0

Секретный ключ для создания качественной коммуникации

user-pic
Ольга Кочина

Психолог-консультант, ЭОТ-терапевт, член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

В этой статье
Что такое раппортРасставляем приоритеты правильноВыгоды от раппортаМодель ЧЭНОИ в заключение…

Опубликовано: 11.07.2023

Каждый день мы выстраиваем коммуникацию с разными людьми. Нам всем хочется быть услышанными и понятыми. Мы хотим мастерски проводить переговоры с потенциальными заказчиками, уверенно выступать с годовым отчетом перед руководством компании. Мы старательно пытаемся произвести впечатление на собеседовании днем и на романтическом свидании вечером. 

Такие разные ситуации. Что может быть в них общего? И в чем секрет создания качественной коммуникации?

Что такое раппорт?

Замечали ли Вы когда-нибудь, что при встрече с некоторыми людьми внутри Вас как будто что-то «щелкает»? И в этот момент Вы понимаете — «этот человек не просто так на моем пути». Появляются общие темы для разговора, возникает обоюдное расположение друг к другу. 

Эта незримая «химия» называется раппорт, который базируется на взаимопонимании, уважении, согласии и сочувствии. 

Раппорт чаще всего возникает неосознанно. И в тот момент Вы с собеседником находитесь как бы «на одной волне». Если Вы проанализируете все свои удачные взаимодействия с другими людьми, Вы сможете вывести для себя основные составляющие Вашего индивидуального раппорта. 

Чаще всего это открытая улыбка, взгляд «глаза в глаза», расслабленная, направленная на собеседника поза, мимолетная шутка, способная быстро разрядить обстановку. 

Если Вы уделите немного времени анализу своих эффективных коммуникаций, Вы сможете составить полный перечень «ингредиентов» собственного раппорта. А это, в свою очередь, поможет Вам в дальнейшем устанавливать раппорт осознанно.

Расставляем приоритеты правильно

Когда мы вступаем во взаимодействие с другими людьми, мы преследуем определенную цель. В основе этой цели лежат наши желания. Например, получить новую должность или заключить выгодный контракт, если смотреть в разрезе профессиональной деятельности.

Казалось бы, надо как можно четче и громче заявить о своих желаниях, и тогда нас точно услышат. Однако с раппортом не все так просто. Для его установления важно правильно расставить приоритеты. На первое место выходит собеседник. Его необходимо внимательно выслушать и понять. И только потом уже вспоминать о своих желаниях и целях. 

Выгоды от раппорта

Выгоды могут быть как очевидные, так и неочевидные. К первым мы отнесем добрые доверительные отношения с собеседником. Раппорт поможет Вам успешно заводить новые знакомства и расширять круг общения. Ваши отношения с близкими, коллегами и друзьями станут крепче. Прокачав навыки коммуникации, Вы сможете повысить свою эффективность на работе. Научитесь лучше понимать других людей, даже если Ваши точки зрения по какому-либо вопросу расходятся. 

Однако давайте посмотрим еще шире.

Бывают ситуации, когда нам необходимо получить какую-то важную информацию. Но доступ к ней осложнен различными обстоятельствами. В другом случае Вы можете столкнуться с противником или конкурентом. И при этом он также может обладать информацией, представляющей для Вас особый интерес. Как быть? Конечно же, устанавливать раппорт!

Однако речь не идет об обмане и каких-либо хитростях. Это не гипноз, с помощью которого можно было бы заставить другого человека говорить и делать то, что Вам нужно. В раппорте нет силового воздействия. Ведь, согласитесь, когда человек делает что-то по принуждению, эффект может быть абсолютно обратный. И рано или поздно можно натолкнуться на отпор и открытое противостояние. 

В установлении качественного раппорта Вам поможет модель ЧЭНО. Ее авторы — Эмили и Лоуренс Элисон, эксперты в области криминальной психологии.

Модель ЧЭНО

Раппорт основывается на четырех основных принципах: 

  • Честность
  • Эмпатия
  • Независимость
  • Отражение

Данные принципы прекрасно работают в самых разных ситуациях. Следуя им, Вы сможете вывести коммуникацию на уровень позитивного и продуктивного взаимодействия.

Прежде чем начать выстраивать диалог с собеседником по модели ЧЭНО, задайте себе вопрос: «Какую цель я преследую?». Определение цели поможет Вам избежать автоматических мыслей и реакций на возможные обстоятельства и слова Вашего оппонента. А ведь зачастую мы так и поступаем. Например, Вам надо получить справку в поликлинике. Но там очередь и далеко не приветливая медсестра в регистратуре. Можно, конечно, начать возмущаться и критиковать систему. Но тогда каков будет результат?

Мы можем быть гораздо мудрее и не идти на поводу у своих автоматических реакций. Держите в голове мысль — «я хочу завершить данное взаимодействие желаемым результатом». 

