0

Как правильно составить и утвердить ликвидационный баланс

Поделиться

Опубликовано: 24.10.2025
user-pic

Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

Один из ключевых этапов в закрытии юрлица — составление ликвидационного баланса. Он нужен для официальной процедуры ликвидации организации и является обязательным требованием закона (ст. 63 ГК РФ). Разбираем, что такое ликвидационный баланс, каких специалистов необходимо привлечь для составления документа и как его утвердить.

Что такое ликвидационный баланс и зачем он нужен

Ликвидационный баланс — это последний бухгалтерский баланс компании, который составляется при ее закрытии (ликвидации). По сути, это финансовый отчет, отражающий все активы (имущество) и обязательства (долги) фирмы на дату закрытия.

Последний баланс компании выполняет сразу несколько задач:

  1. Показывает, что у бизнеса не осталось непогашенных обязательств — долгов по кредитам, зарплатам, налогам, перед поставщиками.
  2. Отражает, какое имущество осталось у компании после выплаты долгов — эти остатки потом распределяют между участниками юрлица.
  3. Подтверждает ФНС, что компанию можно закрыть и исключить из ЕГРЮЛ — единого реестра юрлиц.

Когда нужен ликвидационный баланс и кто его составляет

Иногда ликвидационный баланс не составляют — это зависит от того, в каком случае компанию закрывают.

Когда нужен. При добровольном закрытии, когда учредители сами приняли решение ликвидировать бизнес.

Обратите внимание: баланс нужен как компании с большими оборотами, так и той, что не вела деятельность вообще. Например, когда юрлицо было оформлено, но бизнес так и не запустили.

Когда не нуженЕсли вашу компанию закрывают принудительно, например, через банкротство, то последний баланс составлять не нужно, будут действовать другие правила ликвидации.

Кто составляет. Закрытие проводит ликвидационная комиссия или ответственное за ликвидацию лицо. Они же составляют ликвидационный баланс, а учредители ООО должны его утвердить и подписать (ст. 63 ГК РФ).

Ликвидаторами могут быть:

  • генеральный директор компании;
  • любой учредитель компании;
  • штатный сотрудник, например, бухгалтер;
  • специалист на аутсорсе (бухгалтер или юрист).

В законе нет никаких требований к компетенциям или образованию ликвидатора, им может стать любой человек, кроме тех, кому запрещено вести подобную деятельность, например, дисквалификация по ст. 3.11 КоАП РФ.

Если у вас компания небольшая (оборот до 2 млн рублей в месяц, простая структура активов, немного контрагентов), назначьте единоличного ликвидатора. Например, генерального директора, своего бухгалтера или специалиста на аутсорсе. Комиссии из 3–7 человек актуальны для крупных компаний, в которых большие обороты, много активов, обязательств и судебных споров.

Как правильно составить Устав для ООО
Что такое промежуточный и итоговый баланс

В статье «Ликвидация ООО: пошаговая инструкция» мы подробно рассказали об этапах закрытия фирмы. Коротко перечислим их в схеме:

1. Принять решение о закрытии → 2. Сообщить в ФНС по форме Р15016 → 3. Собрать ликвидационную комиссию → 4. Опубликовать объявление о закрытии на Федресурсе → 5. Провести инвентаризацию → 6. Собрать требования кредиторов → 7. Составить промежуточный баланс → 8. Провести расчеты с кредиторами → 9. Составить окончательный баланс → 10. Распределить остатки → 11. Подать документы о ликвидации в ФНС.

Теперь вы можете увидеть, на каких этапах и ликвидации компании создаются оба документа:

  • Промежуточный баланс составляется на этапе, когда все кредиторы предъявили свои требования, то есть спустя 2 или более месяца после того, как вы опубликовали объявление на Федресурсе.
  • Окончательный ликвидационный баланс оформляется после того, как все долги компании погашены.

Оба баланса составляются комиссией и утверждаются учредителями. Рассмотрим другие особенности этих документов.

Промежуточный баланс

Когда срок для требований кредиторов закончился, комиссия готовит промежуточный ликвидационный баланс. В нем отражают все активы, капитал и долги фирмы на момент, когда известен круг кредиторов. Дополнительно нужно приложить перечень требований с отметкой, какие признаны или отклонены.

Важно: не спешите утверждать промежуточный баланс, если против компании есть неопределенный судебный иск от кредитора, или налоговая проводит выездную проверку, и она не завершена. В этих случаях закон прямо запрещает подавать в ФНС уведомление о составлении промежуточного баланса — сначала дождитесь окончания суда или проверки.

Итоговый баланс

Когда все расчеты завершены, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Это сводный отчет о том, что осталось после выплат кредиторам. Остатки имущества будут распределены между учредителями. Окончательный баланс тоже утверждается учредителями в протоколе общего собрания.

Что должно быть в документе и как составить ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс — это список всех активов, пассивов (источники активов) и обязательств компании. Еще он включает, например (ФЗ-402 «О бухгалтерском учете»):

  • отчеты о движении средств на счетах компании — все финансовые операции, выполненные с расчетного счета ООО, например, оплата оборудования, материалов, выплата зарплаты;
  • расчеты амортизации оборудования — это специальный способ, который помогает считать, как имущество постепенно изнашивается и теряет свою стоимость;
  • отчет о финансовых результатах — выручка, прибыль, валовая прибыль, сумма уплаченных налогов и различных расходов.

Для многих расчетов нужны специальные формулы и знания, поэтому даже если у вас был небольшой бизнес, рекомендуем нанять бухгалтера, чтобы он составил правильно ликвидационный баланс.

