
Опубликовано: 16.05.2025
В каждой социальной сети есть «умная» лента — алгоритм показа контента пользователю на основе его интересов. Если понимать, как работают алгоритмы, материалы бизнеса будут чаще попадаться подписчикам, а сама компания сможет эффективнее продвигаться онлайн и реализовывать маркетинговую стратегию.
В статье рассказали, что такое алгоритмы соцсетей и как они работают, а также поделились полезными рекомендациями, которые помогут в оптимизации контента под умную ленту.
Что такое алгоритмы социальных сетей
По данным Минэкономразвития, 82% представителей малого и среднего предпринимательства сами ведут соцсети. В основном контент видят подписчики сообществ и каналов. Даже по-настоящему интересный пост может остаться без внимания других пользователей, если не соберёт большие охваты от подписчиков.
За видимость постов не подписанным на аккаунт пользователям отвечают алгоритмы социальных сетей. Это способ сортировки контента в ленте на основе его релевантности интересам читателя. Например, люди, которые часто лайкают записи про путешествия, скорее всего, увидят популярную запись от сообщества с авторскими турами.
Как работают алгоритмы социальных сетей
Умная лента использует машинное обучение и нейросети. Она анализирует контент и действия пользователей и учитывает:
- Подписки. Пользователь увидит сначала записи своих друзей и пабликов, на которые он подписан. Поэтому владельцам сообществ и каналов важно мотивировать аудиторию подписаться на канал или группу. Для этого можно использовать, например, полезный или развлекательный контент.
- Вовлеченность. Лайки, комментарии, репосты помогают алгоритмам оценить, насколько контент интересен. Пользователи и сами могут фильтровать контент. Для этого соцсети добавляют кнопки, например, «Скрыть из ленты» в Одноклассниках и «Не интересно» во ВКонтакте.
- Формат контента. Социальные сети активно продвигают короткие видеоролики. Например, такая тенденция есть у ВКонтакте.
- Время взаимодействия с контентом. Чем больше времени пользователь смотрел видео или читал пост, тем выше шанс, что он увидит похожий контент снова.
- Содержание. Алгоритмы отмечают не только реакцию пользователей, но и наполнение записи. Например, они считывают шаблонные фразы «Ставьте лайк» или «Подписывайтесь на канал» и занижают такие посты в ленте. Старайтесь вместо клише использовать другие завлекающие инструменты. Например, дарите бонус за подписку на группу, создавайте посты-гайды и шаблоны, которые пользователи захотят лайкнуть, сохранить, отправить друзьям.
- Уникальность. Социальные сети отдают предпочтение уникальным записям. Например, ВКонтакте и Одноклассники менее активно продвигают посты, которые группа заимствовала из другого источника. Также меньший охват получит запись, в которой есть внешняя ссылка.
Пробуйте разные форматы постов, видеороликов и даже формулировок. Смотрите, какой контент получает наибольший охват, и применяйте его чаще.
Алгоритмы разных платформ
Разработчики социальных сетей подробно не рассказывают, какие действия пользователей и владельцев аккаунтов влияют на показы контента. Однако соцсети публикуют рекомендации, которые помогут продвигать записи. Например, у ВКонтакте есть правила, а у Одноклассников — советы по работе с алгоритмами.
1. ВКонтакте. Пользователи видят контент в Ленте и в разделе «Для вас». Соцсеть рекомендует музыку, друзей, сообщества, приложения и короткие видео. На первое место выходят записи:
- от друзей;
- от сообществ, на которые подписан пользователь;
- близкие по геолокации, например, если это запись о мероприятии в конкретном городе;
- актуальные и новые;
- с большим количеством лайков и комментариев;
- актуальные для конкретного пользователя.
ВКонтакте активно продвигает текст без изображений, короткий текст с изображением и вертикальные видео в формате VK Клипов. Подробнее о том, как работает умная лента ВКонтакте, читайте в статье эксперта по VK Рекламе Марии Эркиной.

2. Одноклассники. Алгоритмы этой социальной сети опираются на два фактора:
- качество группы — количество и уникальность контента, его соответствие теме блога;
- вовлеченность — как подписчики взаимодействуют с контентом: ставят «Класс», пишут комментарии, смотрят фото, видео, участвуют в опросах.
В Одноклассниках есть программа поддержки новых авторов «Молния», которая позволяет набрать первую 1000 подписчиков. Группы попадают в «Молнию» автоматически, если созданы не более 60 дней назад, насчитывают от 21 до 300 участников и соответствуют требованиям площадки. Такие группы получают дополнительные охваты, пока не начнут расти органически и чаще показываться в рекомендациях.
Одноклассники снижают охваты, если контент не соответствует требованиям. Например, в топ не попадёт запись, цель которой — переход пользователя по сомнительной ссылке.
3. Instagram*. При формировании умной ленты эта соцсеть учитывает:
- Вовлеченность. На первое место выходят посты с лайками, комментариями, реакциями.
- Историю взаимодействия. Соцсеть показывает посты аккаунтов, которые пользователю уже знакомы.
- Интересы. Посты продвигаются по ключевым словам, хештегам, содержанию изображений.
- Актуальность. Свежие посты тех страниц, на которые подписан пользователь, отображаются выше старых.