Честность

Казалось бы, все просто. В общении с собеседником нужно стараться говорить правду. Однако легко перейти особую грань и честность подменить на прямолинейность. А это уже про довольно жёсткую позицию, которую не все готовы разделять. Бывают ситуации, когда словом можно сильно обидеть, особенно близкого человека. 

Чтобы придерживаться принципа честности, следуйте некоторым правилам:

  • Выражайте свои мысли прямо и ясно. 

По возможности избегайте серьезных разговоров посредством электронной переписки. Лучше глаза в глаза. Если нужно донести до собеседника какую-либо сложную информацию, тяжелую для его восприятия с эмоциональной точки зрения, наберитесь смелости и понимания. 

  • Держите эмоции под контролем. 

Конечно, это бывает непросто, особенно в ситуациях, когда оба собеседника накалены до предела. В этом случае дайте себе время на восстановление психоэмоционального баланса. Сделайте несколько циклов дыхания, покиньте ненадолго место переговоров, вымойте руки. Ваша основная задача — сосредоточиться на цели диалога и не привносить в него свои излишние эмоции.

Эмпатия 

Очень популярное слово в наше время. Про что оно? Про искреннее стремление понять мысли и чувства другого человека. 

Чтобы проявлять эмпатию к другим людям, в первую очередь, нужно научиться чувствовать себя. И тут важно вспомнить про эмоциональный интеллект. Немногим из нас удается четко отслеживать свои мысли и чувства, давать им обозначения, уметь правильно проживать их через тело и выражать в поведении. Открыто выражать мысли и чувства можно только в безопасном пространстве. Поэтому так важно самостоятельно создавать вокруг себя круг близости, в который войдут люди, вызывающие у Вас доверие и расположение. 

Чтобы быть эмпатичным человеком, важно научиться ставить себя на место другого. Помните, когда-то нам предлагали сделать это в детстве. Данный навык обычно начинает развиваться в дошкольный период, когда мы идем в детский сад и начинаем выстраивать плотную коммуникацию с социумом. 

Однако эмпатия — это не только способность почувствовать себя на месте другого человека. Эмпатия — это и про поведение. «А как бы я поступил в подобной ситуации?» — Вы можете спросить себя при случае. 

Независимость

Согласитесь, никому не нравится быть под чьим-либо контролем. Поэтому так важно в межличностных отношениях сохранять независимость каждой из сторон. Было бы здорово, если бы наши дети делали то, о чем мы их просим, из чувства уважения, а не из страха наказания. Не менее здорово, когда наш партнер остается верен нам из состояния любви, а не опять же из страха. 

Если кто-то диктует нам, как мы должны вести себя, пытается переделать нас под свои лекала, мы автоматически начинаем сопротивляться. Перемены в человеке произойдут обязательно, если они начнутся с его личного желания измениться и будут соответствовать его целям. 

Как же быть с независимостью? Просто при любой возможности предоставляйте своему собеседнику свободу выбора. Прислушайтесь не только к своим, но и к его целям. 

Отражение 

Этот прием часто применяется на психологических сессиях. Он является частью такой практики, как активное слушание. Вы просто частично повторяете за человеком то, что он сказал, или перефразируете сказанное собеседником. 

Отражение позволяет расставить акценты на определенных ключевых словах, чувствах и ценностях человека, сидящего напротив Вас. Вы побуждаете его дополнить свою мысль какими-либо другими фактами.

Чтобы научиться принципу отражения, важно развивать в себе внимательность к собеседнику. И конечно, суть не в том, чтобы просто повторять сказанное. Суть в том, чтобы вычленить из речи другого человека самое важное, то, о чем Вы хотите узнать как можно больше. 

И в заключение…

Раппорт — это важный навык, который можно в себе развить в любой момент. Он позволяет выстраивать доверительные, крепкие и близкие отношения как в личном плане, так и в профессиональном. Раппорт не гарантирует того, что Вы всегда будете добиваться своих целей и получать от других нужную информацию или поведение. Но наличие раппорта увеличивает Ваши шансы на эффективную во всех отношениях коммуникацию.

#Переговоры

Читайте также

0

Эффективная коммуникация и правильный уход за ноутбуком

Заканчивается первая рабочая неделя нового года, а это значит, самое время вернуть себе деловой настрой и поговорить о ...

15 января 2021

0

Методики повышения личной эффективности: GTD и ZTD

Мы подобрали две системы продуктивности, которые помогут вам прокачать навык быстрого и эффективного решения задач. Выбирайте ...

19 февраля 2021

0

Принципы личной мотивации для начинающего и уже опытного руководителя

Личная мотивация – то, что движет каждого человека к достижению поставленных целей. Мотивация важна не только в повседневной ...

12 апреля 2020

0

«Рабочий детокс»: выстраиваем баланс между работой и отдыхом

Наша повседневная жизнь все чаще и чаще смешивается с работой. Обычный график с четко очерченными границами во многих профессиях ...

17 июня 2020