0

«Честный ЗНАК»: какие товары подлежат обязательной маркировке

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое маркировка «Честный ЗНАК»Для чего нужна маркировка продукцииСписок товаров, которые подлежат маркировке «Честный ЗНАК»На какие товары введут маркировку в ближайшее времяКак вводят маркировкуКак работать с системой «Честный ЗНАК»Ответственность и штрафыКоротко

Опубликовано: 19.06.2025

Обязательная маркировка товаров появилась в России в 2016 году. С тех пор перечень товаров, которые подлежат маркировке, постоянно расширяется. Актуальный список категорий можно посмотреть на сайте системы Честный знак.

Маркировка — обязательное условие для легальной работы с такими товарами. Без нее производители не смогут выпускать свою продукцию с завода, а продавцы — работать с маркетплейсами и розничными магазинами. Поэтому бизнесу важно заранее знать о нововведениях и готовиться к ним. В статье разберем, как работать с системой «Честный ЗНАК» и какие товары подлежат маркировке сейчас.

Что такое маркировка «Честный ЗНАК»

Это государственная система обязательной цифровой маркировки товаров. Разработчик ЧЗ — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — генерирует уникальные коды, которые производители впоследствии наносят на товары.

Работа системы начинается с производителя: он заказывает у разработчиков ЧЗ коды на свои товары и присваивает каждой единице продукции уникальный контрольно-идентификационный знак (КиЗ). Система ЧЗ вносит контрольный идентификационный знак и прочую информацию в Data Matrix — двумерный штрихкод, который потом наносят на упаковку товара. Исключение — меховые изделия, в них вшиваются микрочипы. Далее товар поступает на склад, проходит логистику и попадает на полки магазинов.

В маленький код помещают уникальную информацию о товаре: номер партии, объем, срок годности и прочее. Источник

Когда продукт хотят купить, кассир сканирует маркировку, а касса автоматически отправляет запрос в систему. Если код подлинный и товар находится в обороте — продажа проходит. Когда код поддельный, его нет в базе данных ЧЗ или у него статус «Выбыл из оборота», касса выдаст ошибку — такой товар продавать нельзя.

Подробно о том, как работают коды маркировки, рассказали в статье.

Для чего нужна маркировка продукции

С ее помощью федеральные органы исполнительной власти контролируют товарооборот, чтобы:

  • снижать количество поддельных товаров;
  • ограничивать продавцов, которые продают контрафакт по заниженным ценам, и защищать участников рынка, которые соблюдают закон;
  • отслеживать путь товара от производства до продажи;
  • проверять подлинность товара в приложении.

Список товаров, которые подлежат маркировке «Честный ЗНАК»

Список товарных групп, которые подлежат обязательной маркировке, актуальный на июнь 2025 года:

  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • безалкогольные напитки и безалкогольное пиво;
  • упакованная вода;
  • молочная продукция;
  • растительные масла;
  • бакалея — первый этап стартовал 1 мая 2025 года по категории «снековая продукция»;
  • консервированные продукты;
  • морепродукты (икра);
  • лекарства, БАД, антисептики и дезинфицирующие средства;
  • табак;
  • шубы;
  • духи и туалетная вода;
  • парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия — первый этап стартовал 1 мая 2025 года по категориям «мыло» и «моющие средства»;
  • товары легкой промышленности;
  • обувь;
  • медицинские изделия, технические средства реабилитации, кресла-коляски;
  • ветеринарные препараты, корма для животных;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • велосипеды.

На какие товары введут маркировку в ближайшее время

Пилотные группы, которые еще тестируют или недавно закончили тестировать:

  • титановая металлопродукция;
  • радиоэлектроника;
  • оптоволокно;
  • фармацевтическое сырье, лекарственные средства;
  • печатная продукция;
  • отопительные приборы;
  • кабельная продукция;
  • слабый алкоголь;
  • медицинские изделия категории 2.0;
  • пиротехника;
  • полимерные трубы;
  • автозапчасти.

После окончания экспериментального периода маркировка для них может стать обязательной в течение года. На сайте ЧЗ указано, что уже с 1 сентября 2025 года в систему добавят:

  • детские игрушки; 
  • кондитерские изделия;
  • растворимые напитки;
  • строительные материалы;
  • спортивное питание;
  • бритвы и лезвия.

А в течение года в список планируют включить новые виды товаров из бакалейной продукции, косметики и бытовой химии, а также автомобильные жидкости.

Предприниматели могут заранее узнавать новости на сайте ЧЗ. Если вы производите или продаете товары, которые скоро начнут маркировать — нужно вовремя подготовиться. Читайте дальше, чтобы узнать подробности.

Как вводят маркировку

Власти внедряют маркировку поэтапно, чтобы все участники рынка успели переориентироваться на новые правила. Расскажем на примере товаров легкой промышленности:

1. Производители и импортеры регистрируются в ЧЗ и подключаются к электронному документообороту (ЭДО), наносят маркировку на всю продукцию, которую выпускают или ввозят в страну.

2. Оптовые продавцы и дистрибьюторы регистрируются в ЧЗ и начинают использовать ЭДО. Перестают принимать немаркированные остатки от поставщиков и маркируют остатки на складах, если это необходимо.

3. Розничные продавцы регистрируются в ЧЗ и ЭДО, перестают принимать немаркированную продукцию, сканируют коды при продаже на кассе.

Подробнее можно прочитать в памятке ЧЗ.

