, чтобы уменьшить пени — это деньги из резервного и других фондов;
  • 43,5 млн рублей — ещё должны;
  • 15 млн —16,5 млн рублей — заморожены на валютных счетах; их пока не трогают, потому что не уверены, по какому курсу налоговая их конвертирует.   

На новом счёте компания формирует резервный фонд, но не платит из него штраф — возможно, удастся победить налоговую в суде.

Показатели начали расти: за пять месяцев, которые прошли с блокировки счётов, компания успела прийти в себя. 

Вывод

Штраф в размере годовой чистой прибыли и блокировка счетов могли закрыть бизнес. Но не закрыли, потому что финансовый директор заранее учел риск и подготовился к нему. Это история о том, как важно регулярно изучать отчёты компании и при решениях опираться не на чувства, а на цифры. В таком случае удастся разработать рабочий план и уменьшить последствия. 

Расчетный счет для ИП

Открытие счета для ИП за 20 минут

Расчетный счет Расчетный счет Расчетный счет
#SWOT-анализ#Бизнес-история

Читайте также

0

«Ё|батон»: как раскачали продажи на маркетплейсе

Андрей Коновалов — победитель Всемирных игр, абсолютный чемпион мира, Европы и России по пауэрлифтингу в супертяжёлом весе, ...

12 октября 2021

0

Реализовываем мечту и открываем свое дело за полтора месяца

Кто из нас не задумывался однажды начать свое дело? Согласитесь, у людей без предпринимательского опыта сразу возникают вопросы: ...

7 декабря 2020

0

Как превратить блог в собственное производство: история Интернет-магазина Zero Waste People

Основательница Интернет-магазина Zero Waste People Дария Гарбузова поделилась своим опытом ведения небольшого бизнеса по продаже ...

24 января 2024

0

АО «ГНИВЦ»: Помогаем своим сотрудникам создать дополнительный источник дохода в будущем

Акционерное общество «Главный научный инновационный внедренческий центр» (АО «ГНИВЦ») — современная IT-компания, лидер на ...

2 июня 2021