Кроме того, достоверность данных в балансе критична. Закон о бухучете №402-ФЗ обязывает указывать реальные цифры, основанные на инвентаризации и документах. Если ФНС обнаружит даже незначительные расхождения, в ликвидации откажут.

В статье мы расскажем кратко про основные пункты, которые должны быть в этом документе, чтобы вы имели представление о ликвидационном балансе и смогли пояснить бухгалтеру, что от него требуется.

Специальной утвержденной формы для ликвидационного баланса нет. Можно использовать стандартный бланк бухгалтерского баланса ФСБУ 4/2023 или упрощенную форму 0710001. Главное, не забудьте в названии указать, что это «Ликвидационный баланс» или «Промежуточный ликвидационный баланс».

Пример:

image

В балансе укажите активы и пассивы (источники активов) компании.

В активах отразите все остатки имущества ООО на момент составления баланса:

  • основные средства — компьютеры, касса, витрина, автомобиль, холодильник;
  • нематериальные активы — купленные права и программы (лицензия на софт, доменное имя, логотип);
  • товары — продукция на складе, готовые изделия;
  • расходные материалы и сырье для работы — упаковка, бумага, кофе/мука, краска;
  • дебиторские задолженности — суммы, которые вам еще должны клиенты за уже отгруженные товары или выполненные услуги;
  • деньги — наличные в кассе и остатки на банковских счетах.
Пример:
image

В пассивах укажите источники этого имущества:

  • уставный капитал — что вложили владельцы при запуске (деньги на счёт, ноутбуки, мебель, автомобиль, которые внесли в бизнес);
  • добавочный и резервный капитал — что владельцы докладывали позже (дополнительные суммы на развитие, покупка/выкуп оборудования за свои);
  • нераспределенная прибыль — что заработали и оставили в компании (прибыль, которую не вывели на себя);
  • непокрытый убыток — если бизнес в минусе, то укажите сумму накопленного минуса;
  • кредиторская задолженность — кому должна компания (поставщикам за уже полученные товары/услуги, сотрудникам по зарплате и больничным, арендодателю за офис, в бюджет по налогам и страховым взносам, банку по кредиту/лизингу, клиентам с предоплатой, по которым еще нужно поставить товар или выполнить работу).
Пример:
image

Должен ли ликвидационный баланс быть «нулевым»

В промежуточном балансе не может быть нуля, потому что он составляется после того, как все кредиторы предъявили свои долги.

В итоговом балансе статья «Кредиторская задолженность» должна быть равна нулю, ведь ко времени его составления долги погашены. Зато может остаться ненулевая величина по строкам капитала или, к примеру, по строке «Денежные средства» (если на счету еще есть деньги перед распределением).

Пример: 

ООО при ликвидации выплатило все долги, у него осталось на расчетном счете 50 000 руб. нераспределенной прибыли. В ликвидационном балансе это отразится так: в активе по строке «Денежные средства» — 50 000 руб., а в пассиве по строке «Нераспределенная прибыль (прошлых лет)» — 50 000 руб. Кредиторская задолженность = 0. Уставный капитал, скажем, 10 000 руб., тоже указывается в пассиве (ведь он никуда не делся). Если учредители решат забрать оставшиеся деньги, после распределения активы обнулятся, но в балансе на дату перед распределением вы все равно покажете фактические 50 000 руб. на счету и соответствующий капитал.

Что важно запомнить: в промежуточном балансе могут быть отображены долги, а в итоговом — в графе «Кредиторская задолженность» должен быть ноль. В активах и пассивах могут быть указаны средства, которые потом будут распределены между участниками ООО.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Кто подписывает ликвидационный баланс и куда его подавать

Подготовленный баланс подписывают:

  • бухгалтер или другой человек, который его составлял;
  • ликвидатор или все члены комиссии;
  • учредители.

Перед тем как учредители ООО подпишут баланс, его нужно утвердить. Для этого нужно собрать совет всех учредителей и подписать приказ об утверждении.

Подписанный итоговый ликвидационный баланс нужно подать в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица вместе с остальными документами для ликвидации. В статье «Ликвидация ООО: пошаговая инструкция» подробнее рассказали, как закрыть юрлицо и какие документы, кроме ликвидационного баланса, понадобятся в ФНС.

Налоговая инспекция рассмотрит документы, обычно в течение 5 рабочих дней. Если все в порядке, она внесет запись о ликвидации юрлица в ЕГРЮЛ, и на этом ваша фирма прекратит существование. Если чего-то не хватает или баланс вызывает вопросы, налоговая приостановит процесс и запросит пояснения или исправления. В худшем случае может отказать в ликвидации, но такого не случится, если документы оформлены правильно.

Совет: после ликвидации храните ликвидационный баланс и связанные документы не менее 5 лет. Хотя компания закрыта, документы ликвидации могут понадобиться. Например, если через пару лет выяснится, что есть какой-то пропущенный долг. Обычно документы передают на хранение назначенному ответственному лицу или в архив.

Коротко

  • Ликвидационный баланс — это финальный бухгалтерский отчет, без которого невозможно официально закрыть компанию. Он составляется после того, как фирма расплатилась со всеми кредиторами, и отражает реальное финансовое положение бизнеса на дату ликвидации.
  • Баланс может быть промежуточным и окончательным: первый делают после приема требований от кредиторов, второй — после выплат по долгам.
  • Унифицированной формы документа нет — используйте форму обычного баланса, указав, что он ликвидационный. Принцип составления тот же, что у квартальной/годовой отчетности.
  • Ликвидационный баланс не обязан быть нулевым. Главное, чтобы не осталось неоплаченных долгов, а данные баланса были достоверными.
  • После ликвидации сохраняйте итоговый баланс и другие документы компании в течение 5 лет на случай разбирательств.

0

user-pic

Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала