
Опубликовано: 4.07.2025
Официальное оформление сотрудников выгодно любому предпринимателю. Трудовой договор защищает интересы работодателя, а также делает вакансию более привлекательной для многих профессионалов. Если у вас нет кадрового специалиста, то оформлять сотрудника в штат придется самостоятельно. Один из самых важных документов в этом процессе — трудовая книжка. Рассказываем, как правильно ее оформить и вести.
Что такое трудовая книжка
Трудовая книжка — это документ, который фиксирует трудовую деятельность и стаж сотрудника. Порядок заполнения и формы этого документа можно посмотреть в статье 66 Трудового кодекса РФ.
В 2025 году действуют два варианта трудовых книжек — бумажные и электронные. Если ваш новый сотрудник до 2021 года официально не работал, у него будет только электронная трудовая. Если же сотрудник начал работать раньше, у него может быть документ сразу в двух форматах.

Согласно Приказу Минтруда России № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек» в документе указывают информацию:
- о работнике;
- его поступлении на работу и должности;
- смене позиции;
- увольнении с указанием одной из причин, закрепленных статьей 77 Трудового кодекса РФ;
- награждениях работника. Благодарности и награды заносят только в бумажную версию.
В трудовой не делают записей о дисциплинарных взысканиях. Исключение — увольнение сотрудника за дисциплинарный проступок по статье 81 Трудового кодекса РФ.
Подробнее о том, что такое дисциплинарное взыскание, можно почитать в статье 192 Трудового кодекса РФ.
Все записи обязательно подтверждают: указывают номер внутреннего приказа, распоряжения или заявления.
Без оформления трудовой книжки нельзя официально устроить сотрудника на основную работу на срок больше 5 дней. По желанию работника в книжку вносятся также сведения о работе по совместительству.
Далее расскажем подробнее о том, как вести трудовую книжку сотрудника в разных форматах.
Как вести бумажную трудовую книжку
Если у вас работает сотрудник с бумажной трудовой, вам необходимо соблюдать следующие правила (Приказ Минтруда РФ № 320н):
✅ Фиксируйте сведения о кадровых событиях. Вносить их нужно без сокращений, писать от руки. Каждая новая запись нумеруется. Сведения о приеме на работу или смене позиции вносятся в течение 5 рабочих дней, а об увольнении — в тот же день.
Зачеркивать данные в документе нельзя. Вместо этого сделайте следующую запись, которая аннулирует ошибку.
Пример
Специалист отдела кадров перепутал трудовые книжки сотрудников и внес запись №10 об увольнении в документ Петровой Анны вместо Петровой Инны. Исправить ошибку можно следующим образом:

Если в книжке работника закончатся страницы, вы должны завести вкладыш. Он будет действителен только с основным документом.

