
Рассмотрим действия продавца, из-за которых «сливаются» клиенты:
1. Пассивное ожидание того, что клиент решит купить сам
Типичная ситуация – продавец рассказал все про товар, ответил на вопросы, назвал цену, а клиент помолчал, а потом сказал, что надо подумать. Что делать? Плохой продавец скажет: «Ок, звоните, если надумаете», нормальный продавец попробует обработать возражение, а хороший продавец уже продал, потому что он никогда не будет ждать решения клиента, а после называния цены начнет задавать подводящие к покупке вопросы.
Пример
Плохой продавец: «Исходя из объема, стоимость составит 100 рублей, доставка и погрузка включены». Вопроса в конце нет вообще.
Обычный продавец: «Исходя из объема, стоимость составит 100 рублей, доставка и погрузка включены. Вам это подходит?» В конце закрытый вопрос.
Хороший продавец: «Исходя из объема, стоимость составит 100 рублей, доставка и погрузка включены. Единственное, уточните, пожалуйста, кто будет принимать товар? Эти данные нам нужно указать в сопроводительных документах».Вопрос в конце подразумевает, что клиент покупает, осталось только уточнить детали оформления.
2. Туманная цель коммуникации с клиентом
Размытая цель коммуникации открывает лазейки продавцам и позволяет не делать того, что требует больших усилий. Например, они переводят разговор по телефону в переписку («Давайте я вам на почту все направлю, вы ознакомитесь» или «Давайте скину сообщение, и вы прочитаете, когда вам будет удобно»). Таким образом, цикл сделки увеличивается, а зачастую клиент и вовсе упускается.
Однако каждая встреча, каждый разговор или даже переписка с клиентом должны преследовать конкретную цель.
Пример
Руководитель хочет, чтобы клиент приехал на «живую» встречу с продавцом, а продавец, со своей стороны, начинает в разговоре с клиентом по телефону рассказывать о преимуществах работы с компанией (т.е. пытается продать по телефону). Продавец поступает так по одной причине – он боится, что клиент откажет, если предложить ему встречу. В результате, конкретная цель данной коммуникации с клиентом может быть сформулирована так: приглашение на встречу в разговоре должно прозвучать как минимум дважды.
3. Конфликтогены
Конфликтогены могут за секунду развалить даже хорошо установленный контакт с клиентом.
В первую очередь, из речи рекомендуется убрать:
- рекомендации, советы и высказывания собственного мнения, когда об этом не спрашивали: «Я думаю, вам лучше сделать вот так…», «Рекомендую выбрать вот это»;
- иронию или сарказм в адрес клиента: «И где же вы найдете этот товар за такую цену?», «А вы что хотели?»;
- обесценивание партнера: «Вообще-то у меня сейчас важная встреча».
Разговаривать с клиентом всегда следует, как с английской королевой: без лести, но вежливо и учтиво, взвешивая каждое свое слово.
4. «Бомбардировка информацией»
Начинающие продавцы думают, что если они расскажут о товаре не все, то клиент никогда не купит. Опытные продавцы знают, что даже если они все расскажут о товаре, то клиент не купит все равно. Правда заключается в том, что клиенты любят, чтобы разговор был о них, а когда говорит продавец, он рассказывает, в первую очередь, о себе (о своей компании, опыте, сотрудниках).
Поэтому, что все что нужно знать клиенту о товаре, — это как товар решит конкретные задачи именно этого клиента. А чтобы так прицельно рассказывать о продукте, необходимо задавать вопросы и узнать, какие задачи перед вашим клиентом сейчас стоят.
5. Страх неудобных вопросов
Иногда клиенты тянут с принятием решения месяцами, и, когда продавец звонит, оказывается, что клиент «еще думает», «не успел посмотреть», «на следующей неделе вернется к этому вопросу». А потом неожиданно сообщает, что купил в другом месте.
Часто продавец понимает, что клиента, что-то не устраивает в его предложении, но предпочитает не выяснять точную причину — мешает страх, что разговор закончится окончательным отказом клиента. В итоге, действительная причина раздумий клиента не известна, время потрачено, а клиент ушел.
Рекомендации в этом случае — задавать неудобные вопросы. Это могут быть вопросы, буквально припирающие клиента к стенке, или вопросы, выявляющие истинную причину раздумий. Довольно часто они неприятны для самих продавцов.
Пример
- Вы думаете над тем, сможете ли «отбить» вложенные деньги?
- Я так понимаю, вы сомневаетесь, стоит ли эта услуга своих денег?
- Вы сравниваете наше предложение с предложениями других компаний?
Итак, прежде чем менять что-то в работе компании, исправьте перечисленные ошибки продавцов в общении с клиентами, и вы увидите, что ваши лиды очень даже «горячие».


