Опубликовано: 28.04.2021
Многие предприниматели активно интересуются историями успеха крупных брендов и хотели бы внедрять практики лучших компаний у себя. Рассказываем о том, как в этом может помочь микрообучение.
b2b2c — зачем это бизнесу и его аудитории
В сфере образования b2b2c – это способ трансфера знаний и компетенций от сегмента b2b (корпоративного сектора) к b2с (большой аудитории). Таким образом, экспертиза и практики, которые накоплены компаниями в обучении сотрудников, передаются клиентам, предпринимателям и другим заинтересованным лицам.
По данным консалтинговой компании TalentCode, объем рынка корпоративного обучения в России в 2020 году превысил отметку в 73 млрд рублей. В среднем, работодатели тратят на образование каждого сотрудника около 50 тысяч рублей в год. Кроме того, ряд сетевых компаний также инвестирует в обучение предпринимателей, которые уже работают или рассчитывают присоединиться к франшизе. Так франчайзеры могут убедиться в том, что ценности, философия и методология работы партнеров совпадают с их ожиданиями от франчайзи.
Однако в получении знаний и опыта успешных бизнесменов заинтересованы не только сотрудники и партнеры, но и аудитория клиентов и предпринимателей из других сфер. Они хотят перенять лучшие практики корпораций для личного развития либо внедрения в своем бизнесе. Сектор b2b, в свою очередь, также получает от этого свои выгоды – прежде всего, репутационные.
Благодаря передаче экспертизы более широкой аудитории у компании есть возможность:
- повысить узнаваемость и доверие;
- сформировать привлекательный образ бренда, который несет знания и помогает развивать рынок;
- распространить свое влияние на другие сферы бизнеса.
Как b2b транслирует свои знания в b2c
Компании передают свою экспертизу и методики во внешний мир с помощью двух основных каналов:
· корпоративные университеты
Собственные корпоративные университеты и академии для обучения сотрудников и партнеров есть у 47 компаний из рейтинга Коммерсанта «ТОП-100 компаний». При этом такие учреждения постепенно открывают двери и перед более широкой аудиторией. Так, корпоративные университеты, ориентированные на b2c-сегмент, есть у мировых гигантов Google и Coca-Cola, а в России – у «Яндекса», издательства «МИФ» и других.
· образовательные платформы
Компании транслируют свой опыт не только напрямую, но и через посредников, которые нередко приглашают экспертов из корпораций для разработки курсов, ориентированных на сегмент b2c. К примеру, наша платформа онлайн-образования «Юниты» для создания ряда программ использовала экспертизу Шерзода Турсунова, сооснователя сети умных автосервисов «Вилгуд». Стратегический подход к процессам Шерзода позволил выстроить два успешных бизнеса – «Евродизайн», оборот которого составлял 8 млрд рублей, и «Вилгуд» с оборотом 1.8 млрд рублей. Аналогичным образом при разработке различных программ обучения мы сотрудничаем с Виктором Кузнецовым («Все Инструменты»), Федором Овчинниковым («Додо Пицца»), Михаилом Токовининым (AmoCRM) и другими экспертами.
Свой образовательный портал для поддержки предпринимателей и руководителей бизнеса – Ближе к Делу — есть и у банка ВТБ. Своими знаниями делятся эксперты-практики из различных сфер бизнеса. В 2020 году количество предпринимателей, прошедших обучение на портале, выросло в 20 раз. Пользователями курсов и вебинаров информационно-обучающей платформы ВТБ стали свыше 50 тысяч человек.
Форматы обучения
Обучение в сегменте b2b2c, как правило, ведется в двух наиболее распространенных форматах.
· онлайн-курсы
Хорошо знакомый способ обучения для большинства студентов дистанционного образования. Онлайн-курсы позволяют не только развить навыки в уже известной клиенту области, но и получить комплексную переподготовку.
Однако у этого формата есть недостаток – низкая вовлеченность пользователей. Процесс обучения нередко растягивается до полугода, а преподаватель может лично не контактировать с учеником. Это одна из главных причин, по которой онлайн-курсы, в среднем, проходят до конца только 15% пользователей. При этом сам формат зачастую не позволяет эффективно закреплять навыки в практических занятиях. В результате уже через несколько недель после окончания обучения часть пользователей может забыть полученную информацию. Сейчас в формате онлайн-курсов с широкой аудиторией работают такие бренды, как, например, Coca-Cola.
· микрообучение
Ответом на низкую вовлеченность аудитории и недостаточную эффективность онлайн-курсов стало появление технологии микрообучения. Это формат, при котором процесс получения знаний разбивается на короткие интервальные занятия. Основная цель микрообучения – приобретение и отработка конкретного практического навыка.
По данным исследования «Журнала прикладной психологии», микрообучение позволяет на 17% повысить качество усвоения знаний и на 50% увеличивает уровень вовлеченности пользователей. В микрообучении каждый модуль программы занимает по времени от 3-5 минут до 1-2 часов и позволяет работнику быстро приобрести и закрепить полезный навык.
Facebook, к примеру, построил бесплатные курсы для интернет-маркетологов, предпринимателей и блогеров именно в формате микрообучения. С помощью Facebook Blueprint любой желающий может узнать, как работать с контентом, аудиторией и рекламой в соцсетях. В базе более 350 курсов и вебинаров по SMM, которые разбиты на блоки по 5-6 минут. К примеру, на одном из них можно всего за 25 минут узнать, как правильно продвигать свой бренд, используя stories в Facebook и Instagram.
Похожим образом работает и платформа «Юниты», которая изначально разрабатывалась для того, чтобы дать возможность предпринимателям получить определенный бизнес-навык. Именно поэтому мы решили остановиться на формате микрообучения: каждое занятие длится 2 часа и состоит из обучающих видео и практических заданий с инструктором.
Как меняется b2b2c благодаря микрообучению
Преимущества формата микрообразования все больше склоняют компании к тому, чтобы строить корпоративное образование через эту методику. Так уже поступили в Google, IBM, CISCO, Unilever, а в России – «Азбука Вкуса» и Tele2. Согласно опросам, в ближайшем будущем на микрообучение перейдут до 80% организаций.
Для сегмента b2c это означает, что микрообучение в скором времени получит широкое распространение и на платформах образования для широкой аудитории. С новым подходом к получению навыков и компетенций у пользователей появляется ряд преимуществ. Перечислим основные их них.
1. Знания усваиваются быстрее и эффективнее
Обучение небольшими фрагментами позволяет лучше запоминать и систематизировать информацию. При этом шансы на то, что клиент бросит занятия на полпути, снижаются. Благодаря использованию видеороликов и сочетанию теории и практики он лучше погружен в процесс.
2. Разнообразие практик и тематик
За счет изменения формата подачи информации микрообучение позволяет «упаковать» даже сложные и объемные темы (например, организацию бизнес-процессов в компании) в простые и понятные практические инструкции.
3. Полезная информация передается не только от теоретиков, но и от практиков
А практики уже успели применить знания в своем бизнесе и транслируют только актуальный опыт.
4. Прозрачность
В условиях, когда каждый блок обучения направлен на выработку конкретного навыка, у пользователя есть возможность получить не абстрактные знания, а конкретный результат.