Недавно глава Instagram Адам Моссери в своём аккаунте в этой социальной сети рассказал, какие факторы влияют на алгоритмы соцсети. Оказалось, что лайки важны для контента, который нацелен на подписчиков. Чем больше лайков, тем больше подписчиков увидят запись. Репосты важны, если нужно привлечь новую аудиторию. В итоге, если пользователи часто пересылают друг другу запись, она скорее попадёт в рекомендации для широкой аудитории. А вот время просмотра важно для показа подписчикам аккаунта и неохваченным пользователям.
4. YouTube**. Из видеохостинга YouTube постепенно перерос в полноценную соцсеть, в которой общение сосредоточено вокруг блогеров. Лента показывает пользователям релевантные длинные и короткие видео.
Алгоритмы ориентируются на несколько факторов:
- Кликабельность. Чем больше пользователей кликнули на видео, тем активнее соцсеть рекомендует этот ролик другим.
- Количество и глубина просмотров. YouTube оценивает не только количество пользователей, просмотревших видео, но и длительность просмотра.
- Вовлеченность. Количество лайков, комментариев, подписок, репостов.
- Цепочка просмотров. Если пользователи смотрят подряд несколько роликов с одного канала или похожей тематики, такая же последовательность будет показываться другим.
- Схожие интересы. Алгоритмы YouTube сравнивают пользователей между собой и показывают видео тем, кто похож по поведению и интересам на тех, кто уже взаимодействовал с роликом.
В феврале 2025 года руководитель команды по развитию YouTube Тодд Б. в интервью на этой площадке поделился, что алгоритмы видеохостинга ориентируются под интересы каждого пользователя и подбирают максимально релевантный контент. На то, что человек увидит в ленте, влияют даже время суток и устройство, с которого зашёл пользователь.

Как адаптировать контент под алгоритмы соцсетей
Заранее разработайте стратегию продвижения. Ориентируйтесь преимущественно на вовлечение подписчиков. Если они будут взаимодействовать с новыми записями, алгоритмы могут показать посты и видеоролики тем, кто ещё не знаком с брендом. Иногда алгоритмы могут продвинуть запись, например, короткое видео, и бренд получит много новых подписчиков. Однако без чёткой стратегии, что с ними делать дальше, можно так же быстро их потерять, если у них пропадёт интерес.
Чтобы контент понравился подписчикам и новым пользователям, следуйте следующим правилам:
✅ Адаптируйте контент под аудиторию. Всё, что вы публикуете, должно соответствовать интересам подписчиков. Например, в аккаунте фитнес-студии можно показывать новые упражнения, схемы питания и знакомить с преподавателями центра.
✅ Делайте ставку на пользу. Старайтесь, чтобы контент решал проблемы читателей, а не крутился вокруг рекламы продукта или услуги. Заранее составьте контент-план и продумайте, о чём будете писать в течение месяца. Например, в аккаунте магазина спорттоваров рассказывайте, как выбрать снаряжение для горных лыж и сноуборда, сообщайте о скидках и новых поступлениях.
✅ Вовлекайте пользователей. Важно, чтобы подписчики не только увидели контент в ленте, но и взаимодействовали с ним. Лайки, комментарии, реакции в сторис, репосты могут повлиять на появление записи в ленте не подписанных на вас пользователей.
Алгоритмы научились распознавать прямые призывы поставить лайк или сделать репост. Поэтому важно делать интересный контент. Например, воспользуйтесь следующими советами:
- Делайте посты-подборки, чтобы у пользователей возникло желание сохранить их на будущее. Например, аккаунт авторских туров может опубликовать список вещей, которые пригодятся в путешествии на Эльбрус.
- Создавайте контент с жизненными или смешными ситуациями — его подписчики захотят отправить своим друзьям. Например, используйте мемы, адаптированные под вашу тему.
- Устраивайте интерактивы. Это могут быть опросы, игры в сторис, конкурсы.
- Пишите о спорных темах. Подумайте, какие моменты вызывают дискуссии у вашей аудитории. Это может быть как что-то серьёзное, так и шуточное. Например, в аккаунте цветочного магазина спросите, считают ли подписчики жёлтые тюльпаны символом разлуки.
✅ Чередуйте разные форматы контента. Используйте все возможности платформы, на которой продвигаетесь: публикуйте посты, сторис, короткие видеоролики. Например, сторис смотрят обычно только подписчики, посты могут попасться в ленте новым пользователям, а короткое видео может завируситься и принести охваты.
✅ Следите за обновлениями соцсетей. Платформы постоянно развиваются, совершенствуют алгоритмы и предлагают новые возможности. Мониторьте официальные блоги соцсетей и аккаунты их разработчиков, чтобы не пропустить информацию о новинках.
Коротко
- Алгоритмы социальных сетей отбирают контент на основе интересов пользователей и формируют для каждого уникальную ленту.
- Алгоритмы учитывают вовлечённость подписчиков, формат контента, время взаимодействия с записями и их уникальность.
- Социальные сети, например, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram*, YouTube**, публикуют на своих сайтах или в соцсетях правила работы алгоритмов. Следите за их обновлениями, чтобы быть в курсе последних изменений.
- Чтобы бренду продвигаться в соцсетях, важно сосредоточиться на своих подписчиках. Именно их поведение повлияет на алгоритмы, которые могут показать контент новым пользователям, если сочтут его подходящим.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ
** Заблокирован на территории России