
Опубликовано: 23.07.2025
Создать нужный имидж и защитить индивидуальный образ компании поможет товарный знак. Что еще он дает и как его оформить — расскажем в статье.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это уникальное обозначение товаров или услуг. По такому обозначению покупатели быстро определяют компанию или ее продукт. Чаще в качестве товарного знака регистрируют название, слоган или логотип.

Иногда права оформляют на звук, цвет или даже запах.
Пример
Компания Вимм-Билль-Данн зарегистрировала права на мелодию рекламного слогана «Самое вкусное чудо». А Газпром — фирменный оттенок синего.
Чтобы элемент компании стал товарным знаком, его регистрирует Роспатент. После регистрации бизнес становится владельцем обозначения. Это значит, что ни одна компания больше не сможет использовать такой же или близкий по смыслу элемент.
Если вы — клиент банка ВТБ, можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом «Регистрация товарного знака». Эксперты возьмут на себя полное сопровождение проекта — от оформления документов до получения решения.
Требования к товарному знаку
Товарный знак не должен нарушать Гражданский кодекс РФ. По закону Роспатент не зарегистрирует:
Элемент, похожий на другие товарные знаки. При этом оба похожих элемента могут быть еще на регистрации. Приоритет отдадут заявке, которую подали первой.
Государственную символику. В логотипе нельзя использовать части флага или герба Российской Федерации. Так же как и не зарегистрируют права на мелодию гимна.
Общепринятое название. Если слово или словосочетание можно применить к целой группе товаров, права не отдадут одной компании. Например, какой-то определенный сервис для бухгалтерского учета нельзя зарегистрировать «онлайн-бухгалтерией».
Характеристику продукции. В регистрации откажут, если название или слоган описывает:
- качество товара,
- вид,
- ценность,
- место и время производства,
- или дает любые другие характеристики.
Например, не получится зарегистрировать названия «Самый выгодный риелтор» и «Всегда свежий хлеб».
Слова, которые вводят в заблуждение. Двусмысленные выражения, завышенные оценки, необъективные фразы не подойдут для товарного знака. Например, часы, сделанные на заводе в Подмосковье, не зарегистрируют как «Швейцарские».
Названия объектов культурного наследия. Нельзя официально оформить названия «Московский Кремль» или «Эрмитаж». Не зарегистрируют и обозначения, которые используют шедевры искусства.
Элементы, которые противоречат общественным нормам. Ненормативную лексику, оскорбление чувств верующих или нарушение моральных норм также не пропустит Роспатент.
Полный перечень ограничений есть в статье 1483 Гражданского кодекса РФ.
Что дает товарный знак бизнесу
Регистрация слогана или логотипа нужна не только крупному бизнесу. Любой компании или ИП товарный знак дает несколько преимуществ, среди которых:
Защита прав. Если конкурент использует ваш логотип, можно подать на него в суд. По статье 1515 Гражданского кодекса РФ максимальная сумма компенсации за нарушение — до 5 млн рублей.
Безопасность. Регистрация товарного знака — это одновременно гарантия того, что вы сами не нарушаете чьих-то прав.
Если вы используете незарегистрированный логотип или слоган, суд может признать его похожим на официальное обозначение другой компании. Ведь согласно отчету Роспатента, в России оформили почти миллион товарных знаков.
Дополнительный актив. Оформленный товарный знак — это имущество бизнеса. Его можно оценить и продать. А можно оформить в залог по банковскому кредиту.
Известность на рынке. Со временем вашу компанию начнут узнавать по товарному знаку. Даже небольшую кофейню или аптеку в городе местные жители определят издалека по фирменной вывеске.
Возможности роста. Товарный знак понадобится, если вы собираетесь работать с маркетплейсами или запускать франшизу. Для маркетплейса он гарантирует подлинность товаров онлайн-продавца, а франчайзеру помогает скорее привлечь инвесторов.
Кто может оформить товарный знак
По информации Роспатента, закрепить за собой право на название или логотип в России может:
- компания или ИП;
- гражданин;
- иностранная организация.
Граждане, предприниматели и российские компании могут подать заявление сами. Иностранные организации — только через представителей.
Этапы регистрации товарных знаков
Регистрация фирменного обозначения — длительный процесс. Даже если у Роспатента не будет к вам вопросов, заявление могут рассматривать до 13,5 месяцев.
Ведомство проводит процедуру в несколько этапов.
Подготовка документов
Чтобы ведомство приняло заявку, первым делом подготовьте документы:
- Заполните заявление. Актуальную форму возьмите на официальном сайте Роспатента.
- Опишите будущий товарный знак. Например, напишите текст, прикрепите рисунок логотипа или аудиозапись.
