Опубликовано: 26.07.2023
На 2023 год в России зарегистрировано более 7 млн самозанятых, и это число увеличивается на 7,5 тысяч человек ежедневно. Чтобы выделяться на фоне конкурентов, продвигать свои товары и услуги нужно заниматься рекламой и продвижением своего бренда. В статье разберём платные и бесплатные методы рекламы для самозанятого.
Могут ли самозанятые давать рекламу
Запреты, регулирующие деятельность самозанятых, перечислены в ФЗ №422. В законе не прописаны ограничения или требования к самозанятым, которые касаются рекламы.
Самозанятые могут размещать рекламу, но она не должна нарушать правила ФЗ «О рекламе» и других нормативно-правовых актов России. Например, реклама не должна вводить потребителя в заблуждение, запрещено использовать информацию о лекарственных средствах без соответствующей медицинской экспертизы.
Бесплатные методы рекламы и продвижения
Самозанятые могут использовать бесплатные методы рекламы и продвижения, чтобы привлечь внимание к своему бизнесу. Подробнее разберём некоторые из них:
Социальные сети. Для продвижения в соцсетях нужно выполнить следующие шаги:
- Создать страницу, заполнить профиль контактной информацией и фотографиями
- Создать релевантный контент, который будет привлекать внимание вашей аудитории. Например, фотограф может публиковать свои работы, рассказывать, как проводит съемки и насколько клиентам комфортно с ним.
- Поддерживать регулярность публикаций — определить расписание постов и следовать ему. Не обязательно чётко следовать ему, важно понимать, сколько публикаций в неделю нужно сделать и не привязываться к конкретным датам.
- Использовать хэштеги и ключевые слова в постах, чтобы целевая аудитория их проще находила
- Развивать коммьюнити: отвечать на комментарии, общаться с подписчиками, задавать им вопросы
- Рекламировать социальные сети на других каналах коммуникации, например, на тематических сайтах или мероприятиях
- Реагировать на отзывы и жалобы аудитории, чтобы сохранить и укрепить имидж бренда
- Отслеживать аналитику: мониторить статистику посещений, узнавать о взаимодействии с постами и аудиторией, чтобы узнать, что работает лучше всего и повысить эффективность действий в будущем
Я открыла интернет-магазин «BULAVOCHKA» и хотела развивать своё любимое хобби: пошив одежды. Для привлечения заказчиков и аудитории, решила использовать рекламу в социальной сети ВКонтакте. Размещала посты в группах, историях, а также в разделе товаров — это привело ко мне сначала потенциальных, а теперь уже постоянных заказчиков. Дело пошло «в гору» и теперь моё хобби приносит мне прибыль.
Ксения Грибцова, пошив одежды на заказ «BULAVOCHKA»
Контент для рекламных площадок. Создать блог на популярных платформах, например, Дзен или vc.ru. Можно публиковать кейсы, обзоры на продукты и услуги, обучающие материалы, советы по своей сфере деятельности и дополнительно добавлять ненавязчивую рекламу.
Короткие видео — шортсы. После блокировки некоторых соцсетей пользователи перешли на YouTube. Снимая развлекательные или познавательные ролики, можно привлечь первых подписчиков и клиентов.
Бесплатные вебинары и конференции. Самозанятые могут проводить вебинары и онлайн-конференции для своей целевой аудитории. Например, если предлагаете услуги по ремонту и строительству, можно организовать вебинар, посвящённый технике безопасности на стройплощадке. Если занимаетесь репетиторством, то можно проводить эфиры о том, как готовиться к ЕГЭ или ОГЭ.
Фриланс-биржи и площадки для самозанятых. Зарегистрируйте свою деятельность на специализированных площадках, которые объединяют самозанятых в определённой области, например, на Avito, YouDo, Самозанятые.рф, Freelancehunt.com. После регистрации можно будет выложить своё резюме и стать исполнителем услуг — заказчики смогут найти и обратиться к вам. Например, так можно искать клиентов, если занимаетесь ремонтом бытовой техники или репетиторством.
