Опубликовано: 6.09.2022
Не секрет, что весной этого года многие предприниматели опасались, что новый кризис окажется фатальным для их бизнеса. Тем не менее спустя полгода мы видим, что у малого бизнеса в России еще есть возможности для роста. Задача предпринимателей — максимально быстро адаптироваться к меняющимся условиям и находить новые перспективы. О том, как использовать их с максимальной выгодой, расскажет Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”.
Занимаем освободившиеся ниши
Первая возможность, конечно же, открылась для бизнеса из ниш, в которых до кризиса доминировали иностранные бренды. С уходом иностранных компаний конкуренция снижается, а спрос остается таким же: значит, есть все шансы нарастить свою долю рынка. Для этого необходимо учесть два важных условия:
- продукты компании должны быть достаточно качественными, чтобы пользователи воспринимали их как полноценную замену;
- аудитория не должна быть привязана к каким-то конкретным брендам настолько, чтобы игнорировать альтернативы.
Такая ситуация, например, сложилась в нише одежды. После февраля Zara, H&M, Uniqlo и другие популярные бренды приостановили работу в нашей стране. По словам экспертов, когда дело касается масс-маркета в одежде, аудитория слабо привязана к конкретным брендам и быстро адаптируется. Поэтому российские производители одежды фиксируют значительный прирост спроса. У многих предпринимателей даже появилось больше ресурсов для размещения в офлайн-магазинах.
Особенно сильно растут продажи товаров от региональных производителей: в период с января по апрель они увеличились на 130% в сравнении с показателями прошлого года.
Адаптируемся и перестраиваем бизнес-модель
Однако такая ситуация наблюдается не во всех нишах. Например, автодилеры сейчас несут большие потери: многие иностранные производители больше не поставляют популярные и всеми любимые модели авто, а на альтернативы многие клиенты смотрят с неохотой. Да, у российского и китайского автопрома всегда будет своя доля на рынке, но заменить западных производителей довольно сложно. К тому же цены даже на отечественные автомобили сейчас намного выше, чем в начале года, а значит, у водителей меньше возможностей купить новую технику.
В этой ситуации выход только один — адаптация к новым условиям и переупаковка бизнес-модели. Например, многие дилеры вместо продаж новых машин уходят в сторону авторемонта и технического обслуживания автомобилей. Ведь, независимо от кризиса, потребность в личном транспорте будет всегда, а значит, будет спрос и на ремонт автомобилей.
Вместе с тем авторемонт — довольно сложная в освоении ниша, и чтобы избежать распространенных ошибок при запуске, часто дилеры подключаются к франшизам крупных брендов. Эту тенденцию мы заметили по резкому увеличению количества заявок на франшизу “Вилгуд”. Если раньше ядро нашей аудитории составляли действующие франчайзи и независимые СТО, то теперь в воронке потенциальных партнеров мы видим все больше дилеров.
Пользуемся господдержкой
В кризис государство старается поддерживать предпринимателей. Вопреки некоторым стереотипам, помощь приходит не только для среднего и крупного бизнеса, но и для небольших компаний. Вот лишь небольшой список того, что уже доступно малому бизнесу:
- Кредитные каникулы или реструктуризация.
- Кредиты по льготным ставкам.
- Поручительства по кредитам.
- Льготный лизинг и факторинг.
- Мораторий на банкротство.
- Ограничение комиссий за прием платежей и компенсация части расходов.
- Гранты на создание и развитие бизнеса.
- Специальные меры поддержки в отдельных отраслях или регионах.
Кроме того, еще до кризиса государство запускало специальные программы для малого бизнеса. Например, Минцифры совместно с РФРИТ еще в октябре 2021 года создали программу поддержки цифровизации малого бизнеса. В ее рамках любой бизнес, зарегистрированный в Реестре МСП, может получить 50% скидки на внедрение отечественного ПО для автоматизации. В списке ПО: решения от “1С”, “Эвотор”, Wilgood Soft и др.
Информацию о господдержке в Вашем регионе можно найти на сайте центра «Мой бизнес». При этом нужно держать в уме, что критерии для получения поддержки для бизнеса в разных регионах могут отличаться. Например, в Новосибирской области для этого нужно доказать безубыточность в течение 6 месяцев.
Чтобы минимизировать риск неудачи, можно просматривать сайты региональных фондов поддержки предпринимательства и при необходимости обращаться за консультациями к юристам.
Ищем новые пути в маркетинге
C блокировкой ряда соцсетей эффективность таргетированной рекламы сильно упала, а уход с рынка Google Ads серьезно перегрел рынок контекстной рекламы. Привлекать клиентов теперь еще дороже, поэтому предприниматели стараются искать альтернативы. Многие тестируют новые каналы для привлечения и укрепления лояльности аудитории, например Яндекс.Дзен, Телеграм и др.
Так как привлекать новых клиентов дороже, часть предпринимателей делает ставку на укрепление лояльности действующей аудитории. Например, в автосервисном сегменте начинают появляться решения для онлайн-записи, подобные тем, что используют салоны красоты. Так, создатели Kartz разработали платформу с виджетом онлайн-записи, который можно встроить на сайт любой СТО. С помощью виджета клиент может рассчитать стоимость ремонта, подобрать запчасти и выбрать удобное время для заезда. В сравнении с классическим способом записи через звонок этот способ намного быстрее и удобнее для клиента, а значит, автосервис может получить более лояльную аудиторию.
Кризис — это всегда несладко, но и поводов для уныния у предпринимателей тоже нет. Все в равных условиях, а значит, бизнесу нужно обращать внимание на появившиеся возможности. Чтобы оставаться в рынке и расти, нужно быть готовыми к быстрой реакции на изменения вокруг.