- Выберите классы из Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Фирменное обозначение оформят только для тех классов, которые вы укажете.
Оплата пошлин за экспертизу
Прежде чем отправить заявку, оплатите первые пошлины. Суммы платежей следующие:
- За формальную проверку — 4000 рублей. И еще 1000 рублей стоит один класс МКТУ.
- За проверку по существу — 13 000 рублей. Дополнительно 2500 рублей за класс МКТУ.
Пример
ООО «Хорошее дело» хочет зарегистрировать логотип для 10 классов товара. Предварительно общество платит госпошлину: 4000 + 1000*10 + 13 000 + 2500*10 = 52 000 рублей.
Реквизиты для платежа и инструкция к заполнению также есть на сайте Роспатента.
Подача документов
Отправьте документы в ведомство любым способом ниже:
Почтой. Отправьте письмо по адресу: 125993, город Москва, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1.
Через Федеральный институт промышленной собственности. Подайте онлайн-заявление на сайте в любое время. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Получите ее в одном из Удостоверяющих центров из списка на сайте ФНС.
Через Госуслуги. Если у вас нет КЭП или вы не хотите ее получать, подайте заявку онлайн на портале Госуслуг. Документы в сервисе подписывают простой электронной подписью (ПЭП). Ее выдадут вам на портале.
Через патентного поверенного. Доверьте работу с Роспатентом аттестованному посреднику. Он подаст заявку, рассчитает пошлины, поможет с регистрацией, если возникнут трудности.
Экспертиза Роспатента
Когда ведомство получит документы, то приступит к экспертизе. Она состоит из двух этапов:
Формальная экспертиза — это проверка документов и дозапрос недостающих. На первичную проверку уйдет 1,5 месяца, на досбор вам дадут еще 3 месяца.
Экспертиза по существу — проверка норм Гражданского кодекса РФ. Максимальное время такой экспертизы — 12 месяцев.
Если товарный знак пройдет проверки, его добавят в Государственный реестр. Если в регистрации откажут, вам дадут шесть месяцев, чтобы оспорить решение. Доводы рассмотрят еще за два месяца.
Оплата пошлин за оформление и документы
Следующим этапом проведите платежи:
- за регистрацию обозначения — 18 000 рублей + 2000 рублей за 6-й и каждый последующий класс Международной классификации товаров и услуг;
- за получение бумажного свидетельства — 3000 рублей.
Пример
Роспатент одобрил регистрацию логотипа «Хорошего дела» для 8 из 10 заявленных классов МКТУ. Компания оплачивает пошлины на сумму: 18 000 + 2000*3 + 3000 = 27 000 рублей.
Чтобы не переплатить, перепроверьте расчет через калькулятор на сайте Роспатента. Реквизиты и инструкцию для оплаты пошлин возьмите также на сайте.
Получить свидетельство
Как только в ведомстве увидят, что оплата пошлин прошла, сформируют и пришлют вам электронное свидетельство.

Свидетельство действует 10 лет. Чтобы продлить срок, нужно подать заявление до конца срока и снова заплатить пошлины.
Памятка по регистрации права на товарный знак
Собрали все этапы оформления товарного знака в шпаргалке.
Этапы | Из чего состоят | Сроки |
Подготовить документы | ✅ заполнить заявление ✅ описать товарный знак ✅ выбрать классы МКТУ | - |
Оплатить первую группу пошлин | ✅ за формальную проверку ✅ за оценку по существу | - |
Подать документы | Способы: ✅ Почтой России ✅ через Федеральный институт промышленной собственности ✅ через портал Госуслуг ✅ с патентным поверенным | - |
Пройти предварительную проверку | ✅ оплаты пошлин ✅ полноты документов ✅ предоставить недостающие документы | 2 недели 1 месяц 3 месяца |
Получить решение | ✅ пройти проверку норм ГК РФ ✅ проверить включение знака в Государственный реестр ✅ оспорить отказ Роспатента | 12 месяцев 6 месяцев |
Оплатить вторую группу пошлин | ✅ за сведения в реестре ✅ за бумажное свидетельство | - |
Получить официальный документ | ✅ | - |
Коротко
- Товарный знак — это зарегистрированное право бизнеса использовать элемент бренда. Таким элементом может быть название, логотип, слоган, цвет или даже звук.
- Юридическое право на слоган или логотип защищает бизнес от недобросовестных конкурентов, помогает выделяться и расти.
- Оформленный слоган или логотип — это собственность компании, ей можно распоряжаться как любым другим имуществом.
- Зарегистрировать фирменное обозначение можно в несколько этапов: подготовить и подать документы, оплатить пошлины, дождаться результатов экспертизы и получить свидетельство о регистрации.