Опубликовано: 17.04.2024
Разберёмся, что такое бриф, зачем нужен и как составить. Как провести брифинг с клиентом и какие правила соблюдать.
Что такое бриф и зачем его составлять
Бриф — это такая анкета, в которой исполнитель прописывает вопросы, а заказчик на них отвечает. Бриф нужен для того, чтобы исполнитель понял, какую задачу нужно выполнить для клиента.
Представим ситуацию. Вы пришли в ресторан на ужин. Администратор проводит Вас к столику, официант приносит меню. Вы пытаетесь выбрать, что же Вам такое заказать. Так вот, задача официанта — задать Вам наводящие вопросы, чтобы вместе понять, какое блюдо Вы хотите:
- холодное или горячее;
- сладкое, солёное или может быть кислое.
Официант составляет краткий бриф, анализирует ответы и предлагает возможное решение.
На интервью с клиентом задача примерно такая же: исполнитель узнает, что хочет заказчик, и предлагает решение, которое закроет потребность клиента и сработает лучше всего.
Брифовать — это задавать важные вопросы и слышать на них ответы.
Как составить бриф
Бриф составляет исполнитель задачи. Для этого он созванивается с заказчиком и узнает, что у него «болит». И только потом думает, как ему помочь.
Вопросы для брифа можно разделить на три большие категории: общие, специфические и дополнительные.
Общие вопросы. Разузнайте всё о компании, продукте, покупателях и конкурентах у владельца или представителя компании. Так у Вас сложится базовое понимание задачи и компании, для которой Вы будете эту задачу решать.
Специфические вопросы. Уточните, что решит эта задача, какую пользу аудитории и бизнесу она принесёт. Спросите, делали Вы раньше что-то подобное, и как оно сработало.
- Если сработало хорошо — супер, а почему?
- Если плохо — что на это повлияло, какие выводы сделали.
Ещё здесь важно узнать ожидания заказчика от результата. Чего мы хотим достичь: повысить лояльность клиентов, собрать 200 откликов или продать услугу.
Если у заказчика нет чёткой цели, его никогда не устроит результат. Все время будут придумываться новые правки, уточняться детали. В итоге бизнес сольёт бюджет в никуда и потратит время и нервы исполнителя.
Дополнительные вопросы:
- Какие источники для подготовки задания можно использовать.
- Какие будут этапы согласования задачи — сдавать задачу целиком или показывать все черновики и заметки.
- Кто будет согласовывать задачу — заказчик, маркетолог, продакт или кто-то другой.
- Есть ли какие-то внутренние материалы, на которые нужно опираться при подготовке задания — tone of voice (стиль коммуникаций бизнеса с клиентами), референсы, редполитики, брендбуки, чек-листы.
Как провести брифинг
Разберём три этапа любого брифинга.
Первый этап: техническая подготовка
Готовиться к звонку нужно всем: заказчику и исполнителю. Так Вы не потратите драгоценное время на лишние согласования и уточнения, а сделаете акцент на важных вещах.
Алгоритм подготовки такой:
Посмотреть сайт и соцсети компании. Обращаем внимание на то, как компания общается с аудиторией, на каком языке говорит. Какие уникальные предложения есть на странице. Так мы поймём, какое впечатление складывается у читателей, когда они переходят на сайт.
Изучить продукт или услуги компании. Затем переходим в блок «Продукты» или «Услуги» на сайте. Смотрим, какой прайс у компании — это поможет понять, какая у них аудитория.
Проанализировать конкурентов. Найти в поисковике компании, которые работают в той же сфере, что и Ваш заказчик. Посмотреть, на каких площадках они размещаются, какой контент выкладывают, какая у них аудитория.
Почитать отзывы о компании. Отзывы можно найти на сайте заказчика, обычно под них делают отдельную страницу на сайте. Для полной картины почитатейте отзывы о компании на сайтах-отзовиках, Яндекс Картах.
Если заказчик прислал Вам презентации и документы о компании, их тоже нужно изучить. Подготовиться нужно так, чтобы не задавать одни и те же вопросы по несколько раз.
Второй этап: моральная подготовка
В любом разговоре, особенно рабочем, нужно помнить:
✅ Нормально | ❌ Не нормально |
Задавать вопросы (любые) | Делать вид, что всё понятно |
Переспрашивать, если не услышали или не поняли | Думать, что Ваши вопросы какие-то не такие |
Не знать чего-то | Думать, что непонятные вопросы можно просто «загуглить» |
Ошибаться | |
Волноваться |
Каждое новое интервью будет проходить легче, с первого раза мало у кого получается. Практикуйтесь, отмечайте ошибки и работайте над ними.
Третий этап: проводим брифинг
Задача любого интервьюера — вовлечь человека в коммуникацию, сделать так, чтобы ему тоже было интересно. Вы проводите звонок, чтобы вместе сделать что-то важное. Это нужно и Вам, и Вашему клиенту.
