Опубликовано: 19.06.2024
Управление персоналом — это процесс, обеспечивающий эффективную реализацию возможностей работников в компании. Подбор и погружение в процессы новых сотрудников, оформление в штат, создание условий для эффективной работы команды — за это отвечает отдел кадров, отдел по работе с персоналом или HR-служба компании. О том, чем ещё занимается отдел управления персоналом и сколько получают HR-специалисты, расскажем в статье.
Что такое управление персоналом
HR является аббревиатурой, которая обозначает «Human resources» и переводится с английского, как «человеческие ресурсы». В последние годы аббревиатура HR также стала синонимом управления персоналом. Специалисты в этой области обычно называются «эйчарами» или HR-менеджерами.
Отдел управления персоналом или HR-служба отвечают за все процессы, связанные с людьми в организации:
1. Рекрутинг и подбор персонала. Ищут и привлекают специалистов, проводят собеседования и отбирают самых подходящих кандидатов.
2. Адаптация и обучение. Помогают новым сотрудникам разобраться в корпоративных правилах и стандартах, организовывают обучающие программы и тренинги для повышения квалификации кадров.
3. Компенсации и льготы. Разрабатывают и реализовывают системы оплаты труда, предоставляют социальные гарантии и дополнительные выплаты сотрудникам.
4. Трудовые отношения. Управляют трудовыми договорами, оформляют отпуска и больничные, решают трудовые споры и конфликты.
5. Корпоративная культура и развитие. Организовывают совместные мероприятия для сотрудников и поддерживают корпоративный дух.
6. Аналитика и исследования. Собирают и анализируют данные о рынке труда, конкурентах и сотрудниках компании, разрабатывают предложения по оптимизации HR-процессов.
Зачем бизнесу управление персоналом
Самая ценная единица в компании — её сотрудники. Найти коллег, которые максимально подойдут коллективу по целям и ценностям, — задача HR-специалиста. Вот несколько причин, почему компаниям стоит вкладываться в управление персоналом:
✅ Растить квалифицированных работников. Чтобы сотрудники выполняли работу качественно и быстро, нужно инвестировать в их развитие: покупать обучающие материалы и отправлять на профильные конференции.
✅ Создать место, в котором хочется работать. Когда работодатель вкладывается в развитие и обучение сотрудников, они чувствуют свою ценность и важность. Так обстановка в коллективе становится более расслабленной, людям хочется приходить на работу и выполнять поставленные задачи.
✅ Не отвлекаться от стратегических задач. Когда компания закрывает базовые потребности сотрудников и старается улучшить условия их работы, продуктивность растёт, а компания быстрее закрывает стратегические цели.
✅ Привлекать лучших кадров. Сейчас квалифицированные специалисты хотят не только большую зарплату, но и достойные условия труда. Одному важно, чтобы компания поощряла занятия спортом, другому — бесплатные завтраки и обеды, третьему — возможность работать удалённо.
Всё сводится к одному: люди хотят работать в комфортном месте. Чтобы создать для сотрудников привлекательные условия труда, работодателям нужно заниматься управлением персонала.
На какой стадии бизнеса нужно заняться HR
Бизнес проходит через несколько стадий:
→ Стартапы и малый бизнес
Когда компания только начинает развиваться, вопрос управления персоналом стоит если не на последнем, то на предпоследнем месте. Иногда функции HR-специалиста берёт на себя основатель компании — сам нанимает, оформляет и увольняет сотрудников.
Малому бизнесу, скорее всего, будет достаточно одного универсального HR-специалиста, который будет заниматься всем спектром задач: от найма и ведения кадрового делопроизводства до разработки системы мотивации.
Особенности:
- Работает небольшое количество людей, поэтому каждый сотрудник играет важную роль и должен быть готов к выполнению различных задач. Управление персоналом в этом случае должно быть направлено на создание условий для производительности и мотивации сотрудников.
- Успех зависит от слаженной работы всей команды, поэтому необходимо направить усилия на взаимодействие между сотрудниками и решение возникающих конфликтов. Управление персоналом также должно обеспечивать эффективное распределение задач и ответственности между членами команды, чтобы каждый сотрудник чувствовал свою значимость и вклад в общий успех проекта.
→ Средний бизнес
Когда компания набирает обороты и становится более формализованной, возникает потребность в HR-системе. Средний бизнес может обратиться к HR-у на аутсорсе или набрать специалистов в штат. На этом этапе компания задумывается об обучении и развитии персонала, системах мотивации и удержании кадров.
Средний бизнес уже может позволить себе специализированных HR-менеджеров и HR-специалистов по отдельным направлениям: рекрутер, специалист по компенсациям и льготам, специалист по обучению и развитию персонала.
Особенности:
- С ростом компании потребуется более структурированный подход к управлению персоналом. HR-директору необходимо будет учитывать специфику разных специальностей и ролей внутри команды. Например, поиск руководителя отдела продаж будет сильно отличатся от найма сезонных работников. То же касается мотивации, обучения и оценки персонала. Также необходимо установить чёткие процедуры и кадровую политику для повышения эффективности и прозрачности управления персоналом.