Платные каналы продвижения бизнеса
В какой-то момент бесплатные методы перестают работать и их начинает не хватать и нужно переходить к платным способам, чтобы привлечь больше людей. Собрали некоторые из них:
Таргетированная реклама во Вконтакте и других социальных сетях. Это реклама, направленная на целевую аудиторию. Выбрать аудиторию можно в рекламном кабинете. Начать рекламировать бизнес можно со стартовым бюджетом в 500 руб. Разработайте рекламный креатив, используя дизайн и текст, который будет заинтересовывать потенциальных клиентов.
Реклама выглядит как часть ленты новостей и ведёт на сайт рекламодателя, а не на страницу сообщества
Контекстная реклама. Это способ размещения рекламных объявлений в поисковых системах, например, Яндексе. Реклама показывается в ответ на запросы пользователей по ключевым словам.
Контекстная реклама (1) позволяет занять место в топ-10 поисковых запросов и располагается над органической выдачей (2).
Для запуска контекстной рекламы необходимо создать сайт и настроить рекламный аккаунт. Важно определить:
- Ключевые слова или фразы, по которым клиенты будут искать товар или услугу
- Бюджет — сумма, которую вы готовы потратить на рекламу в день/месяц.
Стоимость контекстной рекламы зависит от конкуренции на ключевые слова и от установленного вами бюджета. Минимально рекомендуемый бюджет — 20 000 руб. в месяц. Важно учитывать затраты на копирайтера и дизайнера сайта. Для эффективной работы контекстной рекламы необходимо постоянно отслеживать и анализировать результаты рекламной кампании и вносить корректировки.
Посевы в соцсетях. Это когда вы создаете рекламный пост и публикуете его в разных тематических каналах. Например, если вы — финансовый консультант, можете разместить рекламный пост о своих услугах на каналах про инвестиции, экономику и финансы. Если вы производите свечи — можно разместить пост у блогеров, которые говорят про дом, интерьер.
Участие в маркетах и ярмарках. Это предоставляет самозанятым возможность продавать свои товары и услуги лично, что может помочь расширить бизнес и привлечь новых клиентов. Кроме того, участие в маркетах помогает наладить контакты с другими предпринимателями и получить обратную связь о своём бизнесе. Например, в Москве с 15 по 16 июля 2023 будет проходить Handmade ярмарка «4 сезона», а с 17 по 19 ноября Выставка-ярмарка бижутерии.
Чек-лист для проверки своей рекламы
Рекламу необходимо проверять, чтобы избежать негативных последствий — штрафов, ухудшения репутации или судебных исков. Собрали чек-лист с требованиями, которым должна соответствовать реклама:
- Не обещает невозможного
- Не содержит дискриминации по возрасту, полу, расе, национальности или любой другой социальной характеристике
- Не используются общеизвестные мифы или дезинформация, чтобы продвигать продукт или услугу
- Не содержит скрытых условий, которые могут привести к нежелательным последствиям для потребителя
- Изображения или видео, которые используются в рекламе, не противоречат вашему посланию и не вводит в заблуждение
- Соответствует вашим этическим принципам, и вы не предлагаете ничего, что сами не купили бы
- Является уникальной и привлекательной — в ней есть то, что может выделить на фоне конкурентов
- Вызывает эмоциональную реакцию — чем сильнее реакция, тем больше шансов, что потребитель запомнит рекламу
- Используются разнообразные каналы — в социальных сетях, в личном блоге, таргетированная.
Вы можете выбрать только бесплатные способы продвижения или совмещать их с платными. Лучше всего — выделить конкретный бюджет в месяц на продвижение, чтобы отслеживать затраты и не уходить в минус.
Если вы только хотите начать бизнес и стать самозанятым — это можно сделать через банк ВТБ:
- Оформите бесплатную дебетовую карту
- Скачайте мобильный банк или войдите в интернет-банк
- В мобильном банке в разделе «Услуги» выберите «Самозанятость». В интернет-банке в разделе «Сервисы» выберите «Самозанятость»
- Зарегистрируйтесь самозанятым и начните работать, следуя подсказкам
Самозанятость позволит сэкономить на налогах, а значит, выделять больше денег на продвижение услуг или продуктов.