Опубликовано: 18.05.2023
Даже в тех случаях, когда будущие партнеры не вызывают подозрений, сотрудничество с некоторыми из них может повлечь неблагоприятные последствия для бизнеса. Как предпринимателю обезопасить себя от недобросовестного контрагента? Ответим в статье на этот вопрос.
Зачем проверять контрагентов?
Недобросовестное поведение партнера не только вредит бизнесу, но и может повлечь претензии со стороны налогового органа, ведь, выбирая контрагента, предприниматель должен соблюдать должную осмотрительность и осторожность.
Закон прямо не устанавливает обязанности проверять контрагента и даже не закрепляет понятие «должная осмотрительность». Однако, учитывая требования статьи 54.1 НК РФ, рекомендации, которые дает ФНС, а также практику по налоговым спорам, можно прийти к однозначному выводу о необходимости проверять будущих партнеров.
Несмотря на отсутствие законодательного закрепления, термин «осмотрительность» используется судами и налоговым органом. Отсутствие проявления предпринимателем должной осмотрительности при выборе контрагента на практике приводит к неблагоприятным последствиям.
Приведем несколько примеров:
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2023 № Ф06-999/2023 по делу № А57-2126/2022.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции, начислившей налог, пени и штраф, суд указал:
«Суды признали верными выводы о том, что заявителем к налоговому учету приняты документы, не отвечающие требованиям полноты и достоверности отраженных в них обстоятельств, а также о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов и взаимодействии с ними».
- В Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее:
«Поскольку для целей налогообложения оцениваются последствия исполнения сделок, а также юридические факты, возникающие в гражданском (хозяйственном) обороте, то применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях».
Таким образом, при выборе партнера предпринимателю важно оценить не только коммерческую привлекательность сотрудничества, но и ресурсы, репутацию, платежеспособность и надежность будущего контрагента. Также необходимо проанализировать риски неисполнения потенциальным партнером принятых в рамках сотрудничества обязательств.
По указанным причинам проверка контрагента — нужная и важная для компании процедура, которая позволит свести к минимуму риски притязаний со стороны налоговой инспекции и оценить надежность и платежеспособность партнера.
Способы проверки, рекомендованные ФНС России
В Письме ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10588 разъясняется, что для проверки бизнес-партнера следует использовать:
1. Общедоступные сведения в форме открытых данных на сайте www.nalog.ru.
2. Общедоступные критерии оценки рисков, закрепленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
3. Оценка наличия или отсутствия:
- документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя);
- копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных/торговых площадей;
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
- используемого предпринимателем адреса массовой регистрации;
- дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании.
Региональные отделения ФНС России также дают рекомендации относительно проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Например, межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю в информационной материале, размещенном 11.09.2019 рекомендует:
- при заключении договора лично встречаться с руководителем организации — контрагента;
- в ходе личной встречи попросить у потенциального партнера на обозрение паспорт, устав организации и иные регистрационные документы и сверить их данные с данными подписываемого договора;
- использовать видеосвязь для обсуждения условий сделки, если возможность для личной встречи отсутствует;
- использовать информацию, опубликованную на официальных страницах госорганов и судов.
Иные способы проверки
Отметим, что четкие критерии оценки партнера отсутствуют, нет и исчерпывающего алгоритма проверки, а границы осмотрительности при выборе контрагента не определены. Однако за длительное время работы на рынке юридических услуг мы разработали схему проверки, позволяющую получить максимально объективное представление о бизнес-качествах партнера. Делимся своими наработками с читателями.
Кроме перечисленного, ЦПО групп рекомендует предпринимателям проверить контрагента следующими способами:
1. Запросить сведения о контрагенте в ФНС.
Этот шаг будет одним из показателей должной осмотрительности предпринимателя при выборе контрагента. Из ответа на запрос можно получить сведения о будущем партнере. Кроме этого, взаимодействие с ФНС послужит доказательством принятия мер для проверки партнера на случай разбирательств.
2. Запросить у контрагента документацию.
Если планируется сотрудничество с компанией, рекомендуем запросить следующий пакет документов:
- свидетельства ИНН и ОГРН;
- сведения о сайте организации, карточку предприятия;
- учредительные документы;
- информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
- решение о создании, реорганизации (при наличии);
- решение о назначении исполнительного органа;
- приказ о назначении главного бухгалтера;
- сведения о применяемой системе налогообложения;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период и сведения о предоставлении этой отчетности в налоговый орган;
- решение о заключении крупной сделки (для крупных сделок);
- сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
- справка об аффилированных лицах.
Если планируется сотрудничество с физическим лицом:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство ИНН;
- свидетельство ОГРНИП (для ИП);
- сведения о применяемой системе налогообложения;
- информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (для ИП);
- сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
- справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика НПД (для самозанятых).
3. Проверить контрагента с использованием специальных сервисов и источников в интернете.
Анализ данных из открытых источников поможет выявить риски при выборе контрагентов. Рекомендуем использовать государственные сервисы, а также частные информационные ресурсы для проверки компаний и физических лиц.
4. Проверить репутацию контрагента.
Получить такие сведения поможет анализ характеристики компании, ее истории, ее отношения к выполнению договорных обязательств. Часть из указанных сведений может быть размещена на сайте контрагента. Также стоит изучить отзывы о компании в открытых источниках. Кроме того, мнением о будущем партнере и его добросовестности могут поделиться другие партнеры и клиенты.
И в заключение…
Еще раз обратим внимание, что предприниматель несет ответственность за выбор контрагента и возможное наступление неблагоприятных последствий этого выбора.
Тщательная проверка способами, указанными в статье, позволит выявить и предупредить возможные риски сотрудничества. Однако не всегда рекомендованный в статье алгоритм станет стопроцентной гарантией безопасных взаимоотношений с партнером. В случаях, когда планируется долгосрочное сотрудничество, крупные контракты, рекомендуем обращаться к опытным юристам. Специалисты имеют навыки и возможности для проведения детальной, максимально тщательной проверки.
Источник изображения: Freepik