Как открыть свой бизнес: 5 шагов для начинающих предпринимателей
Каждый из нас задумывался об открытии собственного дела. Для многих это остается мечтой, но для тех, кто готов действовать, мы постараемся упростить первые шаги и поможем не допустить ошибок на старте.
О чем стоит задуматься будущему предпринимателю до регистрации?
Казалось бы, ничего сложного быть не должно — веди законную деятельность, получай доход и уплачивай налоги государству. По сути, так и есть, но существует ряд нюансов, влияющих на возможность получения нового статуса. Далее мы разберем, какие шаги потребуется предпринять.
Шаг 1. Выбор формы ведения деятельности
Для начала следует выбрать, в какой форме бизнес будет существовать — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП). Многие считают, что ИП является юридическим лицом, но это не так. ИП — это физическое лицо, получившее статус предпринимателя, наделяющий его определенными правами и обязанностями.
Основными критериями выбора формы бизнеса являются:
- коды ОКВЭД (для ИП доступны не все из них, например, им нельзя торговать алкоголем, открывать ломбарды, ЧОП и др.);
- весомость самого статуса (не все контрагенты и клиенты желают сотрудничать с ИП);
- наличие возможности целиком продать или передать бизнес по наследству (ИП этого сделать не смогут);
- количество собственников бизнеса (более одного не подходит для ИП).
В случаях наличия таких критериев следует выбрать форму юридического лица. Чаще всего субъекты МСП выбирают формат общества с ограниченной ответственностью — ООО.
Несмотря на вышеуказанные преимущества юридических лиц, у ИП тоже есть ряд достоинств:
- не нужно вести полноценный бухучет;
- распоряжаться прибылью можно по своему усмотрению, без отчисления с нее НДФЛ;
- доступны любые режимы налогообложения, в том числе патент и самозанятость;
- не нужно вносить уставный капитал;
- закрыть ИП гораздо проще и быстрее;
- штрафы за нарушения значительно ниже, чем у юридических лиц.
Шаг 2. А что с налогами?
Важно выбрать режим налогообложения, который будет выгоден именно для Вашего вида деятельности. В РФ для ИП и ООО доступны следующие варианты:
1. Общий режим налогообложения (ОСНО или ОРН) — система «по умолчанию»;
2. Специальные налоговые режимы:
- Упрощённая система налогообложения (УСН)
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
- Автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН) — действует в 4-х регионах РФ
Только для ИП:
Как правило, малый и средний бизнес старается применять специальные налоговые режимы, поскольку отсутствует обязанность уплаты НДФЛ, НДС и ведения сложного учета.
На старте малого бизнеса стоит рассмотреть два экспериментальных налоговых режима НПД и АУСН. Это отличный способ «прощупать нишу» без дополнительного погружения в сложные налоговые детали. Конечно же, стоит все предварительно рассчитать, тем более что на сайте налоговой службы есть для этого масса сервисов, в том числе «Калькулятор налоговой нагрузки».
Также следует помнить, что в некоторых регионах страны ставки налога УСН снижены, но применить их получится только в том случае, если бизнес зарегистрирован в льготной зоне.
Отдельное внимание стоит уделить наличию торгового сбора в Москве. Если к осуществлению планируется торговая деятельность на территории столицы, то нужно помнить о необходимости его уплаты. Например, полностью освобождены от него ИП на патенте, а также организации и ИП на ЕСХН.
Шаг 3. Как зарегистрировать бизнес
Если требуется открыть ИП или ООО с единственным учредителем:
- Самый простой вариант — сделать это при помощи банка.
- Через сервис ФНС самостоятельно, бесплатно и без госпошлины при наличии установленного мобильного приложения Госключ, подтвержденной учетной записи Госуслуг, загранпаспорта нового поколения и смартфона с NFC-модулем.
- Если чего-то из перечня нет, то понадобится электронная подпись физлица, она стоит около 1000 руб. Чтобы ее получить необходимо подтвердить личность в сервисном центре.
- Если подписи нет, то можно заполнить заявление через приложение ФНС «Личный кабинет предпринимателя», уплатить госпошлину 800 руб., а в налоговую прийти для подписания и получения документов — этот способ также подойдет, если ИП нужно открыть на следующий день.
Если требуется открыть ООО с несколькими учредителями, эти варианты не подойдут, поэтому нужно будет выбрать один из следующих путей:
- Обратиться в ФНС и оплатить госпошлину 4000 руб.
- Обратиться в МФЦ — в этом случае госпошлины нет, но требуется нотариально заверить паспорта.
- Направить документы в ФНС заказным письмом, оплатив госпошлину.
Но есть и более простой вариант регистрации бизнеса. С ВТБ начать свое дело можно быстро и не выходя из дома. Заявку подаете онлайн, а подготовкой документов и отправкой в ФНС займутся сотрудники банка.
Если будет применяться УСН и / или Патент:
- Нужно подать заявление на УСН в момент сдачи документов на регистрацию бизнеса или в течении 30 дней после нее. Иначе в текущем году режим УСН действовать не будет.
- На патенте УСН работает как подстраховка на случай, если поступят доходы не по выбранному ОКВЭД, например, процент на остаток или кешбэк. Без подачи такого заявления в этих случаях патент придется совмещать со сложной и дорогой ОСНО.
Шаг 4. Что происходит после регистрации
Налоговая направит новоиспеченному предпринимателю лист записи из единого государственного реестра ЕГРИП / ЕГРЮЛ. Это будет означать, что сведения о бизнесе попали в данный реестр, и теперь любой человек сможет проверить бизнес на сайте налоговой. Самому предпринимателю эта возможность также понадобится для проверки контрагентов.
Теперь Вы можете открыть расчетный счет.
Расчетный счет с бонусами портала «Ближе к Делу»: специальные условия при открытии счета, курс по маркетингу и доступ к Клубу предпринимателей.
Также желательно выпустить печать. По закону она не обязательна, но ее отсутствие может привести к лишним спорам с контрагентами.
Шаг 5. Кого уведомить о начале деятельности
В случае ведения торговой деятельности через объекты недвижимости в г. Москве необходимо уведомить свою ФНС не позднее пяти дней с момента начала торговли.
Если планируется работа с потребителями, следует предупредить о начале деятельности Роспотребнадзор. Уведомление подается после регистрации бизнеса в налоговой, но до фактического начала деятельности.
Как уведомить о начале деятельности?
- Отнести уведомление в госорган согласно региону ведения бизнеса.
- Отправить заказным письмом с описью вложения.
- Подать его через МФЦ.
За подачу уведомления госпошлину платить не надо.
В зависимости от реализуемых видов деятельности необходимо уведомить и другие ведомства, такие как: Ространснадзор, Роструд, МЧС, Росстандарт, Ростехнадзор, Росздравнадзор. Объединенный фонд социального страхования (СФР) предупреждать не нужно, сведения передаются туда автоматически.
В данной статье мы разобрали основные шаги для обдуманного запуска своего дела. В процессе деятельности предпринимателю предстоит узнать и о других важных нюансах, таких как работа с документами, проверка бизнеса, выбор кассы, единый налоговый счет и др. С этими темами буду рада познакомить Вас в своих новых материалах.
Источник изображения: Freepik
Оглавление
Похожие статьи
Подписывайтесь на рассылку
Наша рассылка состоит из анонсов мероприятий, а также новостей про обучение. Сразу после подписки мы пришлём письмо с полезным чек-листом по увеличению количества онлайн-продаж
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных
Комментарии (0)