Опубликовано: 5.06.2023
«Коллектив мечты» — название, часто встречающееся в публикациях и на тренингах. В статье разберем, что такое сильная команда и как подобрать и мотивировать сотрудников для достижения высоких результатов в бизнесе.
1. Начинаем с главного
С чего начинается любой бизнес или проект? Правильно — с инициатора. Любые, даже самоорганизующиеся команды, работающие в Agile, зависят от руководителя, который запустит процесс.
Вы должны научиться управлять собой и своей эффективностью в работе: ставить цели, планировать, генерировать идеи, принимать решения, грамотно распределять свое время, выстраивать процессы, коммуницировать с партнерами и клиентами, мотивировать себя и преодолевать препятствия.
Не научившись этому, Вы не сможете управлять своей командой.
Вывод: каждый день будьте лучше, чем вчера. Развивайтесь и учитесь!
2. Создаем команду
Есть всего две причины для принятия в команду новых сотрудников:
1. если это принесет Вам дополнительную прибыль;
2. если наемный работник возьмет на себя объем работы, который превышает физические возможности действующей команды.
Для того, чтобы не совершить ошибок при найме, Вам придется сделать несколько важных шагов:
- сформировать бизнес-модель;
- прописать все бизнес-процессы;
- понять, как эти процессы должны быть обеспечены ресурсами, в том числе кадровыми.
Уже потом идет распределение функционала, а пока Ваша задача — тщательно искать и подбирать себе людей в команду, чтобы не взять тех, с кем Вам не по пути.
4 простых рекомендации:
- общайтесь с кандидатами на понятном им языке. Это касается в том числе и объявления о вакансии;
- не торопитесь сказать «да» кандидату, который Вам понравился на первом собеседовании. Составьте свою «воронку отбора». Пусть это займет больше времени, зато снизит риск принять «не того человека»;
- всегда принимайте нового сотрудника на испытательный срок, это решит много вопросов, если поймете, что Вам не по пути.
- разработайте план адаптации нового сотрудника, чтобы он как можно быстрее освоился и начал приносить Вам пользу.
Вывод: не торопитесь принимать сотрудника, тщательно его проверьте!
3. Формируем внутренние принципы сильной команды
Есть бизнес-процессы, которые нужно выполнять, а есть внутренние процессы команды. Это межличностные отношения и те принципы, которые позволяют обычным людям достигать выдающихся результатов. У каждой команды свои принципы и правила. Вот моя версия тех ценностей, на которые должна опираться сильная команда:
- прозрачность процессов и взаимодействия. Доверие — это фундамент. Если его нет — не будет всего остального;
- ответственное отношение к работе каждого члена команды. Это означает способность (перерастающая в действия) решать задачи, невзирая на возникающие препятствия;
- справедливость и требовательность к другим членам команды. Это означает открытые высказывания и воздействие на тех, кто работает вполсилы;
- уважение и поддержка друг друга. Внимательное отношение к своим коллегам, помощь в сложных ситуациях, уважение точки зрения другого человека;
- умение договариваться и решать конфликтные ситуации. У каждого есть своя картина мира, и часто они не совпадают. Сильные команды умеют находить решения в самых сложных ситуациях;
- приоритет общекомандных задач над личными задачами каждого члена команды. Сначала решаем общую задачу, потом свои.
Конечно, это далеко не полный список. Создавайте свои правила. Пишите и размещайте их на самом видном месте. Иначе все забудется и не будет выполняться.
Вывод: нет общих ценностей — нет желаемого результата!
4. Развиваем и обучаем. Хорошие практики
Есть простая формула:
Развитие бизнеса = развитие руководителя + развитие команды
Если хотя бы одно слагаемое «проседает», развитие бизнеса замедляется. Однако, по оценкам разных независимых опросов, до 50% руководителей не занимаются обучением и развитием своих сотрудников.
«Я их обучу, а они уйдут и станут моими конкурентами» — вот самое распространенное оправдание, которое слышу от руководителей, не желающих обучать команду.
Выскажу свою точку зрения. Если сотрудник решил уйти, Вы вряд ли его остановите, ведь решение уже принято. Ваша задача — создать такую рабочую среду в компании, чтобы сотрудники не хотели Вас покидать.
В любом случае лучше хотя бы какое-то время работать с обученными профессионалами, чем держать у себя дилетантов. Обучайте сотрудников навыкам, которые они смогут применить в своей работе.
Как учить сотрудников в новой реальности:
- в гибридном формате. Экономим время и ресурсы (онлайн), даем возможность «живого» общения и проявления себя (офлайн);
- быстро. Длинные программы оправданны, если речь идет о hard skills (набор профессиональных навыков и умений, необходимых в одной конкретной профессии);
- в интерактивном формате. Никаких лекций и утомительных семинаров. Теория+практика;
- постоянно. Создаем для каждого индивидуальный план развития и следуем ему.
Вывод: обученные сотрудники приносят пользы больше, чем Вы на них тратите ресурсов.
И в заключение…
Простая логика: сильные команды создаются сильными руководителями.
Развивайте себя, ищите себе подобных, будьте для них примером во всем, опирайтесь на общие ценности и не жалейте своего времени и ресурсов на развитие и обучение команды. Это инвестиция, которая всегда окупается.