0

Согласие на обработку персональных данных сотрудника: зачем нужно и как составить

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое согласиеВиды согласий на обработку персональных данныхЗачем получать согласие на обработку персональных данныхВ какой момент нужно получить от работника согласиеЧто должно быть в согласии на обработку персональных данныхЕсли сотрудник отказывается подписывать согласиеМожно ли отозвать согласиеСколько хранить согласияШтрафыКратко

Опубликовано: 14.09.2025

Если у ИП или компании есть сотрудники, в большинстве случаев нужно получить от них письменное согласие на обработку персональных данных. Оно помогает защищать личную информацию работников и соблюдать требования Роскомнадзора. В статье разберем, когда требуется согласие, что в нем указывать и как избежать нарушений.

Что такое согласие

Это документ, в котором сотрудник разрешает работодателю использовать его персональные данные для целей компании (ст. 9 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ).

Персональные данные — информация, которая позволяет установить личность человека (ст. 3 закона №152-ФЗ). Например:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • адрес проживания;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС, ИНН;
  • контактные данные — телефон, email;
  • фотографии и видеозаписи;
  • сведения об образовании, профессии;
  • данные о воинском учете.

Подробнее о персональных данных можно прочитать в нашей статье.

Виды согласий на обработку персональных данных

Существует два вида:

Без распространения данных. С ним работодатели могут собирать, хранить и использовать информацию для внутренних целей компании. Например, чтобы вести кадровый учет. Чаще сотрудники подписывают именно такое согласие.

С распространением данных. Нужно в том случае, если вы хотите сделать данные публичными. Например, использовать фото и имя сотрудника в рекламе или в email-рассылке.

Что это значит для предпринимателя?

Если работодатель использует персональные данные сотрудника без нужного согласия, например, опубликует фото без разрешения, это может привести к штрафам и даже судебным искам.

Зачем получать согласие на обработку персональных данных

Оно необходимо, чтобы работодатель соблюдал требования Роскомнадзора. Сперва владельцу бизнеса нужно получить согласие на обработку персональных данных от сотрудника. А потом — хранить и обрабатывать их по правилам (№152-ФЗ). Например, нельзя передавать номер телефона и email сотрудника другим компаниям, если это не указано в согласии.

Кроме того, согласие нужно сотрудникам. Так они будут понимать, какую информацию о них используют и зачем. Например, номер телефона — для рабочих звонков, а домашний адрес — чтобы отправлять документы.

В какой момент нужно получить от работника согласие

Заключить с сотрудником трудовой договор можно без согласия на обработку персональных данных. Для этого работодатель может попросить только те документы, которые указаны в ст. 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовую книжку;
  • сведения о воинском учете;
  • сведения об образовании.
☝🏼 Это интересно

Важно. После того, как сотрудник приступит к работе, нужно будет получить согласие (п.1 ч.1 ст. 6 №152-ФЗ). Например, бухгалтеру понадобятся банковские реквизиты сотрудника, чтобы начислять зарплату, и данные для личного дела работника.

Что должно быть в согласии на обработку персональных данных

Согласие составляют в свободной форме в письменном или электронном виде.

Пункты, которые нужно указать (ч. 4 ст. 9 №152-ФЗ):

  • фамилию, имя, отчество, адрес проживания сотрудника и данные его паспорта;
  • информацию о работодателе — название компании или ФИО и юридический адрес;
  • цель обработки персональных данных — например, для расчета зарплаты и кадрового учета;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие — например, сведения о здоровье, которые важны для выполнения рабочих задач;
  • информацию о лицах, которые будут обрабатывать данные по поручению работодателя — например, бухгалтеры из сторонней компании;
  • список действий, на которые соглашается сотрудник: сбор, хранение, обновление, передача, удаление данных;
  • срок согласия и порядок его отзыва. Например: «действует со дня подписания до дня его отзыва» или «действует на протяжении трудового договора»;
  • подпись сотрудника — может быть на бумаге или в электронном виде.

Форму согласия на обработку персональных данных можно составить самому. Образец есть на портале Гарант.

Если сотрудник отказывается подписывать согласие

Подписание документа — добровольное решение сотрудника. Работодателю не стоит настаивать или ссылаться только на закон. Что можно сделать:

Обсудить, что беспокоит сотрудника. Например, сотрудник боится, что данные попадут к мошенникам. В таком случае можно объяснить, что компания хранит их в защищенных программах, к которым есть доступ только у руководителя и бухгалтера.

