
Опубликовано: 18.12.2024
Мобильный банк Бизнес Платформа ВТБ — это канал, объединяющий полезные сервисы и услуги в одном приложении. Это надёжный помощник российского предпринимателя, который всегда рядом в его смартфоне.
В рамках проекта «Мобайл комьюнити» мы продолжаем знакомить вас с разными командами, которые напрямую взаимодействуют с мобильным банком. Разработка мобильного приложения — настоящий маленький мир для людей, объединённых одним интересом. Все вместе мы обеспечиваем российским предпринимателям управление рутинными бизнес-процессами и комфортный клиентский опыт.
Новый выпуск посвящён Управлению «Государственные услуги и сервисы для бизнеса» Департамента корпоративного цифрового бизнеса Банка ВТБ. Коллеги поделятся своим опытом внедрения важных государственных сервисов и услуг для предпринимательской деятельности, расскажут подробнее про их возможности и ценность для клиентов.
БУДЕМ ЗНАКОМЫ

Расскажите в целом про направление вашей деятельности и то, чем занимается команда
Светлана Медведева:
В стриме «Государственные услуги и сервисы для бизнеса» работает 190 сотрудников бизнеса и разработки. Наше управление отвечает за упрощение сотрудничества между предпринимателями и государством. Мы взаимодействуем с Федеральными органами исполнительной власти в отношении государственных сервисов. Также Банк ВТБ является Доверенным лицом Удостоверяющего центра ФНС России и осуществляет выдачу КЭП юридического лица действующим и потенциальным клиентам.
За 5 лет мы разработали «под ключ» и внедрили 7 новых продуктов и сервисов банка в сегменте малого и среднего бизнеса — «Сервис регистрации бизнеса», «Сервис внесения изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ», «Сервис выдачи квалифицированной электронной подписи (КЭП)», «Выездной сервис», «Сервис машиночитаемых доверенностей», «Личный кабинет самозанятого», сервис «Расчёты с самозанятыми».
Мы перешли на новую целевую архитектуру и омниканальную ИТ-платформу. Делаем много для продвижения наших услуг: выступаем на конференциях, рассказываем бизнес-сообществу о наших сервисах и запускаем рекламные кампании.
Подробнее про каждый сервис и его особенности расскажут лидеры моих команд.
Сервисы регистрации бизнеса и внесения изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ

Дарья Мостовая:
В своей деятельности я и моя команда отвечаем за два важных продукта — сервис регистрации бизнеса и сервис внесения изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. В рамках сервиса регистрации бизнеса мы помогаем будущим предпринимателям дистанционно, быстро и бесплатно зарегистрировать в ФНС ИП или ООО с одним учредителем. Это особенно удобно для тех, кто хочет сэкономить время и силы на посещении налоговой службы. Сервис внесения изменений в ЕГРИП и ЕГРЮЛ позволяет внести корректировки в учредительные документы. Клиенты банка могут сформировать заявление на изменение кодов ОКВЭД или наименования юридического лица (для ООО с одним учредителем).
Сервис выдачи квалифицированной электронной подписи (КЭП)

Александра Невмержицкая:
Начну, пожалуй, с того, что такое «КЭП» и зачем она нужна. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — это особый вид электронной подписи, который позволяет подтвердить авторство и целостность электронного документа. КЭП признаётся равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. С 1 сентября 2024 года в соответствии с изменениями 63-Ф3 «Об электронной подписи» для подписания документов от лица организации ЕИО и ИП должны использовать КЭП юридических лиц, а иные сотрудники — КЭП физических лиц с приложенной машиночитаемой доверенностью. Вместе с моей командой мы занимаемся вопросами организации выдачи КЭП юридического лица действующим и потенциальным клиентам банка. Также в нашей зоне ответственности находится процесс перевыпуска сертификата КЭП ЮЛ/ИП для заявителей, которые ранее получали КЭП в Банке ВТБ.
Расчёты с самозанятыми и личный кабинет самозанятого

Александр Гордеев:
Личный кабинет самозанятого — это бесплатный инструмент, который помогает вести учёт доходов и расходов, формировать чеки, отслеживать статус расчётов с клиентами и налоговой службой, а также получать необходимую информацию о налогах и сборах.
Ценность личного кабинета заключается в том, что он упрощает процесс взаимодействия самозанятого с налоговыми органами и клиентами. Это позволяет избежать ошибок и проблем с налоговой инспекцией.
В своей работе мы отвечаем за анализ требований к личному кабинету, определение его функциональности и структуры, интеграцию его с другими системами и сервисами, а также обеспечение защиты данных пользователей личного кабинета от несанкционированного доступа и других угроз.

