Опубликовано: 22.09.2021
Яндекс.Маркет – маркетплейс, где тысячи предпринимателей продают свои товары миллионам пользователей Маркета. Продавец сам управляет своими продажами: ценами и ассортиментом, а еще может поручить Маркету хранение товаров на складе и доставку по всей стране.
Статья поможет спланировать рабочие процессы, чтобы быстро и с минимальными вложениями начать развивать продажи на Яндекс.Маркет.
Стартовый набор начинающего продавца состоит из 5 пунктов:
- Компьютер — для работы в личном кабинете или в Excel.
- Действующее ООО или ИП с подходящим кодом ОКВЭД.
- Описание товаров — фото, характеристики, вес и размер.
- Сертификат или другой документ — на товары некоторых категорий.
- Тара и упаковка — если вы сами будете упаковывать товары для отгрузки в сортировочный центр или для доставки
Компьютер
Для начала работы надо загрузить на маркетплейс описание товаров:
- Если у вас небольшой ассортимент, их можно добавить вручную.
- Если товаров много, для работы с каталогом лучше использовать Excel-шаблон Маркета или настроить интеграцию с вашей системой управления магазином — планшет для этих задач точно не подойдёт, удобнее использовать ПК/ноутбук.
Для печати актов приема-передачи товаров и ярлыков-наклеек понадобится принтер или термопринтер.
Действующее ООО или ИП
1. Убедитесь, что у вашей компании открыт подходящий для продаж на маркетплейсе ОКВЭД (код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности).
Если для работы с маркетплейсом вы открываете новое ООО или ИП, многие сервисы для регистрации бизнеса, например, онлайн-сервис Банка ВТБ, дают рекомендации по подбору подходящих ОКВЭД.
Для добавления/смены кодов ОКВЭД:
- ООО: уведомить налоговую инспекцию и, возможно, уплатить госпошлину (это зависит от формулировок вашего устава).
- ИП: подать заявление в ФНС по форме Р24001 (проще всего это сделать в личном кабинете налоговой).
Не забудьте об открытии расчетного счета в надежном банке. Банк ВТБ предлагает своим клиентам год бесплатного обслуживания “На старте” бизнеса.
2. Подумайте про подключение к электронному документообороту (ЭДО). Это не обязательно — так удобнее. ЭДО экономит время и избавляет от бумажной работы, а вы сможете сосредоточиться на стратегических задачах — анализе продаж и управлении ассортиментом.
Электронный документ отличается от электронной версии обычного документа наличием электронной цифровой подписи. ЭЦП подтверждает подлинность документа — так он становится юридически значимым. Получить такую подпись можно у оператора (провайдера) ЭДО. Маркет сотрудничает с двумя провайдерами — Диадок (СКБ Контур) и СБИС (Тензор).
Описание товаров
На витрине все товары отображаются на карточках. Карточка — это страница с полным описанием и отзывами, которую видят покупатели при выборе товаров на маркетплейсе. Для многих популярных категорий на Маркете уже есть карточки с подробным описанием, характеристиками и фотографиями. Чтобы это проверить, необходимо ввести в поисковую строку Маркета полное название товара.
Если карточка есть, вы увидите предложения магазинов на карточке товара. Тогда при загрузке товаров достаточно просто убедиться, что товар прикрепился к такой карточке и в списке предложений по данному товару появилось ваше. Если карточки нет, потребуется добавить фото и описания товаров.
Для теста продаж достаточно сделать несколько фото в хорошем разрешении на смартфон, желательно не менее трех для каждого товара. На основном фото не должно быть дополнительных надписей, на всех фотографиях — водяных знаков, логотипов, рекламы, ссылок, дополнительных теней и отражений.
Документы на товары
Важно, чтобы все товары, которые покупатели заказывают на Маркете были качественными и безопасными. Для работы нужны те же документы, что и для реализации товаров в розничном магазине. Их можно добавить в любой момент после подключения к Маркету:
- Сертификат соответствия — удостоверяет, что товары соответствуют всем необходимым требованиям.
- Декларация о соответствии — подтверждает, что производитель гарантирует соответствие продукции всем необходимым стандартам.
- Отказное письмо от аккредитованного органа — подтверждает, что товары не подлежат декларированию и сертификации в системе ГОСТ Р и соответствуют регламенту Таможенного союза ЕАЭС.
Тара и упаковка
Это картонные коробки, скотч, стретч‑пленка, пупырчатая пленка или другой наполнитель, бумажные пакеты. Они понадобится для работы со своего склада по моделям FBS (Fulfillment by Seller, продавец собирает заказ — Маркет доставляет) и DBS (Delivery by Seller, Маркет привлекает покупателей, продавец самостоятельно работает с заказом). Упаковывать нужно так, чтобы ни товар, ни его заводская упаковка не повредились при транспортировке и доставке.
Подведем итог
Практически любой бизнес без финансовых вложений может протестировать продажи на маркетплейсе Яндекс.Маркет. Вложить нужно ваше время и усилия — загрузить описания, сделать фото товаров для карточек и в зависимости от модели работы — сделать поставку на склад, наладить отгрузку или доставку заказов.