0

Что такое MVP: виды, функции, показатели эффективности

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
MVP: что, зачем и для когоВиды MVPА как правильноНайдите проблему и решите еёНайдите целевую аудиториюОпределите основных конкурентовПроведите SWOT-анализРазработайте карту пути пользователяСоставьте перечень функций продуктаОпределите функции MVPВыберите показатели эффективностиЗарегистрируйте Ваш бизнес

Опубликовано: 15.09.2023

Uber, Airbnb, Yahoo и Spotify — известные компании с оборотами, которые исчисляются миллиардами долларов. Но начинались они с тестовых версий своих продуктов и услуг. Это позволило создателям понять проблемы клиентов, а заодно разобраться, как их решить. Такая тестовая версия называется минимально жизнеспособным продуктом или MVP. В этой статье детально разберём, как эффективно использовать его в своём бизнесе.    

MVP: что, зачем и для кого

MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, обладающий достаточным набором функций для удовлетворения базовых запросов потребителя. По сути, MVP — это тестовый вариант конечного продукта, который Вы планируете выпустить на рынок. 

Такие пробные версии создаются и запускаются, чтобы:

  • убедиться в том, что спрос на конкретный продукт действительно есть; 
  • получить обратную связь от потребителей; 
  • при необходимости изменить позиционирование и разработать другие гипотезы.

Пример:

Так, в 2008 году двое любителей путешествий заметили, что снимать квартиру на короткий срок в чужой стране не так просто. Попробовали ради эксперимента сдавать свою квартиру, а спустя некоторое время запустили сервис Airbnb. 

Нужен ли Вам MVP, если в планы пока не входит покорять мировой рынок? Скорее всего, да. 

Пример:

Допустим, Вы решили открыть в Вашем районе кафе, которое будет работать лишь во время завтрака, а в меню будет только овсяная каша с разными видами варенья. Не спешите снимать самое привлекательное помещение, закупать продукты и выбирать красивые тарелки. В качестве MVP подойдёт тестовый запуск доставки овсяной каши на дом. Так Вы выясните, что, например, потребители предпочитают черничное и малиновое варенье, а на цитрусовое тратиться нет смысла. Или Вы поймёте, что люди любят овсяные хлопья, но не в виде каши, а в виде печенья. И не только во время завтрака, а круглые сутки. 

Виды MVP

MVP Флинстоуна

Подходит для тестирования продуктов со сложными автоматизированными процессами. В таком MVP пользователь думает, что все операции автоматизированы, но на самом деле они выполняются вручную. 

Пример:

Скажем, в Вашем сервисе по доставке овсяной каши к завтраку пользователь будет выбирать к ней одно из 100 видов варенья, будучи уверенным, что все они уже есть у Вас. На самом деле, чтобы не закупать сразу 100 разных банок варенья, Вы или Ваши сотрудники будете каждый раз вручную покупать варенье нужного вкуса.

Пример:

В качестве примера MVP Флинстоуна часто приводят обувной интернет-магазин Zappos. Его сооснователь в начале пути размещал на своём сайте фотографии обуви, сделанные в других магазинах. И когда клиент заказывал товар, то он просто шёл в нужный магазин и отправлял обувь заказчику.

Консьерж MVP

Этот подход к созданию MVP будет актуален для онлайн-сервисов, цель которых — автоматически решать проблемы потенциальных клиентов. Разумеется, на этапе MVP услуги будут оказываться вручную. 

Пример:

Представим, что Вы хотите запустить сервис по онлайн-бронированию авиабилетов, в разы более удобный, чем все существующие. Вам на помощь придёт метод консьерж MVP, который подразумевает, что первое время Вы будете подбирать Вашим клиентам билеты вручную. В процессе Вы поймёте, какие функции непременно должен включать в себя Ваш сервис, а от каких можно отказаться без особых потерь. 

Разрозненный MVP

Этот метод докажет Вам, что уникальное решение одной из клиентских проблем не гарантирует успех. Напротив, решение нередко уже существует, и Ваша цель — правильно применить его, объединив с другими доступными инструментами. 

Пример: 

Необязательно сразу вкладывать средства в разработку мобильного приложения. Можно воспользоваться одним из бесплатных конструкторов сайтов, чтобы протестировать гипотезы.

Продукт с одним параметром

Допустим, Ваша цель — не кафе с овсянкой, а заведение с завтраками, обедами и ужинами, детской игровой комнатой, караоке и танцплощадкой. В таком случае Вашим MVP будет заведение только с одним из перечисленных параметров, чтобы на его основе протестировать: Вашу готовность к масштабированию, гипотезы насчёт востребованности такого заведения именно в этом районе и рентабельности модели общепита.