Михаил Веселов:
Ещё одним важным направлением для бизнеса являются расчёты с самозанятыми. Компании всё чаще обращаются к внешним экспертам, поэтому спрос на такое сотрудничество, безусловно, возрастает. В рамках своей услуги «Расчёты с самозанятыми» мы предлагаем клиентам быстро, удобно и безопасно платить самозанятым за товары и услуги, с проведением всех необходимых проверок и автоматическим получением чеков за самозанятого в ФНС. Например, в мобильном банке Бизнес Платформа ВТБ пользователи могут видеть список платежей с фильтрами и перечень исполнителей, у них есть возможность заказать отчёт по исполнителю, подписать и отправить платёж.

Олеся Гладкова:
Число самозанятых в РФ уже достигло отметки почти в 12 млн человек. Более 50% компаний на рынке уже сейчас привлекают к своей работе самозанятых, поэтому мы постоянно совершенствуем сервис «Расчёты с самозанятыми», помогая нашим клиентам осуществлять платежи с выполнением всех требований законодательства. В рамках двух сервисов — личный кабинет и расчёты — мы делаем самозанятость более простой и понятной для клиента.

Владимир Серганов
Мы предлагаем самозанятым физ.лицам и индивидуальным предпринимателям простую регистрацию онлайн в мобильном банке Бизнес Платформы ВТБ. Также хочу отметить, что наличие личного кабинета самозанятого в рамках одного мобильного банка особенно удобно для тех клиентов, кто совмещает статус ИП и налоговый режим для самозанятых. С помощью наших сервисов пользователи могут оплачивать налоги дистанционно, а также воспользоваться специальной программой кредитования для самозанятых от Банка ВТБ.
Услуга выездной сервис

Любовь Купкина:
С учётом современного ритма жизни дистанционные сервисы становятся очень востребованы среди потенциальных клиентов. Мы стремимся обеспечить дистанционный сервис клиентам даже в самых отдалённых населённых пунктах. Так, во втором квартале 2024 года мы запустили новую модель оказания Выездного сервиса для предпринимателей, которая позволила существенно расширить географию присутствия нашего Банка в восьми федеральных округах РФ (в т.ч. для клиентов Республики Крым и г. Севастополя). С нашей стороны приложено немало усилий для того, чтобы Выездной сервис стал доступен даже в тех населённых пунктах, где нет отделений банка.
В рамках выездного сервиса мы оказываем услуги по открытию расчётного счёта, подключению дистанционного банковского обслуживания, а также осуществляем выезды в целях идентификации для получения КЭП ЮЛ и КЭП ФЛ.
Сервис машиночитаемых доверенностей

Вишняков Никита:
Вместе с командой мы развиваем сервис машиночитаемых доверенностей для клиентов и сотрудников банка совместно с ФНС России. Он включает в себя функционал по созданию, отзыву и проверке таких доверенностей в распределённом реестре ФНС России.
Ценность для клиента и в чём именно заключается помощь?
Светлана Медведева:
Основная ценность нашей работы в том, что разработанные нами сервисы обеспечивают удобство во взаимодействии с важными для предпринимателей государственными органами. Так, «Сервис регистрации бизнеса» позволяет упростить и ускорить процесс регистрации — заявление на регистрацию и комплект документов тщательно проверяется, помогая минимизировать риски отказа. В свою очередь, выездной сервис повышает доступность банковских продуктов в разных точках страны.
Мы постоянно анализируем потребности и пожелания клиентов, чтобы предложить максимально удобное решение.
Каким достижением гордится ваша команда?
Светлана Медведева:
В 2024 году запустили полностью дистанционный выпуск и перевыпуск КЭП в Бизнес Платформе ВТБ, а также возможность подписания документов на регистрацию бизнеса с помощью КЭП физического лица, выпущенной в приложении Госключ (идентификация по биометрии/загранпаспорт). Отдельно хочется отметить,что мы поддержали эксперимент Правительства и ФНС РФ по предоставлению дистанционного комплексного сервиса регистрации бизнеса с последующим дистанционным выпуском КЭП юридического лица и открытием расчётного счёта. Существенно расширили географию оказания выездного сервиса банка. Внедрили уникальную функциональность для самозанятых (оплата счетов с помощью QR-кода), переводы по СБП и реквизитам счёта от юридического лица в адрес самозанятого.
В СМАРТФОНЕ КЛИЕНТА
Поделитесь особенностями процесса и аспектами взаимодействия с мобильным банком Бизнес Платформа ВТБ
Михаил Веселов:
Совместная работа с мобильным банком для бизнеса ведётся уже 3 года. Мы постоянно работаем над улучшением наших услуг. Например, через мобильный банк проходит около 15% всех платежей самозанятым. Активно внедряются новые функции в рамках услуг «Расчёты с самозанятыми» и «Личный кабинет самозанятого ИП».
Олеся Гладкова:
Мы регулярно проводим встречи для обмена новостями, обсуждения планов и идей по развитию. Это помогает нам лучше понимать потребности наших клиентов и предлагать им наиболее удобные и эффективные решения. Важным аспектом нашего взаимодействия является формирование предложений по улучшению архитектуры приложения, чтобы сделать его ещё более удобным и функциональным для наших пользователей.
Что касается организации самого процесса сотрудничества с коллегами из мобильного банка для бизнеса, то он включает в себя несколько этапов: формулировка RDS, обсуждение функционала, согласование деталей, проведение дизайн-ревью, тестирование, проведение совместного ПСИ и последующий запуск в продакшн. Всё организовано чётко и эффективно.
РАЗВИТИЕ
Ближайшие планы по развитию и интересные подходы в работе

