Опубликовано: 16.05.2024
Разобрались, кто такой SMM-менеджер и как им стать. Рассказали, сколько зарабатывает эсэмэмщик и где искать работу новичку.
Чем занимается SMM-специалист
SMM — это аббревиатура Social Media Marketing, что в переводе с английского языка означает «маркетинг в социальных медиа». Соответственно, специалист по SMM выполняет следующие функции:
✅ Ведёт страницы и группы брендов в социальных сетях. Берёт на себя всю работу по контенту: пишет посты, монтирует ролики, делает иллюстрации к статьям.
✅ Следит за вовлечённостью аудитории. Делает так, чтобы люди ставили реакции на посты, лайкали и комментировал записи.
✅ Мониторит соцсети конкурентов. Смотрит, как продвигаются конкуренты, развивает насмотренность, перенимает позитивный опыт и замечает, где можно сделать лучше.
✅ Составляет воронку продаж и следит за всеми изменениями. Думает, как привлечь нового клиента и довести его до целевого действия: подписки на сообщество или реакции на пост.
✅ Управляет маркетинговым бюджетом. SMM-специалист рассчитывает, сколько денег нужно на команду, сервисы и маркетинговые активности, и согласовывает сумму с руководством.
Выходит, что все обязанности SMM-менеджера сводятся к одной: продвигать компанию всеми возможными способами.
Ещё нужно понимать, что у каждой компании свои представления о работе SMM-менеджера и бюджеты на вакансию.
Одна фирма хочет, чтобы специалист писал и выкладывал посты в соцсети и монтировал вертикальные видео. Другая — хочет, чтобы SMM-специалист взял на себя пул задач: от подготовки контента до закупки шаров на мероприятие.
Чем больше опыта у специалиста, тем больше задач он делает чужими руками
Для подготовки публикаций — руками копирайтера, для монтажа рилсов (вертикальных видео) — рилсмейкера, для настройки рекламы — таргетолога.
Сколько зарабатывает SMM‑специалист
Зарплатная вилка СММ-специалиста — понятие относительное. Всё зависит от опыта работы, хард- и софт-скилов.
Опыт работы. Как правило, доход растёт пропорционально опыту. Опыт измеряется количеством испытаний, через которые прошёл человек, чтобы научиться всему тому, что знает сейчас.
Так, новички получают от 15 до 50 тысяч за проект.
Специалистам с опытом от трёх до шести лет платят от 85 тысяч.
Опыт работы — не самый важный фактор, на который смотрят работодатели. Важно то, какими навыками владеет специалист, что умеет и какие задачи решал.
Разберём две ситуации.
СММ-специалист Валера три года работал на небольшой интернет-магазин электроники. Он организовывал розыгрыши, писал посты и публиковал мемы с котиками в группе в ВК. | Катя год проработала СММ-специалистом агентства по недвижимости. За это время она научилась продвигать компанию в Телеграм и ВК, поняла, как работать с разными маркетинговыми инструментами и площадками, научилась закупать рекламу у блогеров. |
Катю с большей вероятностью пригласят в большую компанию на хорошую зарплату, потому что она много знает и умеет.
Хард-скилы. Есть простая взаимосвязь, которая работает для любой профессии, СММ-специалиста в том числе:
Много знаешь и умеешь → Можешь закрыть разные бизнес-задачи → Представляешь большую ценность для компании → Получаешь большую зарплату
Софт-скилы. СММ-специалист — профессия, где нужно много общаться: с руководством, коллегами, подрядчиками.
Нужно быть к этому готовым: знать, как найти общий язык с любым человеком в любой ситуации. Для этого рекомендуем почитать статью о секретах качественной коммуникации.
Как научиться SMM
Учиться можно самостоятельно и на курсах.
Самостоятельно. Читать книги, смотреть вебинары и лекции. Подборку с полезностями для СММ-специалиста собрали здесь.
На курсах. Если не хочется самостоятельно во всём копаться, запишитесь на курсы в любую онлайн-школу с хорошей репутацией.
Где искать работу SMM-менеджеру
Работу можно искать на рекрутинговых площадках и в Телеграм-каналах.
На рекрутинговых сайтах. К таким относятся HH.ru, Зарплата.ру и другие площадки. Можно поставить фильтр по опыту, уровню зарплаты, городу и уровню занятости.
В Телеграм-каналах. В основном здесь встречаются вакансии для специалистов без опыта и уровня мидл. Самые полезные каналы для SMM-специалиста собрали в подборку.
Куда расти SMM-специалисту
Можно развиваться внутри профессии или сменить направление.
✅ Внутри профессии можно вырасти до руководителя отдела социального маркетинга. Или открыть агентство, собрать команду и вести клиентов на аутсорсе.
✅ Сменить направление. Ежедневно СММ-специалист выполняет множество задач: пишет тексты, создаёт видео и анализирует эффективность маркетинговых мероприятий.
Со временем он понимает, какие задачи приносят больше удовольствия, и может заниматься только ими в рамках нового направления. Нравится настраивать рекламу, можно стать таргетологом, получаются классные тексты — копирайтером.
Куда ещё можно пойти СММ-специалисту:
- контент-маркетологом;
- аналитиком данных;
- менеджером проектов.
Возможностей для роста достаточно, главное — не бояться пробовать что-то новое и постоянно учиться.