Опубликовано: 11.08.2023
Все больше фрилансеров выбирают налоговый режим НПД за простоту, гибкость и низкую ставку. Но какие еще преимущества есть у статуса самозанятого? Поговорили с руководителем редакции «Метаконтент», редактором портала «Академия бизнеса», Рози Нерсесян, о профессиональном росте, оформлении самозанятости и ИП, а также о планах на будущее.
Расскажи о себе, чем ты занимаешься и как долго в профессии?
Я коммерческий редактор и руководитель редакции «Метаконтент». Вместе с командой помогаю компаниям продавать свои услуги и товары через блог, соцсети, рассылки, лендинги и другой текстовый контент, поддерживать hr-бренд компании и заявлять о себе на рынке. С недавнего времени обучаю копирайтеров, редакторов и экспертов, которые хотят писать тексты и продавать свои услуги.
В профессии я примерно 3 года. Говорю «примерно», потому что не знаю, в какой момент произошел переход к профессиональной деятельности. Первые полгода я только разбиралась, как все устроено.
На каком этапе ты решила оформить самозанятость и почему выбрала именно этот налоговый режим?
Через полгода после начала работы. Я захотела выйти на новый уровень, сотрудничать с крупными компаниями, а они работают с подрядчиками только официально. Самозанятость давала мне возможность находить классные проекты, такие как Яндекс, ГПБ Инвестиции, Открытие.
Год назад я открыла ИП, но все еще работаю в режиме НПД (налог на профессиональный доход) — это тоже самое, что самозанятость, только с небольшими преимуществами.
НПД — самая простой и удобный режим для начинающего предпринимателя. Не нужно платить фиксированные взносы, вести отчетность, открывать кассу. Вы платите налог только с той прибыли, которую получили, в два клика в приложении.
Почему ты решила открыть ИП на НПД?
Примерно год назад, когда я начала обучать копирайтеров и редакторов, давать консультации и оказывать разовые услуги, поняла, что намного проще принимать оплату через сайт. Для этого нужен интернет-эквайринг — надо открыть расчетный счет, то есть оформить ИП.
И я была рада узнать, что на ИП есть режим НПД, с такими же условиями, как для самозанятого: доход до 2,4 млн рублей, отсутствие сотрудников и ограничения по видам деятельности. При этом я могу создать сайт, подключить эквайринг, принимать оплату на расчетный счет и оттуда сразу выводить деньги на свою карту.
Плюс есть возможность выдавать рассрочки и кредиты и пользоваться остальными сервисами, при этом платить все тот же минимальный налог.
Какие вложения тебе понадобились на старте работы?
Наша работа прекрасна тем, что ты больше вкладываешь в свои знания, чем в оборудование и помещение.
На старте я купила книгу «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Больше не вкладывалась в обучение и пыталась плыть по течению первые полгода. Это было ошибкой — я сама себя тормозила в развитии.
Купила новый ноутбук MacBook Air 13. Он стоил примерно 70 тыс. тогда. Новичкам можно работать и на своем ноутбуке, это была скорее прихоть, нежели необходимость.
Через полгода все-таки купила курсы и еще новые книги. Все это уложилось в 50-60 тыс. руб. Конечно, это не обязательно. Можно не учиться на старте, просто будет сложнее понять, что и как делать. Особенно, если нет никакого навыка и понимания, как работают коммерческие тексты.
Сейчас я учусь каждый месяц — это могут быть просто консультации у специалистов, курсы, тренинги и книги. Я считаю себя амбассадором постоянного обучения. Для меня это залог успеха.
Расскажи про свою работу — каких принципов придерживаешься, как строишь процесс с клиентами?
На самом деле, процесс работы зависит от клиента и задачи. Истории практически не повторяются, но есть некий каркас, которого я придерживаюсь на старте.
Погружаюсь в задачу. Сначала мне важно созвониться с клиентом, провести бриф, узнать, какую задачу он хочет передать. Без этого этапа мы не идем дальше, потому что понимание задачи поможет избежать ошибок в процессе и быстрее дать нужный результат. Бывает, клиент приходит с одной задачей, мы ее разбираем и понимаем, что нужно совершенно другое. Если бы не разобрались в задаче, потратили бы деньги и время впустую.
Составляю подробный план работы. Кто и что будет делать, где у кого заканчивается зона ответственности, сколько времени займет, и сколько будет стоить работа. Клиент может попросить скорректировать план, убрать какие-то задачи, пересмотреть стоимость. Это нормально — главное найти решение, которое устроит обе стороны.