Сергей Наумов:
В 2025 году у нас много целей и идей для развития наших сервисов. Мы мыслим широко, мы мыслим масштабно! Банк ВТБ продолжит развитие задачи в рамках Эксперимента Правительства РФ и ФНС России по предоставлению комплексного сервиса, который позволит клиентам, при наличии подтверждённой биометрии, полностью дистанционно зарегистрировать ИП или ООО в сервисе банка за короткий срок и открыть расчётный счёт.
В следующем году планируем запустить открытие счёта в рамках выездного сервиса с применением ПЭП клиента на выезде. Также смотрим в сторону внедрения выдачи КЭП, в т.ч. представителю юридических лиц на выезде сотрудником банка в рамках новой модели продаж.
Александр Гордеев:
В рамках услуги «Расчёты с самозанятыми» также планируется запуск нескольких значимых обновлений, среди которых: переводы по реквизитам счёта в мобильном банке СМБ в адрес самозанятого, возможность проведения арбитража по самозанятому и реализация задач в рамках программы импортозамещения ЦФТ. Эти изменения сделают сервис ещё удобнее и эффективнее для пользователей.
ПОЖЕЛАНИЯ КОМАНДЕ МОБИЛЬНОГО БАНКА ДЛЯ БИЗНЕСА

Светлана Медведева:
Пусть ваши идеи, как хорошие стартапы, находят отклик, воплощаются легко и приносят радость пользователям. Желаем, чтобы приложение не просто держало планку, но стало эталоном для всего рынка, а клиенты видели в нём не просто инструмент, а настоящего партнёра для бизнеса. И, конечно, каждому из вас — энергии, вдохновения и новых успехов, чтобы работа оставалась делом, которым хочется гордиться!
Александр Гордеев:
Наша миссия — действовать исходя из интересов клиентов, учитывая современные тенденции развития банковских систем ДБО. Мы слышим обратную связь от аудитории и убеждены в том, что именно это позволяет нам всегда оставаться надёжным партнёром для своих клиентов. Мы предоставляем самозанятым удобный сервис для ведения деятельности. А для бизнеса, работающего с такими исполнителями, мы предлагаем услугу «Расчёты с самозанятыми» — крайне важный и перспективный инструмент в реалиях рынка. Преимуществом наших сервисов является их доступность в мобильном банке, что позволяет предпринимателям не терять динамичности, иметь банк всегда «под рукой» и оперативно решать повседневные задачи.
БИЗНЕС ПЛАТФОРМА ВТБ: ЦИФРОВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Мобильный банк Бизнес Платформы ВТБ — универсальное решение для малого и среднего бизнеса. В приложении есть все базовые операции для ведения бизнеса: все виды платежей, шаблоны платежей, выписки и заказ справок. Платформа объединяет инструменты, которые помогут предпринимателям повысить скорость и улучшить качество бизнес-процессов, а банку — гибко реагировать на потребности пользователей. В мобильном банке представлено более 80 продуктов, финансовых и нефинансовых сервисов для бизнеса, доступ к которым можно получить в пару кликов.
Чтобы использовать все преимущества, вам необходимо предварительно открыть счёт в ВТБ и подписать договор банковского обслуживания. Эта процедура проходит быстро и комфортно. После получения всех доступов необходимо установить мобильный банк для бизнеса на ваш смартфон: RuStore (как магазин приложений, утверждённый Правительством РФ для установки на смартфоны, поставляемые в Россию), NashStore, Samsung GalaxyStore, AppGallery.