Российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности для стабильного доступа к сайтам и сервисам ВТБ

Подробнее

0

Франшиза и товарный знак: что нужно знать

user-pic
Алексей Кошкин

Ведущий специалист «Онлайн Патент»

В этой статье
Что такое франшизаКому подходит договор франшизыЧто дает договор франшизы правообладателю бренда — франчайзеруИспользование товарного знака при франчайзингеЧто получает приобретатель франшизыЧто включает договор коммерческой концессии:Что необходимо знатьРеальный кейсКак подать заявку

Опубликовано: 23.11.2022

На сегодняшний день франчайзинг являет собой достаточно распространенную и популярную модель масштабирования бизнеса. Приобретателю франшизы, как и тому, кто ее продает, нужно ответственно подходить к заключению договора франчайзинга, чтобы он учитывал его интересы и возможные риски. Обязательное условие заключения договора франчайзинга — наличие в предмете Договора условия о предоставлении права пользования товарным знаком. Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что такое франшиза 

Франшиза (договор франчайзинга или коммерческой концессии) — это оформление прав на официальное использование товарного знака, фирменного стиля, бизнес-модели и секретов производства. Сегодня это очень популярное и выгодное решение, так как приобретатель (франчайзи) получает, по сути, готовый продукт с уже прописанными и эффективными бизнес-процессами. Это позволяет получать доход обеим сторонам: и приобретателю, и владельцу франшизы.

Кому подходит договор франшизы

Франшиза — идеальный вариант для тех, кто предпочитает работать под брендом, у которого уже есть имя и готовая бизнес-модель. К тому же создание оригинального бренда требует немало усилий, а франшиза — это отличный вариант для начинающих предпринимателей.

Что дает договор франшизы правообладателю бренда — франчайзеру

Сразу несколько преимуществ:

  • Возможность расширить географию, объемы продаж и узнаваемость бренда.
  • Дополнительный доход от выплаты приобретателем паушального взноса (единоразовый платеж за покупку франщизы) и роялти (периодический платеж за франшизу). 
  • Снизить расходы на рекламные кампании за счет взносов со стороны пользователя. 

Использование товарного знака при франчайзинге

Наличие зарегистрированного товарного знака в Роспатенте обязательно, если владелец бизнеса планирует масштабировать свой бизнес через франшизу. 

Товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует бренд и выделяет его среди множества других предложений на рынке. В основном в качестве товарного знака регистрируют наименование компании, но можно  подать заявку  на регистрацию логотипа, слогана, доменного имени, фирменного цвета и других обозначений. Заключить договор франшизы могут коммерческие организации, индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). Регистрация договора происходит через Роспатент.

Что получает приобретатель франшизы — франчайзи

  • Правообладатель дает право покупателю франшизы открыть бизнес по уже готовой схеме. Это означает, что покупатель франшизы получает готовый бизнес: ему не нужно придумывать новый бренд, вкладываться в разработку логотипа и дизайна, а также разрабатывать бизнес-модель. 
  • Владелец дает право на законных основаниях использовать его комплекс исключительных прав, включая право на товарный знак. Приобретатель бизнеса может в своих рекламных кампаниях, на баннерах и т. д. использовать бренд на законных основаниях.
  • Франчайзер оказывает консультационную и техническую поддержку франчайзи. Это могут быть мастер-классы, обучение для сотрудников, прописанные алгоритмы работы, а также оснащение необходимой техникой.

Что включает договор коммерческой концессии:

  • Область деятельности, где франчайзи будет применять товарный знак. Классы МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) должны соответствовать отрасли. То есть если товарный знак зарегистрирован только для мебели (20 класс МКТУ), то приобретатель не может под этим товарным знаком торговать косметикой. 
  • Состав комплекса исключительных прав, предоставляемого по договору.
  • Условия платежей. Вознаграждение может оплачиваться владельцу бренда как разовыми регулярными платежами, так и в виде отчислений от общего дохода. Все условия должны быть четко прописаны в договоре, чтобы в случае невыполнения требований одной из сторон можно было урегулировать конфликтный спор.
  • Срок действия договора франчайзинга. Сам по себе договор не может быть  бессрочным, но надо иметь в виду, что он также зависит от периода действия товарного знака, который надо продлевать каждые десять лет. 

Что необходимо знать

  • Если Вы приняли решение расширить свой бизнес с помощью продажи франшизы, то успейте вовремя зарегистрировать свой товарный знак, так как весь процесс регистрации может занять до года. И не стоит забывать, что вести бизнес без регистрации товарного знака может быть очень рискованно: Вы либо сами того не подозревая, можете нарушить чужие исключительные права, либо недобросовестные конкуренты могут скопировать Ваш бренд.
  • Перед приобретением бизнеса по франшизе рекомендуется предварительно проверить, зарегистрирован ли товарный знак франчайзера, а также на кого он зарегистрирован. Ниже рассказываем про ситуацию, когда предприниматель перед приобретением франшизы не проверил правообладателя товарного знака.

Реальный кейс

Бизнесмен Запенков С. купил франшизу у компании «Ресурс». Предпринимателю стало известно, что ООО «Ресурс» во время подписания соглашения о коммерческой концессии не была правообладателем товарного знака № 313736. Запенков С. подал иск в суд. В результате суд признал незаключенным договор франчайзинга и постановил выплатить бизнесмену 2 519 200 руб. и процент за нелегальное использование чужих средств в размере 661 552 руб. (дело N А41-4910/2016).

Для бизнесмена этот конфликт закончился успешно, чего не скажешь о продавце франшизы. 

Как подать заявку?

Сделать это легко: с помощью сервиса «Регистрация товарного знака» от Онлайн Патент. Вы получите бесплатную консультацию, сопровождение Вашей заявки вплоть до получения Свидетельства. Вся услуга предоставляется полностью онлайн. Клиенты ВТБ проходят регистрацию на особых условиях.

#франшиза#Товарный знак

Читайте также

0

Сокращение штата по инициативе работодателя

Бывают ситуации, когда работодатель вынужден сократить штат:  изменился рынок;задач мало, а сотрудников слишком много;нет ...

28 февраля 2024

0

Закупки по 44-ФЗ. Актуальные вопросы. Часть вторая

ВопросОтветВ каких случаях можно вносить изменения в уже заключенный контракт? Есть ли особенности изменения контрактов с 01.01.

29 июня 2022

0

Важные изменения для ИП в налоговом законодательстве в сентябре

Делаем обзор самых важных нововведений налогового законодательства, которые произошли в сентябре. Изменения касаются самозанятых ...

7 октября 2020

0

Коммерческое и некоммерческое пaртнёрство: юридические особенности и риски

Бизнес-партнёрство — это сотрудничество между двумя предпринимателями. Но если не построить бизнес-процессы, не закрепить ...

18 сентября 2023