Опубликовано: 27.10.2022
Изучение целевой аудитории — самый важный шаг в запуске и продвижении любого бизнеса. Некоторые предприниматели ошибочно полагают, что их продукт нужен всем. Возможно. Но цели и потребности у всех людей разные. Человек, который ищет курсы английского языка для общения, и человек, который ищет курсы английского для того, чтобы взаимодействовать с людьми в путешествии, — это люди, с которыми нужно общаться по-разному, и по-разному доносить ценность Вашего продукта.
Существует несколько способов анализа целевой аудитории:
- Изучение реальных покупателей.
- Изучение открытых источников.
- Точечное изучение отдельных представителей целевой аудитории.
- Изучение аудитории конкурентов.
Изучение реальных покупателей
Этот метод хорош тем, что основан не на предположениях и гипотезах, а на изучении покупателей, которые действительно УЖЕ приобрели Ваш продукт.
1) Личный опыт владельца бизнеса, а также менеджеров по продажам, операторов колл-центра и т. д. — людей, которые непосредственно общаются с целевой аудиторией.
Вы и Ваши сотрудники наверняка знаете основные вопросы, которые задают клиенты, основные задачи, которые они решают при помощи Вашего продукта, их частые потребности и боли.
2) Анализ существующей базы клиентов
Здесь необходимо занести всех клиентов в одну таблицу, и для каждого из них прописать основные характеристики: пол, возраст, местонахождение, цель покупки, потребности, возражения, вопросы, способ связи и так далее.
Такую базу данных лучше составлять сразу после общения с клиентом. Этот способ очень трудоемкий, однако в дальнейшем из этой таблицы можно взять огромное количество полезной информации о Ваших клиентах
3) Анализ аудитории, посещающей Ваш сайт
Для этого на сайте необходимо установить счетчики инструментов веб-аналитики (Яндекс.Метрика и Google.Analytics*). После этого можно анализировать людей, посещающих Ваш сайт: откуда к Вам приходят пользователи, с каких устройств просматривают сайт, какие страницы чаще всего посещают и сколько времени находятся на сайте. Также в этих системах можно узнать такие характеристики, как пол, возраст, местоположение и категории интересов аудитории.
4) Анализ подписчиков Вашей страницы в соцсетях (данный способ доступен только в том случае, если подписчики целевые, не было накруток и проведения розыгрышей giveaway)
Данные можно получить как из статистики страницы в самой соцсети, так и при помощи парсеров (специальных сервисов, таких как TargetHunter, PepperNinja, Церебро). При помощи этих сервисов можно проанализировать интересы Вашей аудитории, узнать, на какие сообщества они еще подписаны, и сделать выводы.
Изучение открытых источников
1) Анализ запросов пользователей в Яндекс.Вордстат и Google.Trends
Эти сервисы показывают, как часто люди вводят поисковые запросы, связанные с Вашим продуктом, а также какие именно словосочетания они используют и что ищут ещё.
Здесь Вы сможете, во-первых, узнать спрос на Ваш товар или услугу, а во-вторых, понять, какая именно вариация Вашего товара интересует пользователей больше (не просто адвокат, а адвокат по наследству, например).
2) Форумы, тематические сообщества и отзывы
Здесь хранится огромное количество информации о Вашей целевой аудитории. Внимательно почитав, что люди обсуждают, что спрашивают, на что жалуются, а что особенно хвалят, Вы поймёте все боли и потребности Вашей аудитории. Кроме этого, Вы сможете понять язык, на котором разговаривает Ваша ЦА, запомнить какие-то термины и особенные словечки.
Эту информацию можно использовать и при создании товара или услуги, и при написании контента, и при создании рекламы.
3) Кейсы коллег и экспертов
Например, таргетологи или SMM-специалисты часто публикуют подробные отчёты, в которых рассказывают о том, как они анализировали ЦА и что им удалось узнать.
Точечное изучение отдельных представителей целевой аудитории
1) Глубинные интервью
Нужно подобрать определенное количество представителей целевой аудитории и провести с ними интервью. Беседу необходимо проводить лично, в крайнем случае — по телефону, потому что в живой беседе человек более открыт, а значит, Вы сможете получить больше информации.
2) Опросы
Способ очень похож на предыдущий, но здесь Вы можете попросить аудиторию заполнить анкету в письменном виде.
3) Изучение профилей пользователей в соцсетях
Здесь нужно выделить пользователей, которые явно интересуются Вашим продуктом, и проанализировать их профиль вручную. Вы сможете узнать, чем интересуется Ваша целевая аудитория, где бывает, что смотрит/слушает и т. д., как разговаривает, что ее волнует, и много другой полезной информации, которую потом можно применить в развитии своего бизнеса.
Изучение аудитории конкурентов
1) Изучение сайта конкурентов
Сайт конкурента можно просмотреть вручную, а также проанализировать при помощи сторонних сервисов (например, Be1 или Similarweb). Вы сможете узнать, откуда конкуренты получают большее количество трафика, с каких поисковых запросов к ним приходят, какими продуктами и разделами сайта больше интересуются пользователи.
2) Изучение соцсетей и рекламы конкурентов
Здесь Вы сможете изучить отзывы и понять, на что именно обращает внимание целевая аудитория.
Изучая рекламу (ту, которую Вы видите как пользователь, или найденную при помощи сторонних сервисов, например TargetHunter), Вы сможете понять рабочие офферы, наиболее популярные продукты, а также основные форматы рекламы.
3) Партизанский маркетинг
Представившись потенциальным покупателем, можно обратиться к конкурентам и выявить для себя их сильные и слабые стороны: скрипты продаж, схему взаимодействия с покупателем, способы выявления потребностей, наиболее часто предлагаемые продукты, способы связи с покупателями.
Как видите, способов анализа аудитории великое множество. Лучший вариант — эффективная комбинация из нескольких. Если изучать свою целевую аудиторию, знакомиться с ней и предлагать тот продукт, который ей сейчас необходим, то можно быть уверенным в росте числа лояльных пользователей и развитии Вашего бизнеса.
*Действуют ограничения функционала на территории Российской федерации.