А как правильно?

Вы приготовились сделать первый шаг к покорению мировых, федеральных или местных рынков и решили начать запуск нового продукта или сервиса с MVP. Что поможет сэкономить время и деньги?

Как и во многих других процессах, в создании MVP важно двигаться небольшими итерациями, чтобы не упустить важные детали и одновременно не тратить силы попусту. Важно сберечь не только деньги, но и энергию каждого члена команды. Эту задачу поможет решить установочное совещание команды проекта. Важно обсудить следующие вопросы:

  • Как потратить минимум ресурсов? Обсудите с коллегами, как вложить минимум денег и извлечь при этом максимум пользы из MVP.
  • Как взаимодействовать с пользователями? Помните, что одна из целей MVP — сбор обратной связи от клиентов. Постарайтесь сделать этот процесс максимально коротким.
  • Как продать продукт? Первые продажи — не просто источник дохода для преобразования MVP в полноценный продукт, но и показатель интереса клиентов. Заранее продумайте, на какой из площадок разместить сервис или продукт, как упростить для клиента процесс покупки.
  • Как продвигать продукт? Продумайте рекламную кампанию заранее. Используйте инструменты таргетированной рекламы, изучите возможности разных площадок для бизнеса. Так Вы не только сможете заранее разработать стратегию продвижения, но и распланировать промо-бюджет.

Найдите проблему и решите её

Опишите проблему, которую решит Ваш MVP. Например, кафе с завтраками на основе овсянки решит проблему неправильного питания детей и взрослых и нехватки времени на приготовление домашней еды.

Такое описание поможет Вам и Вашей команде в работе над позиционированием, ключевыми преимуществами и продвижением.

Найдите целевую аудиторию

Уверенность в том, что продукт или услуга решат проблемы максимально широкой аудитории — распространённое заблуждение среди начинающих предпринимателей. Сосредоточьтесь на том, чтобы составить портрет Вашего целевого клиента: опишите его пол, возраст, род деятельности, интересы. Это поможет Вам разработать идеально подходящий именно ему продукт и получить максимальную конверсию от промо при его настройке.

Определите основных конкурентов

Излишняя самоуверенность может навредить начинающим компаниям. Какой бы оригинальной и новой ни была ваша идея, о чём-то похожем, скорее всего, уже задумываются Ваши конкуренты. Открываете кафе с завтраками на основе овсяной каши? Наверняка прямо сейчас в том же городе кто-то задумывается над заведением, которое специализируется на блюдах из гречневой крупы.

Вспомните историю изобретения радио: даже сейчас решить, кто был первым — Попов или Маркони, не представляется возможным. Это объясняется теорией множественных независимых открытий, согласно которой большинство изобретений делаются практически одновременно независимыми учёными и изобретателями. Такой подход легко экстраполируется с идей научных теорий на идеи сервисов и продуктов, облегчающих быт людей.

  1. Соберите максимум информации о потенциальных и уже существующих конкурентах.
  2. Рассчитайте долю рынка, которую они занимают. 
  3. Подумайте, чем Ваше предложение будет принципиально отличаться и сколько Вам потребуется времени и ресурсов для того, чтобы обогнать их.

Проведите SWOT-анализ

SWOT-анализ — это инструмент стратегического планирования, который позволяет систематизировать информацию о внутренней и внешней среде вашей компании или проекта. Более подробно читайте в нашей статье, посвящённой SWOT-анализу.

Соберитесь с командой проекта и вместе составьте таблицу из блоков:

  • сильные стороны;
  • слабые стороны;
  • возможности;
  • угрозы.

Постарайтесь не переоценить, но и не принижать себя и свои достоинства. Таблица должна получиться максимально подробной и объективной, чтобы служить инструментом анализа.

Разработайте карту пути пользователя

Карта пути пользователя — это подробно описанный процесс взаимодействия пользователя с Вашим продуктом: 

  • как клиенты находят Вас; 
  • как взаимодействуют с сервисом или услугой; 
  • что происходит потом: какие опции открываются перед ними и какие возможные сценарии развития событий могут быть.

Главное — не забывайте обновлять карту пути пользователя после получения обратной связи от первых клиентов. Это поможет Вам дать конечным потребителям именно то, на что они рассчитывают, и, возможно, предвосхитить их ожидания.

