0

Проверка контрагентов: зачем нужна и как ее провести

user-pic
Анна Коняева

Управляющий партнер юридической компании CPO GROUP (ЦПО ГРУПП)

В этой статье
Зачем проверять контрагентовСпособы проверки, рекомендованные ФНС РоссииИные способы проверкиИ в заключение…

Опубликовано: 18.05.2023

Даже в тех случаях, когда будущие партнеры не вызывают подозрений, сотрудничество с некоторыми из них может повлечь неблагоприятные последствия для бизнеса. Как предпринимателю обезопасить себя от недобросовестного контрагента? Ответим в статье на этот вопрос.

Зачем проверять контрагентов?

Недобросовестное поведение партнера не только вредит бизнесу, но и может повлечь претензии со стороны налогового органа, ведь, выбирая контрагента, предприниматель должен соблюдать должную осмотрительность и осторожность. 

Закон прямо не устанавливает обязанности проверять контрагента и даже не закрепляет понятие «должная осмотрительность». Однако, учитывая требования статьи 54.1 НК РФ, рекомендации, которые дает ФНС, а также практику по налоговым спорам, можно прийти к однозначному выводу о необходимости проверять будущих партнеров. 

Несмотря на отсутствие законодательного закрепления, термин «осмотрительность» используется судами и налоговым органом. Отсутствие проявления предпринимателем должной осмотрительности при выборе контрагента на практике приводит к неблагоприятным последствиям.

Приведем несколько примеров:

  • Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2023 № Ф06-999/2023 по делу № А57-2126/2022.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции, начислившей налог, пени и штраф, суд указал:

«Суды признали верными выводы о том, что заявителем к налоговому учету приняты документы, не отвечающие требованиям полноты и достоверности отраженных в них обстоятельств, а также о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов и взаимодействии с ними».

  • В Письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее:

«Поскольку для целей налогообложения оцениваются последствия исполнения сделок, а также юридические факты, возникающие в гражданском (хозяйственном) обороте, то применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях».

Таким образом, при выборе партнера предпринимателю важно оценить не только коммерческую привлекательность сотрудничества, но и ресурсы, репутацию, платежеспособность и надежность будущего контрагента. Также необходимо проанализировать риски неисполнения потенциальным партнером принятых в рамках сотрудничества обязательств.

По указанным причинам проверка контрагента — нужная и важная для компании процедура, которая позволит свести к минимуму риски притязаний со стороны налоговой инспекции и оценить надежность и платежеспособность партнера. 

Способы проверки, рекомендованные ФНС России

В Письме ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10588 разъясняется, что для проверки бизнес-партнера следует использовать:

1. Общедоступные сведения в форме открытых данных на сайте www.nalog.ru.

2. Общедоступные критерии оценки рисков, закрепленные в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

3. Оценка наличия или отсутствия:

  • документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (его представителя);
  • копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных/торговых площадей;
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • используемого предпринимателем адреса массовой регистрации;
  • дисквалифицированных лиц в составе исполнительного органа компании.

Региональные отделения ФНС России также дают рекомендации относительно проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Например, межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю в информационной материале, размещенном 11.09.2019 рекомендует:

  • при заключении договора лично встречаться с руководителем организации — контрагента;
  • в ходе личной встречи попросить у потенциального партнера на обозрение паспорт, устав организации и иные регистрационные документы и сверить их данные с данными подписываемого договора;
  • использовать видеосвязь для обсуждения условий сделки, если возможность для личной встречи отсутствует;
  • использовать информацию, опубликованную на официальных страницах госорганов и судов.

Иные способы проверки

Отметим, что четкие критерии оценки партнера отсутствуют, нет и исчерпывающего алгоритма проверки, а границы осмотрительности при выборе контрагента не определены. Однако за длительное время работы на рынке юридических услуг мы разработали схему проверки, позволяющую получить максимально объективное представление о бизнес-качествах партнера. Делимся своими наработками с читателями.

Кроме перечисленного, ЦПО групп рекомендует предпринимателям проверить контрагента следующими способами:

1. Запросить сведения о контрагенте в ФНС.

Этот шаг будет одним из показателей должной осмотрительности предпринимателя при выборе контрагента. Из ответа на запрос можно получить сведения о будущем партнере. Кроме этого, взаимодействие с ФНС послужит доказательством принятия мер для проверки партнера на случай разбирательств.

2. Запросить у контрагента документацию.

Если планируется сотрудничество с компанией, рекомендуем запросить следующий пакет документов:

  • свидетельства ИНН и ОГРН;
  • сведения о сайте организации, карточку предприятия;
  • учредительные документы;
  • информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • решение о создании, реорганизации (при наличии);
  • решение о назначении исполнительного органа;
  • приказ о назначении главного бухгалтера;
  • сведения о применяемой системе налогообложения;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период и сведения о предоставлении этой отчетности в налоговый орган;
  • решение о заключении крупной сделки (для крупных сделок);
  • сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
  • справка об аффилированных лицах.

Если планируется сотрудничество с физическим лицом:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельство ОГРНИП (для ИП);
  • сведения о применяемой системе налогообложения;
  • информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (для ИП);
  • сведения об имеющихся исполнительных производствах, в которых контрагент выступает как должник;
  • справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика НПД (для самозанятых).

3. Проверить контрагента с использованием специальных сервисов и источников в интернете.

Анализ данных из открытых источников поможет выявить риски при выборе контрагентов. Рекомендуем использовать государственные сервисы, а также частные информационные ресурсы для проверки компаний и физических лиц.

4. Проверить репутацию контрагента.

Получить такие сведения поможет анализ характеристики компании, ее истории, ее отношения к выполнению договорных обязательств. Часть из указанных сведений может быть размещена на сайте контрагента. Также стоит изучить отзывы о компании в открытых источниках. Кроме того, мнением о будущем партнере и его добросовестности могут поделиться другие партнеры и клиенты.

И в заключение…

Еще раз обратим внимание, что предприниматель несет ответственность за выбор контрагента и возможное наступление неблагоприятных последствий этого выбора.

Тщательная проверка способами, указанными в статье, позволит выявить и предупредить возможные риски сотрудничества. Однако не всегда рекомендованный в статье алгоритм станет стопроцентной гарантией безопасных взаимоотношений с партнером. В случаях, когда планируется долгосрочное сотрудничество, крупные контракты, рекомендуем обращаться к опытным юристам. Специалисты имеют навыки и возможности для проведения детальной, максимально тщательной проверки.

Источник изображения: Freepik

#Проверка контрагентов

Читайте также

0

Как предпринимателю проверить недвижимость перед покупкой

В наши дни нередко случаются ситуации, когда, купив нежилое помещение и сделав в нем ремонт, предприниматель сталкивается с ...

25 августа 2020

0

ИТ-компании освободили от налога на прибыль до конца 2024 года

Налог на прибыль для аккредитованных ИТ-компаний снижался от 20% до 3%. Теперь ставка налога составляет 0%. Для этого достаточно ...

5 марта 2024

0

Контрагент объявил себя банкротом. Что делать?

Представьте, Вы заказали крупную поставку товара у контрагента, но он резко объявил себя банкротом и не может выполнить ...

11 сентября 2023

0

Московские IT-компании могут получить грант до 30 млн рублей по трём направлениям 

Стартапы и высокотехнологичные компании Москвы из реестра МСП могут получить гранты на покупку или лизинг оборудования, а также ...

4 июня 2024