Опубликовано: 17.11.2020
Немногие предприниматели, открыв свою компанию, сразу начинают думать о маркетинговой стратегии, а зря. Ведь без какого бы то ни было плана, стратегии и понимания, куда идти, вся работа будет напоминать попытки продвигаться в темноте. Для малого бизнеса маркетинговая стратегия может быть не такой сложной и многогранной, как для крупного корпоративного, но все-таки примерный путь должен быть очерчен. Я расскажу, как составить стратегию с наименьшими усилиями.
Зачем она нужна
Маркетинговая стратегия — это общий подход к достижению той цели, ради которой создавался бизнес, а если сказать точнее – это путь к прибыли. В крупном бизнесе в стабильной экономической ситуации такие стратегии составляются от 20 лет и дальше с конечной целью в виде продажи компании, передачи по наследству и т.п. Малый бизнес должен более оперативно реагировать на изменения рынка и отраслей, в которых работает, поэтому его горизонт планирования обычно составляет 3-5 лет. Построив стратегию, можно приступать и к годовому планированию.
Возможно ли составить маркетинговую стратегию самостоятельно, не имея профильного образования, без понимания основ маркетинга и не обладая знаниями о нужных инструментах? Как мы знаем, малый бизнес может все, особенно в условиях ограниченного бюджета. Но я бы рекомендовала некую коллаборацию собственника бизнеса и маркетолога. Бизнес сможет рассказать, какие ресурсы есть у компании, как и что продается, как анализируются те или иные события, что важно для этого бизнеса, а маркетолог сможет подсказать, какие вопросы нужно себе задать и с какими инструментами можно будет справиться с поставленными задачами.
Что касается бюджета, который нужно будет заложить на оплату специалиста, то я рекомендую ориентироваться на 120-150 тысяч рублей. Это примерно 20-30 часов работы маркетолога.
Ключевые этапы
В классическом маркетинге разработка маркетинговой стратегии — это работа не на одну неделю. Но в малом бизнесе большая часть пунктов составления стратегии или не нужна, или недоступна.
Обязательно нужно определить цель и задачи, а также провести анализ рынка и конкурентов.
Кроме того, необходимо ответить на следующие вопросы:
- чем мы лучше
- как мы это покажем
- кому мы это покажем
- как мы найдем клиента
- как мы продадим продукт или услугу клиенту
- как мы удержим клиента
- сколько мы на этом заработаем
- что нам для этого нужно
А теперь разберем эти пункты более подробно.
Постановка цели и определение задач
Как правило, цель заключается в получении или увеличении прибыли. А вот набор сотрудников, открытие линий производства, увеличение значимости проекта относятся к задачам, которые нужны для достижения цели. Можно и нужно писать, в том числе, про захват доли рынка, увеличение оборота и прочее.
Анализ рынка и конкурентов
Когда вы определили цель и поставили задачи, самое время переходить к аналитике. Так или иначе, в процессе составления маркетинговой стратегии нужно учитывать то, что сделано конкурентами, объем рынка, основные каналы работы похожих проектов и т.п. Во всех учебниках и статьях по составлению маркетинговой стратегии первым инструментом аналитики идет SWOT-анализ. Нужно ли его делать в небольшом бизнесе, вопрос спорный. Я бы не советовала использовать этот инструмент, если вы не знаете, как его составлять. Не имея опыта в анализе ресурсов, можно очень сильно ошибиться, записать свои сильные стороны в слабые, а недостаток ресурсов — в конкурентные преимущества. И тогда ваш маркетинговый план начнется с заведомо неправильно проанализированной информации, и весь объем проделанной дальше работы будет строиться на ошибке.
В анализе, который вы делаете самостоятельно, точно необходимо отразить:
- Рынок
В частности, его регулирование, объем, сложности работы, последние тенденции и тренды, основных игроков, подходы в продажах и особенности аудитории рынка.
- Конкуренты
В идеале, нужно сделать список всех игроков, которые работают на вашем рынке и смежных областях. Возможно ли это сделать в одинкочку? За короткий срок нет, но это вам и не нужно. Если хорошо поискать, то можно найти исследования, которые делали раньше, списки основных участников рынка, новичков, нишевые компании, которые из всей области работают только в одном направлении или выпускают монопродукт. Все это нужно для того, чтобы понимать, на каком поле вы работаете. Для того, чтобы правильно закончить анализ, составьте таблицу из тех конкурентов, которые кажутся вам наиболее близкими. Например, существуют не так долго, производят точно такой же продукт или оказывают точно такую же услугу, находятся с вами в одном ценовом диапазоне.
Название компании | Что делает хорошо | Что делает плохо | Чем мы лучше |
Пусть для первого этапа здесь будет не больше 20 конкурентов, максимально близких вам. Если есть возможность делегировать эту часть работы аналитику или маркетологу, обязательно сделайте это.