- У сотрудников появляется больше возможностей для развития карьеры внутри компании. Руководство может предоставлять членам коллектива возможности для повышения квалификации и продвижения.
- На первый план начинает выходить развитие лидерских навыков у руководителей. Поскольку с ростом бизнеса увеличивается число сотрудников, компаниям необходимо инвестировать в своих лидеров, чтобы обеспечить успешный менеджмент и рост бизнеса.
→ Крупный бизнес
В крупных компаниях управление персоналом выполняет все вышеперечисленные функции HR, о которых мы говорили в разделе «Что такое управление персоналом». Так что HR-отдел большой компании обычно состоит из нескольких подразделений со своей зоной ответственности: от рекрутинга до работы над HR-брендом компании.
Базовый набор специалистов в HR-службе может включать в себя следующие позиции: HR-директор или руководитель отдела кадров, менеджер по персоналу, рекрутёр, специалист по компенсациям и льготам, специалист по кадровому делопроизводству, специалист по корпоративной культуре и другие.
Как понять, что HR-отдел работает хорошо
Существует несколько общих метрик, по которым можно понять, как работает HR-отдел:
1. Коэффициент текучести кадров. Нормальная текучесть кадров составляет 3–7% в год. Однако в некоторых отраслях, должностях и обстоятельствах показатель может меняться. Коэффициент рассчитывается по формуле:
Среднесписочная численность — среднее число сотрудников в штате компании за определённый период, например, за год.
2. Уровень удовлетворённости сотрудников. Чтобы оценить уровень удовлетворённости сотрудников, HR-менеджеры проводят опросы и тестирования. Методов оценки много,но наибольшую популярность завоевал опросник eNPS (Employee Net Promoter Score — «индекс лояльности сотрудников»). Методика довольно простая, но регулярно доказывает свою эффективность как в оценке уровня удовлетворённости сотрудников, так и в предсказании их поведения в будущем. Например, известный ежегодный рейтинг лучших работодателей России от сервиса HeadHunter опирается в том числе на показатель eNPS. Подробнее об этой методике можно узнать в статье от digital-платформы для исследований и развития персонала Happy Job.
3. Скорость заполнения вакансий. Если HR-менеджеры находят подходящих кандидатов быстро, процесс найма работает эффективно.
Для измерения скорости заполнения вакансий можно вычислить время заполнения вакансии — это количество дней, которые прошли с момента публикации объявления до момента принятия оффера новым сотрудником.
Рассчитывается метрика так:
4. Развитие сотрудников. Чтобы оценить, как HR-отдел развивает и обучает сотрудник, есть такие методы:
- Проанализировать KPI сотрудников до и после внедрения обучающих программ.
- Узнать мнение сотрудников об обучающих программах.
- Оценить карьерный путь работника: посмотреть, что в большей степени повлияло на продвижение по карьере.
Если HR-отдел активно занимается развитием сотрудников, но результатов обучение не даёт, попробуйте внедрить Business Performance Management.
Сколько получает HR-менеджер
Выделили два фактора, которые влияют на зарплату HR-менеджера:
→ Опыт работы. Чем опытнее HR-менеджер, тем больше он получает. Когда специалист много знает и умеет, он может решать более сложные задачи и быстрее справляться с обычными обязанностями. Ценность сотрудника в глазах работодателя растёт пропорционально его зарплате.
→ Отрасль. Как правило, в IT, телекоммуникациях и банкинге платят больше, чем в сфере бьюти, общественного питания или розничной торговле.
Согласно данным ГородРабот.ру, средняя зарплата HR-менеджера в России за январь-февраль 2024 года составила 65 803 ₽ ↓
В 2024 году востребованы менеджеры с опытом управления кадрами, знанием трудового законодательства, навыками рекрутинга и управления конфликтами. Компании все больше задумываются об эффективном управлении трудовыми ресурсами, поэтому спрос на HR-менеджеров с каждым годом растёт.
Главное
- Управление персоналом — это процесс, обеспечивающий эффективную реализацию возможностей работников в компании. Задачи отдела управления персоналом можно разделить на четыре категории: подбор кадров, адаптация сотрудников, мотивация сотрудников, оценка и обучение сотрудников. В последние годы аббревиатура HR также стала синонимом управления персоналом.
- HR-отдел отвечает за рекрутинг, адаптацию, обучение, компенсации, трудовые отношения, корпоративную культуру и аналитику в организации.
- Инвестиции в HR помогают создавать комфортные условия работы, повышать продуктивность и привлекать талантливых специалистов.
- Для успешного управления персоналом важно следить за показателями эффективности HR-отдела, такими как текучесть кадров, уровень удовлетворённости сотрудников, скорость заполнения вакансий и развитие персонала.