Сотрудники дома VS сотрудники в офисе

Удаленная работа сегодня уже не тренд, а необходимость. Теперь при трудоустройстве офисные специалисты в качестве бонусов просят не абонемент в спортзал, а пару «дистанционных» дней в неделю. А кто-то готов и вовсе работать за меньшую зарплату, если это будет удаленная работа.

Удаленные сотрудники стали новыми реалиями рынка труда. А значит, рано или поздно нам всем нужно будет к этому адаптироваться. Вопрос — как сделать это максимально безболезненно для компании и работников. Разберем ключевые ошибки найма такого персонала и рассмотрим, какого специалиста выбрать — удаленного или офисного. 

Анти-кейсы

Для начала пара анти-кейсов по набору удаленного персонала.

Мебельная компания решила уволить всех штатных сотрудников отдела продаж и нанять удаленных. Но уже через полгода, потеряв значительную сумму денег, компания вернула работников в офис. Что же произошло? Оказалось, достижение поставленных результатов в продажах стало невозможным без таких видов нематериальной мотивации, как команда, коллектив, общение с коллегами, соревнование.

На примере этого кейса я обычно показываю одну из самых больших ошибок работодателей, которые хотят нанять удаленных сотрудников. Часто компания недооценивает нематериальные методы стимулирования и не учитывает факт того, что для амбициозного продажника здоровая конкуренция в коллективе, геймификация – это отличное топливо для хороших продаж. Все как в старом анекдоте: «С таким настроением ты слона не продашь».

Второй анти-кейс – про компанию, занимающуюся продажей оборудования. Компания решила расширить штат и поднять продажи за счет найма удаленного персонала. В итоге, это обернулось большими потерями: офисные продажники были демотивированы, часть из них уволилась, и старый отдел продаж был расформирован.

Распространенные заблуждения

Дорогостоящая и непоправимая ошибка – быть уверенным в том, что удаленные сотрудники — это дешевая рабочая сила. Часто вижу, как бизнес-блогеры пишут, что можно нанять классного удаленного специалиста на зарплату значительно (в три-четыре раза) дешевле, чем офисного. 

Это абсолютная неправда! Сотрудники, работающие на удаленном формате более 3-5 лет, высоко оценивают свои навыки и просят заработную плату лишь немногим меньше, чем офисные работники. Особенно это касается специалистов из области маркетинга.

Чаще всего, если специалист просит невысокую зарплату, это говорит о его низкой квалификации. Поэтому, прежде чем нанимать такого сотрудника, подумайте, есть ли у вас база, терпение и деньги, что обучать и развивать навыки такого работника? И дело даже не в получении знаний, ведь бесплатных обучающих программ более, чем достаточно. Дело в том, что любой профессиональный навык вырабатывается годами, а не образуется автоматически в результате просмотренного вебинара. 

Нанимая персонал, который необходимо обучать, а затем «программировать» на определенные успешные действия, решите для себя, готовы ли вы сделать компанию «полигоном для испытаний»? Такая модель действительно возможна, но она подходит, когда есть сильный руководитель с хорошей мотивацией, и он готов отсматривать большой поток кандидатов на стажировке, а потом отбирать и оставлять лучшие кадры в компании.

К чему быть готовым, или на чем не получится сэкономить

При найме удаленного сотрудника необходимо искать кандидатов, проводить их оценку, оформлять на работу и платить налоги.

Можно выбрать форму подряда или договора возмездного оказания услуг, но такие варианты с постоянным специалистом незаконны. В случае разбирательств суд встанет на сторону работника. В качестве примера изменения законодательства в области регулирования рынка удаленной работы, могу напомнить, что в августе появилась возможность заключать новый вид трудового договора — о комбинированной дистанционной работе. В результате, сотрудник может трудиться, как в офисе, так и удаленно, в оговоренное время. 

Удаленная работа начинает регулироваться на уровне законодательства, и уже сейчас некоторые дистанционные сотрудники запрашивают компенсацию не только аренды техники — компьютера, Интернет-связи, но и компенсацию за использование собственного рабочего места. Например, стул и стол тоже амортизируется, и периодически их надо обновлять. Да, вы не будете платить аренду за офис, но появится много других нюансов, которые лучше учесть с самого начала.

Чем более продвинута автоматизация вашей компании, тем проще работа с удаленным сотрудником, так как это снижаем риски. Представьте: если специалист сидит перед вами, вы прекрасно видите, в каком он настроении, можете повлиять на рабочий процесс или задать вопрос. А если задача не выполнена, вы понимаете причину этого. 

Если сотрудник работает удаленно, диагностика невыполненной или выполненной задачи становится дорогостоящей и затратной по времени процедурой. Это означает, что надо максимально снизить риски на поэтапном выполнении задачи. 

Чем больше удаленщиков в компании, тем сильнее автоматизация, меньше человеческого фактора, ошибок, но и человеческого участия тоже. По последним опросам, это один из демотивирующих моментов. Внимание и общение до сих пор востребованы, как часть нематериальной мотивации и культуры компании. В результате, помимо автоматизации придется продумать систему нематериального стимулирования для своих специалистов.

Возможности удаленного рынка

Стоит помнить, что кандидатов всегда в несколько раз больше, чем количество вакансий, которые они готовы занять. В регионах тоже много компетентных специалистов, серьезно относящихся к удаленной работе.

Кроме того, некоторые офисные расходы можно сократить — не платить за охрану, уборку, заключение и пролонгацию договора аренды, коммунальные платежи и прочее. Работодатели стремятся сократить именно эти расходы, и поэтому удаленный формат используют не только столичные, но и региональные компании. И на самом деле, сумма, выплаченная сотруднику как компенсация за технику, связь и так далее, гораздо меньше, чем стоимость аренды целого офиса.

Кажется, это неочевидное преимущество. Тем не менее, как показывает практика, рынок отдельных регионов лучше знают его участники. Поэтому лучше нанимать на региональные направления специалистов, живущих в интересных компании городах. 

Удаленщики: за и против

Итак, если у вас появилась потребность в найме сотрудника, и вы задумались, нанять ли его в офис или удаленно, то:

  1. Ответьте на вопрос, почему вы решили нанять именно удаленного сотрудника. Если причина только в том, что нужен «недорогой» работник, пересчитайте еще раз все расходы и пересмотрите функционал. Демон кроется в деталях. Например, дистанционный помощник хоть и будет стоить дешевле, но не сможет решить много вопросов со своими офисными коллегами.

Удачи и самых лучших сотрудников вам и вашей компании! Какого бы вы не выбрали специалиста, удаленного или офисного, пусть он принесет максимум результата и получит максимум удовольствия от работы с вами!

Расчетный счет для вашего бизнеса

  • Бесплатное открытие счета
  • Бесплатное обслуживание 1 год
  • Переводы и платежи без комиссии
0 ₽