Веду постоянную коммуникацию. В процессе держу клиента в курсе задачи — что делаем с командой, что скоро сдадим, что еще в работе. Он всегда знает, чем занимается команда контента и вообще не переживает ни о дедлайнах, ни о качестве.
Фиксирую результаты и делаю выводы. Это самая важная часть. В контенте нет готовых формул успешного текста. Ты изучаешь задачу, выдвигаешь гипотезы и тестируешь их. И после оцениваешь, что сработало, что можно повторно взять в работу, а что поменять.
Какие у тебя были клиенты на старте, а какие сейчас? Как ты их находишь?
Этот процесс можно разбить на четыре этапа.
1. Искала блогеров и экспертов в соц.сетях через холодную рассылку. Писала людям в личные сообщения о том, кто я и чем могу быть полезна, присылала свои работы и стоимость по разным форматам. Это было не очень эффективно, потому я не понимала, как правильно писать холодные рассылки, как с ними работать. Иногда меня как специалиста советовали знакомые и друзья, которые работали контент-менеджерами.
2. Находила агентства контент-маркетинга через hh и телеграм-каналы по поиску работу. Спустя полгода я открыла мир коммерческих текстов для компаний вроде Яндекса и сразу влюбилась. Начала откликаться на все вакансии, которые нравились — это могли быть вакансии от конкретного редактора или от всего агентства.
Работала сначала напрямую с редактором как подрядчик, а после сотрудничала с агентством «Стратегия». С ними мы сделали много классных вещей — писали рекламные статьи в Дзен для клиентов Яндекса, вели блог компании MixCart и Оконный континент, помогали Циану с контентом. Тогда я и прокачалась как автор, увидела реальный рост навыков.
3. Начала работать с компаниями напрямую. Я ушла из агентства и начала искать личные проекты как редактор — тоже через hh и телеграм-каналы. Это было не сложно, потому что я понимала, как откликаться на вакансии и общаться на собеседованиях. До сих пор сотрудничаю с ГПБ Инвестиции, писала для IT-компаний и агентств недвижимости.
Последний крупный клиент пришел через блог — это Академия бизнеса, а сейчас портал «Ближе к делу». Для меня это самый яркий показатель роста и качества работы. Я выстроила процессы в Академии за две недели, наняла команду и сделала так, чтобы всем было комфортно работать — и авторам, и менеджерам, и руководителю в первую очередь.
4. Начала обучать коммерческим текстам. Я нахожу учеников через личный блог. Делаю анонс потока и еще в нескольких постах рассказываю о преимуществах и результатах после обучения.
Мне нравится учить, передавать знания и помогать людям достигать целей. Я набираю всегда небольшие группы, чтобы каждому уделить внимание. Сейчас многие ученики — это мои авторы в редакции. Кто-то работает с ГПБ Инвестиции, кто-то в Тинькофф, некоторые уже руководят командами в IF+. И все они приходили практически с нуля.
Ты продвигаешь свои услуги через личный блог?
Да, я не помню, когда последний раз искала клиентов — они находят меня сами. Приходят ко мне из личного блога или по рекомендации от предыдущих заказчиков. Поэтому для меня личный блог — это бизнес.
Сейчас я продвигаю его во всех соцсетях, но в основном в телеграме — бесплатно и платно. Но даже без личного блога можно пользоваться этими способами для себя.
Видео и вертикальные ролики. Я снимаю ролики в ВК и YouTube — они приносят подписчиков, которые дальше переходят в телеграм. Причем в видео нет сложного монтажа и серьезного сценария — все просто на коленках, но это работает. На этой площадке сейчас самое простое продвижение.
Взаимный пиар, гостевые посты, конференции. Я прихожу в крупные телеграм-каналы и предлагаю написать для них пост, а взамен сделать им рекламу на канале. Иногда мы проводим с редакторами совместные вебинары. Чаще всего делаем взаимный пиар с каналами — это когда вы рекламируете друг друга бесплатно. Такое работает с каналами с похожей по количеству аудиторией.
Статьи на VC. Пишу о процессах работы, кейсах, даю советы. Всегда оставляю ссылку на телеграм-канал с меткой и слежу, сколько людей приходит с этой площадки.
Закупка рекламы в Telegram. У меня есть помощница, которая находит целевые каналы через сервис TgStat, показывает мне таблицу со списком каналов и основными показателями статистики, а я уже выбираю, где рекламироваться. Трачу на это примерно 20 тысяч в месяц. Подписчик в среднем выходит 100 рублей — раньше было дешевле, конечно.