✅ Храните трудовую книжку. Сохраняйте и ведите учет трудовых книжек всех сотрудников. После увольнения работника можно лично выдать ему документ или направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В последнем случае у вас должно быть письменное заявление от сотрудника о том, что он хочет получить трудовую почтой.
Сэкономить время на ведении бумажной книжки можно, если предложить сотруднику перейти на электронную версию трудовой. С 2020 года такое право есть у каждого работника. Чтобы отказаться от бумажного документа, ему нужно заполнить заявление. Образец есть на сайте Социального фонда России (СФР).
Когда сотрудник заполнит заявление, внесите в его книжку следующую запись: «Работником подано заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ». А после верните документ работнику.
Как вести электронную трудовую книжку
Электронная трудовая книжка или ЭТК — это выписка из базы Социального фонда России, заверенная электронно-цифровой подписью ведомства.
С 2020 года по закону 439-ФЗ СФР ведет реестр о работе и стаже всех российских граждан. Ваша обязанность — регулярно отчитываться перед фондом по своим сотрудникам, чтобы информация в ведомстве была актуальной.
Сообщить в СФР о кадровых событиях нужно, заполнив форму ЕФС-1. На сайте ведомства есть актуальная форма (в формате Exel) и подробная инструкция по ее заполнению.
Передать сведения о приеме на работу и увольнении сотрудника вам нужно не позднее следующего рабочего дня. Если не сделать этого своевременно, можно получить штраф от 300 до 500 рублей по статье 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Если в компании или ИП работает меньше 10 работников, сдать отчетность можно несколькими способами:
- Лично через отделение СФР.
- Почтовым отправлением. Адрес отделения для каждого региона можно найти по ссылке.
- Электронно через личный кабинет страхователя или бухгалтерский онлайн-сервис.
Если работников больше 10, отправлять сведения обязательно онлайн.
Как завести трудовую книжку новому работнику
Чтобы правильно оформить нового сотрудника, нужно знать статус его бумажной трудовой. Ваш будущий работник мог уже отказаться от нее. А мог оставить оба варианта или вообще потерять бумажный документ. Рассмотрим подробнее ваши действия для каждого случая.
Сотрудник устраивается на первую работу
С 1 января 2021 года сотрудникам, которые впервые устраиваются на официальную работу, бумажный документ не оформляют. Сведения об их трудоустройстве и стаже будут вестись только электронно.
Следовательно, чтобы оформить работника, вам нужно заполнить и передать в Социальный фонд форму ЕФС-1. В форме заполните:
- титульный лист;
- подраздел 1.1 «Сведения о трудовой деятельности».
Титульный лист оформите по правилам, указанным на сайте ФСР. В подразделе 1.1 заполните только следующие графы:
Номер графы | Информация |
1 | Номер записи. |
2 | Дата оформления сотрудника. |
3 | Наименование кадрового события: «ПРИЕМ». |
4 | Информация о районных коэффициентах. Заполняется только по тем районам, где они действуют. |
5 | Должность нового сотрудника и подразделение. |
6 | Должность нового сотрудника и подразделение |
7 | Код по Общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ) и режим работы |
8 | Документ-основание. Например, приказ о приеме на работу. |
9 | Дата документа |
10 | Номер документа |
Отчитаться перед Социальным фондом нужно не позднее следующего рабочего дня.
Сотрудник не перешел на ЭТК
Если новый сотрудник не писал заявление о переходе на новый формат хранения данных на прежней работе, вносить сведения о приеме вам нужно в обе версии:
- заполните форму ЕФС-1 и подайте ее в Социальный фонд;
- внесите запись о трудоустройстве в бумажный документ.
Даже если работник не против хранить сведения о стаже только электронно, вначале придется оформить его двумя способами. А после трудоустройства он сможет написать заявление об отказе.
Сотрудник перешел на ЭТК
Если работник ранее уже писал заявление об отказе от бумажной книжки, оформлять ее вам не придется. Но по возможности проверьте, действительно ли в бумажной трудовой есть соответствующая запись. Для этого запросите ее у сотрудника. Документ должен быть у него на руках.
Сотрудник потерял трудовую книжку
Еще одна ситуация, с которой вы можете столкнуться, — это утеря новым работником бумажной трудовой. Если такой сотрудник уже перешел на ЭТК, его оформляют по новым правилам и без проверки бумажной версии.
Если сотрудник, который потерял книжку, не успел отказаться от нее на предыдущей работе, то для него заводят дубликат бумажного документа и оформляют двумя способами.
Памятка при приеме нового сотрудника
Описание ситуации | Что делать при оформлении | Сроки |
Впервые устраивается на работу | ✔ Заполнить форму ЕФС-1 для СФР | 1 рабочий день |
Не перешел на ЭТК на прошлой работе | ✔ Заполнить форму ЕФС-1 для СФР | 1 рабочий день |
✔ Сделать запись и вести бумажную ТК | 5 рабочих дней | |
Перешел на ЭТК на прошлой работе | ✔ Проверить запись о переходе на ЭТК в бумажной ТК | День приема |
✔ Заполнить форму ЕФС-1 для СФР | 1 рабочий день | |
Потерял бумажную ТК | Для тех, кто перешел на ЭТК: ✔ Заполнить форму ЕФС-1 для СФР | 1 рабочий день |
Для тех, кто не перешел на ЭТК: ✔ Заполнить форму ЕФС-1 для СФР | 1 рабочий день | |
Для тех, кто не перешел на ЭТК: ✔ Завести дубликат бумажной ТК и внести запись о приеме на работу | 5 рабочих дней |
Коротко
- Трудовая книжка — это документ, который отражает трудовую деятельность и стаж работника. Действует два формата этого документа — бумажный и электронный (ЭТК).
- Бумажная трудовая книжка необязательна. Тем, кто устраивается на первую официальную работу, ее уже не заводят. А те, у кого есть бумажный документ, могут отказаться от него в пользу ЭТК по заявлению.
- Электронная трудовая ведется обязательно. Для этого при любых кадровых мероприятиях работодатель заполняет отчет по форме ЕФС-1 и отправляет его в Социальный фонд России.
- Если новый сотрудник отказался от бумажной книжки на предыдущем месте работы, ему оформляют и ведут только ЭТК. Если от бумажного документа сотрудник не отказывался, его оформляют двумя способами и ведут обе трудовые книжки.
- Работнику, который потерял книжку и не перешел на ЭТК, нужно оформить дубликат бумажного документа.