Чем мы лучше
Пока вы будете заполнять четвертую колонку таблицы, вы поймете главное: ваши конкурентные преимущества (качество, экспертиза, общение с клиентами, подход к работе и т.д.). Выделяйте все, что приходит вам в голову, старайтесь быть объективными. Если вы ничем не лучше, то ничего не заполняйте — так тоже бывает, и это нормально. Более того, в процессе вы можете обнаружить, что вы в чем-то проигрываете конкурентам, но и это не страшно. «Провисающие» моменты нужно зафиксировать и потом отработать в коммуникации и позиционировании.
Кому мы это покажем
После ответа на вопрос, чем ваша компания лучше конкурентов, нужно ответить на вопрос, кто ваша целевая аудитория. Записывайте в этот пункт всех, кто к вам приходит, кто обращается к вашим конкурентам, кого вы хотите зацепить. Не зацикливайтесь на социально-демографических характеристиках: возраст, пол и т.п. Как правило, это не самая значимая характеристика вашей ЦА. Лучше подумайте, чем занимаются ваши потенциальные клиенты, где гуляют, куда ездят, куда ходят, что любят, что и где покупают и т.д. У вас должно получиться вот такое облако. Отмечу, что это облако составлялось для компании, оказывающей услуги по карьерному консультированию.
Как мы это покажем
Это один из самых важных пунктов. По сути, здесь вы даете основу тому, что потом пойдет в маркетинговый план на год-квартал-месяц и т.п. В первую очередь, выберите свой сегмент — В2С или В2В. У клиентов каждой категории бизнеса своя специфика.
Выбор каналов коммуникации с клиентом зависит непосредственно от вашего бизнеса и ЦА. Если у вас магазин у дома, локальный тренажерный зал, детский садик и т.п., то вам следует максимально таргетировать коммуникацию на жителей вашего района. Вряд ли в этом случае к вам поедут с другого конца города, если продукт не уникален. В этом случае используйте контекстную рекламу с геотаргетингом, навигационную наружку, промо и т.п. Если у вас уникальный продукт, серьезное производство, более крупные масштабы, то имеет смысл использовать более охватные каналы и более сложную коммуникацию.
Вот самые часто используемые каналы коммуникации с клиентом:
- социальные сети
- торговые точки
- Интернет
- средства массовой информации (СМИ)
- наружная реклама
- выставки
- рекламные мероприятия
- мобильные приложения
- e-mail рассылки
Как мы найдем клиента
Клиентов нужно привлекать, а их активность стимулировать. Для этого нужно очень хорошо представить себе свою ЦА. Узнав о целевом клиенте как можно больше, вы поймете, где можно его встретить. В Интернете можно найти много сервисов, которые подготовят для вас базы с контактами ваших клиентов на основе заданных характеристик. Некоторые такие базы можно составить и самостоятельно.
Например, если вы продаете IT-решения, софт или железо, то вы знаете, что вам нужны контакты IT-директоров, руководителей соответствующих отделов и т.п. Их контакты можно поискать на сайтах по трудоустройству. Некоторые специалисты держат там актуальные резюме для мониторинга рынка.
Если же вы не имеете представления о том, что общего есть у представителей вашей ЦА, поговорите с теми, кто уже работает с вами или покупает у вас. Почему они выбрали вас? Что нравится больше всего? Как вас нашли? Ответы на эти вопросы будут прямым указанием направления, в котором нужно искать своих клиентов.
Как продавать вашему клиенту
Это вопрос, пожалуй, самый коварный, потому что отвечать на него можно бесконечно. Систем, техник, методик продаж и клиентского сервиса очень много, но есть основные закономерности:
- Продаем через потребности
Ответьте себе на вопросы: какую потребность вашего клиента вы закрываете своей услугой или товаром? Что он получает, обратившись к вам? Что ему нужно на самом деле? Узнаем реальную потребность и удовлетворяем именно ее.
- Создаем условия
Ваш клиент должен иметь возможность найти вас, не прилагая специальных усилий. Для этого создайте удобный сайт, ведите соцсети, организуйте вывеску и рекламу, следите за отзывами о компании.
- Обеспечиваем комфорт
Мы живем в век сервисов. Часто, сам продукт, уникальное торговое предложение уже не играют решающей роли. А вот доставка в день заказа, бесплатная консультация, возможность совершить покупку через мессенджеры, дополнительные услуги, отсутствие лишних действий могут привести клиента к вам, даже если у конкурентов дешевле.
Сколько мы на этом заработаем
Очень важно не ошибиться и хотя бы на первом этапе посчитать все возможные затраты и доходы. Затраты при этом умножайте сразу на два – есть большая вероятность, что что-нибудь вы не учтете.
Что нам для этого нужно
Итак, вы все составили, проанализировали, посчитали, дело осталось за малым — вернуться к задачам и посмотреть, как их решить с учетом проделанной работы. Что нужно, чтобы занять определенную долю рынка, например? Нанять новых продажников, завести рекламу, выпустить больше продукции. Все здесь, в этой части стратегии. То есть, по сути, здесь вы расписываете все, что нужно для решения задач, которые, в свою очередь, ведут к достижению цели.
Стратегия готова! Если вы следовали инструкции по пунктам, вы проделали огромную работу, много узнали и поняли о своей компании, конкурентах и рынке.
Удачных продаж!