В последнее время мои публикации на VC и видео в YouTube берут в дайджесты полезных материалов разные телеграм-каналы — это дополнительно продвигает личный бренд.
Как увеличился твой доход?
На старте я писала посты за 250 рублей, и зарабатывала в месяц примерно 10-15 тысяч рублей, если повезет. Часть отдавала на выплату рассрочки по курсам. Когда вышла на редакторов и агентства, начала зарабатывать примерно 30 тысяч рублей в месяц.
Мой доход увеличивался каждые три месяца, пока не достиг потолка, который меня устраивал на тот момент. А дальше американские горки — доход то падает, то растет. Это связано с тем, что иногда я хочу много работать, иногда нет. То есть это не случайность, а следствие моих действий. К тому же рынок двигается по циклу, вечный рост не может существовать.
Были ли у тебя ошибки на старте работы?
Первая — я не уделяла должного внимания обучению первые полгода. Только читала книги и статьи в открытом доступе по копирайтингу. Теория не всегда применима ко всем форматам текстов, она часто упускает из виду контекст. Если бы я начала работать с наставником, возможно, быстрее пришла бы к результату.
Вторая ошибка — не заключала договор. Из-за этого несколько раз теряла деньги. Когда работаете на честном слове, есть риск, что клиенту может не понравиться твоя работа, и он тебе просто не заплатит за нее. Поэтому на старте очень важно обговаривать все условия, составлять хотя бы простой договор, чтобы определить зоны ответственности.
Третья ошибка — я не собирала отзывы клиентов и не оформляла их в кейсы. Сейчас я понимаю, что работала с огромным количеством людей, брендов и компаний, но оцифровать их в формат кейсов уже не могу, потому что практически забыла, что конкретно мы делали. И я уже не могу попросить отзыв, потому что человек вряд ли помнит, что я делала для него и к какому результату мы пришли.
Какие у тебя профессиональные планы на ближайшее будущее?
Главное — это развивать редакцию и продолжать сотрудничать с компаниями не в одиночку, а вместе с командой. Для этого, кстати, не нужно менять режим — я не буду нанимать сотрудников и заключать с ними трудовой договор, а буду их привлекать к работе как подрядчиков. И поэтому спокойно могу работать дальше на самозанятости.
Первая сложность — продажи. Особенно тяжело, когда ты ищешь клиентов не для себя самого, а для целой команды. Я даже не знаю, что из этого выйдет, но мне интересно. Для меня это про развитие. Важен не столько объем денег, сколько сам факт того, что это работает, что есть редакция и команда — они получают деньги, я нахожу клиентов, и все хорошо.
Вторая сложность — управление. Управление людьми, наверное, самое сложное, что есть в бизнесе. Мотивация, выстраивание процессов, контроль. Если не уследить, все это может превратиться в такой огромный снежный ком, который снесет все.
Какой совет ты бы дала начинающим копирайтерам?
Главный совет — очень много писать и не ждать, когда появится клиент или реальная задача. Эту задачу можно придумать самому: создать контекст и внутри него писать и публиковать тексты. Или можно пойти на практическое обучение, тоже писать тексты, публиковать их и формировать портфолио.
Второй совет — не бояться трудностей и ошибок, потому что любая ошибка формирует опыт. Если постоянно боятся, что ошибетесь, не получите работу или Вас уволят, Вы все время будете отказываться от классных проектов. Лучше взять и сделать, а после проанализировать, порефлексировать, понять, получилось или нет, и отталкиваться от этого в работе.
Последний совет от меня — оформить самозанятость. Это поможет Вам серьезнее относится к работе, чувствовать себя уверенно и заключать договоры с крупными заказчиками.
Оформите самозанятость в банке ВТБ
Самозанятость позволяет работать официально, подтверждать доход для получения кредита или ипотеки и повышать доверие клиентов.
- не нужно ходить в банк или налоговую
- не нужна онлайн-касса
- никакой отчетности, только формируете чек и платите налог
- выгодные налоговые ставки: 4% при расчете с физлицами и 6% при расчете с юрлицами и ИП
- налоговый бонус 10 тыс. руб.
- не платите налог, если нет прибыли
Стать самозанятым через банк ВТБ просто:
- Оформите бесплатную дебетовую карту
- Скачайте мобильный банк или войдите в интернет-банк
- В мобильном банке в разделе «Услуги» выберите «Самозанятость». В интернет-банке в разделе «Сервисы» выберите «Самозанятость»
- Зарегистрируйтесь самозанятым и начните работать, следуя подсказкам
А команда «Ближе к делу» поможет сделать первые шаги, найти первых клиентов и развивать бизнес.