ЦРПТ разработал приложение ЧЗ для предпринимателей. В нем можно проверить, корректно ли сканируются коды и обратиться в техподдержку, если появились вопросы. Источник

Как работать с системой «Честный ЗНАК»

Общие этапы для всех участников рынка:

Зарегистрироваться в системе. Для этого руководителю нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и установить программное обеспечение для работы с ней. Подпись записывают на токен, который вставляется его в USB-разъем компьютера.

☝🏼 Это интересно

Подключиться к системе электронного документооборота. ЭДО нужен для того, чтобы обмениваться с контрагентами данными о маркировке. Так специалисты ЧЗ и остальные участники рынка отслеживают движение товаров.

Подробнее про регистрацию — на портале ЧЗ.

Дальнейшие этапы отличаются для разных участников рынка:

Производители оформляют товарные карточки, заказывают у ЧЗ и наносят коды маркировки, а затем вводят продукцию в оборот.

Оптовые продавцы и дистрибьюторы принимают товары с кодами, вносят данные в систему при отгрузке в магазины другие компании.

Розничные продавцы сканируют коды на кассе и передают данные в ЧЗ о том, что продукция выбыла из оборота.

Владельцы онлайн-магазинов и селлеры на маркетплейсах передают информацию о выбытии кодов через онлайн-кассу, личный кабинет или с помощью маркетплейса.

Предприниматели ресторанно-гостиничного сегмента сканируют коды при приемке продукции от поставщиков, пробивают коды на кассе или списывают их перед использованием, например, на кухне.

Прочитать подробную инструкцию и посмотреть справочники можно на сайте ЧЗ.

В приложении можно вводить товары в оборот и списывать их, а также работать с ЭДО. Источник

Сколько это стоит

Посчитаем приблизительные расходы для розничного продавца.

Ручной сканер. Понадобится для сканирования кодов. На сайте ЧЗ указано, что примерная стоимость — от 3 500 рублей.

Программное обеспечение и настройка. Комплекты с подключением под ключ, которые предлагают на сайте, стоят от 1 000 до 3 000 рублей. Но если следовать инструкциям на портале, можно начать работу самостоятельно и сэкономить.

Электронная подпись. В среднем стоимость подписи, записанной на токен для ИП — 2 000–3 000 рублей. Согласно №63-ФЗ, срок действия подписи — 15 месяцев, но каждый раз менять токен необязательно.

Оператор ЭДО. Цена на услуги популярных операторов часто зависит от количества исходящих документов, которыми вы будете обмениваться с контрагентами. В среднем стоимость одного документа — 10,5 рублей, а тарифного плана с 250 документами — 2 600 рублей.

На единовременные расходы стоит заложить от 6 000 до 10 000 руб., на ежегодные — от 5 000 до 7 000 рублей. Рассчитать затраты можно на портале ЧЗ в разделе «Готовые решения для малого бизнеса».

Ответственность и штрафы

Товары категорий, которые регулирует ЧЗ, запрещено производить и продавать без маркировки. Наказание предусмотрено как для производителей, так и для оптовых и розничных продавцов. Собрали распространенные штрафы и прочие санкции в таблицу.

Для ИПДля юридических лиц
Отсутствие маркировки. КоАП РФ Статья 15.12Штраф 5000–10 000 рублей с конфискацией товараШтраф 50 000–300 000 рублей с конфискацией товара
Производство алкоголя или табака без маркировки или с нарушениями. КоАП РФ Статья 15.12Штраф 300 000–500 000 рублей с конфискацией товараШтраф 700 000–1 млн рублей с конфискацией товара
Нарушения в максимальной розничной цене. КоАП РФ Статья 14.6Штраф 50 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 летШтраф в двукратном размере излишне полученной выручки за период не более года
Подделка маркировки. УК РФ Статья 171.1Штраф до 1 000 000 рублей или в размере дохода за последние 2 года, принудительные работы или лишение свободы на срок до 6 летШтраф до 1 000 000 рублей или в размере дохода за последние 2 года, принудительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет

Коротко

«Честный ЗНАК» — это государственная система обязательной маркировки товаров. Ее ввели, чтобы снизить количество подделок, сделать рынок прозрачнее и безопаснее для потребителей.

Товар без кода нельзя выпускать в оборот, перевозить или продавать. За нарушения грозят штрафы и конфискация продукции, а за подделку маркировок возможно даже лишение свободы.

Маркированных товаров становится больше. С 1 сентября 2025 года в систему добавят детские игрушки, кондитерские изделия, растворимые напитки, строительные материалы, спортивное питание, бритвы и лезвия.

Бизнесу надо заранее готовиться к изменению с маркировкой. Чтобы работать по правилам, нужно пройти регистрацию в ЧЗ, подключить ЭДО и настроить оборудование. После регистрации все участники рынка сканируют коды и передают сведения о приемке, отгрузке и продажах товаров в ЧЗ.

#Маркировка товаров

Читайте также

0

Как создать сайт самостоятельно: обзор конструкторов сайтов

Сайт — важный инструмент взаимодействия с вашими клиентами. Они смотрят ваш лендинг, листают каталог в интернет-магазине и ...

20 сентября 2024

0

Интернет-маркетинг в условиях санкций: 8 топовых российских сервисов email-рассылок

Email–маркетинг — эффективный инструмент для продвижения товаров и услуг. Однако после ухода  зарубежных компаний перед ...

21 июня 2022

0

Это на Новый год: бонусы тем, кто начинает продажи на Маркете

Если вы ещё не размещаете товары на Маркете, но хотите начать, то сейчас — самое подходящее время. Специально для новых ...

10 ноября 2021

0

Что такое Jobs to be done

Может быть много причин, почему человек решает обратиться к Вам или к Вашим конкурентам. Как Вам понять их и увеличить продажи? ...

17 января 2024