Составьте перечень функций продукта

На этапе составления карты пути пользователя Вы разрабатываете возможные сценарии взаимодействия потребителя с Вашим продуктом или услугой. Настало время описать конкретные функции будущего продукта для каждого из описанных сценариев. Представьте, какая функция могла бы пригодиться пользователю на том или ином этапе, и смело добавляйте её в перечень. Это поможет Вам не перегрузить функционал бесполезными опциями и сделать продукт максимально удобным.

Определите функции MVP

То, какими функциями должен обладать идеальный конечный продукт, мы определили на предыдущем этапе. Теперь нужно выбрать те функции, которые позволят пользователям протестировать MVP и дать конструктивную обратную связь.

Проведите брейншторм с командой проекта или людьми, которым Вы доверяете, и определите оптимальный набор функционала Вашего MVP, чтобы не вкладывать в его разработку лишние средства, но и сделать полезным и удобным.

Выберите показатели эффективности

Важно не только определиться с ключевым функционалом MVP, но и выработать методы оценки его эффективности. На каком этапе Вы поймёте, что пора переходить от MVP к разработке основного продукта? Сколько отзывов Вы хотите получить? 

Пропишите чёткие KPI (ключевые показатели эффективности). Так Вы точно не упустите подходящий момент для старта разработки основного продукта. 

Зарегистрируйте Ваш бизнес 

Итак, Ваш минимально жизнеспособный продукт готов к выходу на рынок. Чтобы приступить к реализации Ваших идей, необходимо зарегистрировать Ваш бизнес. Большинство начинающих предпринимателей выбирают регистрацию в качестве ИП. Для этого не нужен уставной капитал. При этом такой статус регистрации позволяет:

  • нанимать сотрудников; 
  • уплачивать социальные взносы;
  • проводить финансовые операции как с физическими, так и с юридическими лицами.

Сервис «Бесплатная регистрация бизнеса онлайн» от банка ВТБ позволяет открыть ИП бесплатно без визита в ФНС. С помощью этого сервиса начать бизнес будет гораздо проще. 

Преимущества регистрации ИП с помощью сервиса банка ВТБ:

  • формирование документов за 10 минут, проверка специалистами банка и дистанционная отправка в ФНС: заявления по форме Р21001, заявления на УСН, если требуется;
  • при онлайн-регистрации бизнеса нет госпошлины;
  • подсказки в сервисе помогут определить ОКВЭД и налоговый режим;
  • вы получите счёт с пакетом платежей, онлайн-банком и бизнес-картой для начала работы;
  • после открытия счёта Вы бесплатно получите квалифицированную электронную подпись на USB-токене с NFC – для электронного документооборота и работы на цифровых площадках.

Как зарегистрировать ИП онлайн в банке ВТБ

  1. Оставьте заявку на регистрацию в сервисе на официальном сайте банка ВТБ.
  2. Подготовьте документы для регистрации ИП: Паспорт РФ, СНИЛС, ИНН. Подать документы на оформление можно дистанционно – через личный кабинет сервиса регистрации бизнеса ВТБ. Следуйте подсказкам от сервиса. 
  3. Для дистанционной подачи документов в Федеральную налоговую службу Вам будет необходима квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она требуется для подтверждения подлинности документов и принадлежности их владельцу. Вы получите все необходимые подсказки от сервиса о том, как получить КЭП и отправить документы в ФНС.
  4. Согласно 22.1 статье 129-ФЗ, срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней с момента подачи документов на регистрацию. После этого ФНС должна направить предпринимателю подтверждение. 
#Развитие бизнеса#SWOT-анализ

Читайте также

0

Что такое ToV бренда

Общение с клиентами — это часть бренда. Целостный образ вашей компании включает в себя впечатление потребителей от того, как вы ...

9 ноября 2024

0

Как оформить карточку товара на Ozon, чтобы получать больше заказов

Воронка продаж на маркетплейсе начинается с поисковой выдачи. Головная боль предпринимателей — как сделать так, чтобы на товар ...

20 апреля 2023

0

Бизнес-тексты для соцсетей: как и что писать, чтобы у вас покупали

По данным глобального отчета Digital 2020, ежедневно люди проводят в соцсетях 2 часа 24 минуты. Общение с покупателем через ...

22 июля 2020

0

Маркетинговые тренды в кризисное время: как сделать бизнес сильнее

Ответ, на первый взгляд, очень поверхностный, но стоит копнуть глубже, и, оказывается, что развитие бизнеса, особенно в кризис, ...

30 августа 2022