Рассказать, как согласие защищает права сотрудника. Например, работник разрешил использовать его данные для кадрового учета. Это значит, что работодатель не может использовать их для других целей — выложить на сайте компании для рекламы. Если права сотрудника будут нарушены, он может обратиться в Роскомнадзор.

Объяснить, что сотрудник сам решает, какие данные готов предоставить. Например, он не обязан передавать владельцу компании дипломы об образовании, если они не требуются для его должности. Также он может в любой момент отозвать согласие.

Можно ли отозвать согласие

Сотрудник может отозвать свое согласие на обработку персональных данных (ч. 2. ст. 9 №152-ФЗ). Для этого ему достаточно написать заявление. После отзыва компания должна уничтожить данные в течение 30 дней (ч. 5 ст. 21 №152-ФЗ). Форма отзыва — свободная. Образец можно посмотреть на портале Гарант.

Есть ситуации, в которых предприниматель может использовать данные работника и после отзыва согласия (п. 2–11 ч. 1. ст. 6 №152-ФЗ). Например:

  • для отправки отчетности в налоговую, Социальный фонд, военкомат;
  • для хранения кадровых документов.

Сколько хранить согласия

Документы нужно хранить 3 года после окончания срока действия или отзыва (п. 441 Перечня из Приказа Росархива от 20.12.2019 №236). При этом использовать их можно только в ситуациях, указанных в ст. 6 №152-ФЗ

После документы нужно уничтожить по правилам, которые указаны в Приказе Роскомнадзора от 28.10.2022

  • Если они в бумажном виде, то владельцу компании достаточно будет составить акт об уничтожении. 
  • Если в электронном — то нужно будет сделать отчет об удалении из системы, где хранятся данные. 

Штрафы

В 2025 году штрафы значительно увеличили — для ИП и компаний суммы выросли в несколько раз (ст. 13.11 КоАП РФ). Например, первичные штрафы:

Нарушение работодателяИПОООСтатья
Обработал персональные данные в случаях, не предусмотренных законом50 000–100 000 ₽150 000–300 000 ₽ч. 1
Обработал данные без письменного согласия100 000–300 000 ₽300 000–700 000 ₽ч. 2 
Не предоставил сотруднику информацию о его данных по запросу20 000–30 000 ₽40 000–80 000 ₽ч. 4
Вовремя не уточнил или не уничтожил данные20 000–40 000 ₽50 000–90 000 ₽ч. 5

Кратко

  • Что такое согласие на обработку персональных данных. Это письменный или электронный документ, в котором сотрудник разрешает работодателю собирать, хранить и использовать его личные сведения для целей бизнеса.
  • Зачем оно нужно. Согласие защищает данные работника, фиксирует обязанности работодателя и помогает ему соблюдать Федеральный закон «О персональных данных».
  • Когда требуется. Для работы с данными всех сотрудников. Есть исключения — например, оформить трудовой договор или передать сведения в Социальный фонд можно без согласия.
  • Как составить согласие на обработку персональных данных. В нем нужно указать информацию о сотруднике и работодателе, перечень данных и то, как их будут использовать в компании, а также срок и порядок отзыва согласия.
  • Ответственность за нарушения. В 2025 году штрафы выросли. Например, если ИП использует данные сотрудника без разрешения, его могут оштрафовать на 300 000 ₽.
#Документооборот

Читайте также

0

Цифровая платформа с механизмом адресного подбора мер поддержки

Национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития ...

7 марта 2023

0

Разбираем новый закон об удаленной работе

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения трудового законодательства в части совершенствования правового регулирования ...

16 февраля 2021

0

Московские ИП и ООО могут получить бесплатные рекомендации экспертов по оптимизации сайта

Столичные предприниматели и представители компаний получат доступ к бесплатным профильным консультациям по оптимизации сайта. Во ...

22 июня 2025

0

Предприниматели Москвы могут получить грант до 3 млн руб. на инновационное оформление коммерческой недвижимости

Агентство инноваций Москвы выдаёт грант от 1 до 3 млн рублей предпринимателям, которые используют инновации для улучшения ...

24 сентября 2024