Есть несколько правил, которых придерживаются интервьюеры в разговоре с собеседником:
Открытые вопросы. Это вопросы, которые начинаются с «как», «почему», «зачем». На них нельзя ответить как-то однозначно. Собеседнику придется развивать мысль.
Один вопрос за раз. Сначала задаём вопрос, ждём ответ собеседника, и только потом задаём следующий. Если задать несколько вопросов сразу, клиент ответит на один, а про другой забудет, и Вам придётся его повторять.
Краткие вопросы. Длинные вопросы нагружают клиента, он может запутаться. Задавайте краткие вопросы, клиент сам захочет дать больше деталей.
Любопытство. Почему эта фича в УТП работает? Почему Ваша целевая аудитория — мамы в декрете? Не бойтесь интересоваться, люди любят деться тем, в чём они профи.
Записывать разговор. Всегда. Человеческая память такова, что мы забываем какие-то детали разговора, коверкаем информацию, а потом неправильно её интерпретируем. Чтобы точно передать слова заказчика, ставьте видео на запись. Только перед этим уточните у человека, не против ли он.
Вести конспект. Даже если записываете разговор. Размечайте информацию по логическим блокам, чтобы самому не запутаться в полотне текста. Не сокращайте текст так, чтобы потом его не разобрать. Вместо этого введите какие-то условные обозначения.
Как вести себя на брифинге
Во-первых, быть вежливым:
- не перебивать;
- не грубить;
- не сарказмировать;
- не шутить, даже если шутка кажется Вам безобидной.
Во-вторых, быть гибким, уметь подстраиваться под ситуацию. Не обязательно чётко идти по списку вопросов: они нужны, чтобы управлять беседой, направлять её в нужное русло.
Список вопросов — это опора, а не инструкция
По ходу разговора можно понять, что вопрос не нужен. Это тоже нормально, просто вычеркните его из списка и идите дальше.
Что делать с разговорчивыми и молчаливыми клиентами
Люди разные, у каждого свой характер, проблемы и желания. Здесь нужно быть своеобразным психологом и уметь находить подход к каждому человеку.
Иногда попадаются молчаливые или, наоборот, слишком разговорчивые клиенты. Вести себя с ними нужно по-разному.
Молчаливых — разговорить, разговорчивых — тормозить
Молчаливые клиенты обычно избегают деталей, разговорчивые чаще отходят от темы.
Чтобы разговорить молчаливых, цепляйтесь за непонятные Вам термины и задавайте уточняющие вопросы. Чтобы притормозить разговорчивых, наблюдайте и периодически напоминайте о теме разговора.
Самое важное правило брифинга
Не предлагать решение сразу.
Казалось бы, Вы обсудили задачу и всё поняли. Хочется сразу предложить решение.
Например, клиент просит статью о том, как открыть магазин одежды. Вы предлагаете взять интервью у внутреннего или внешнего эксперта, написать лонгрид и выложить его на сайте с анонсом в соцсетях. Кажется, что решение найдено, можно приступать.
Но не всё так просто. Не всегда поверхностное решение будет самым правильным. Поэтому подумайте, прежде чем что-то предлагать, обсудите с коллегами.
В итоге может оказаться так, что заказчику вообще не нужен этот лонгрид. Вы придумаете решение, которое лучше закроет его потребность.
Что делать после брифинга
Ещё раз проговорите все технические и организационные моменты: сроки, круг согласователей, с кем и что можно обсуждать.
Но приступать к задаче пока рано. После звонка у собеседников могло сложится разное понимание задачи, и это нормально. Чтобы проверить, насколько правильно Вы услышали заказчика, составьте саммари звонка или подробное понимание задачи.
Саммари — это краткий пересказ всего того, что было на звонке:
- что обсуждали;
- о чём договорились;
- что ждём от Вас;
- что делаем мы.
Понимание задачи нужно для того, чтобы составить техническое задание. В документе прописываем:
- всё, что узнали на звонке;
- описание цели и задачи;
- описание целевой аудитории;
- план действий, как будем решать задачу.
Так, например, выглядит шаблон брифа на рекламные тексты:
Шаблон универсальный, подойдёт для любой задачи. Переходите по ссылке, делайте копию и используйте в работе.
Теперь можно переходить к выполнению задачи.
Главное
- Бриф — анкета с вопросами для заказчика, которую составляет исполнитель. Бриф нужен для того, чтобы правильно поставить задачу и найти самое лучшее решение.
- Чтобы составить бриф, нужно провести брифинг — звонок с клиентом. На звонке исполнитель задаёт разные вопросы, а заказчик максимально подробно на них отвечает.
- Самое важное правило брифинга — не предлагать решение сразу после обсуждения задачи. Дайте себе время на подумать. Часто самое лучшее решение не лежит на поверхности.
- После брифинга нужно составить саммари или подробное понимание задачи и отправить его клиенту. Это нужно для того, чтобы проверить, насколько правильно Вы услышали заказчика, и составить техническое задание.