Опубликовано: 11.01.2022
В Новый год многие задумываются о том, чтобы что-то изменить в жизни и воплотить давнюю мечту. Для некоторых такая мечта — начать свое дело. Как найти идею и аудиторию, как организовать производство и где продавать? Делимся историями пяти предпринимателей, которые сталкивались с теми же вопросами и смогли их решить.
А если вы уже пробовали запустить свой проект, но не смогли — такие истории у нас тоже есть. Спойлер: в итоге всё получилось.
Хендмейд: от продажи тюремных поделок к собственному производству кожаных аксессуаров
Кирилл Евдокимов, основатель Russian Handmade, искал свое дело несколько лет. Он начал с продажи тюремных поделок: резных нард, четок, шахмат. Идея пришла из окружения Кирилла: он вырос в неблагополучном районе удмуртского Глазова, многие друзья отбывали срок в колониях и могли поставлять такие товары.
Аудитория оказалась слишком узкая, однако этот опыт научил Кирилла продавать онлайн. Он начал искать более востребованную нишу: изучал сайты, анализировал поисковые запросы с помощью wordstat.yandex.ru. Так Кирилл увидел, что в России практически нет производителей брутальных мужских аксессуаров — и решил создавать именно их.
«Для таких товаров очень важна индивидуальность, например, персональная поздравительная надпись или нанесенное под заказ изображение. Я нашел поставщика кожаных аксессуаров и стал закупать у него заготовки под нанесение. На тот момент производство было полностью ручным: я нанял несколько знакомых, которые умели наносить на кожу рисунки с помощью выжигателя. Среди них были и те, кто обучился мастерству в колонии, выжигая рисунки на шахматах и нардах».
В пандемию компания стала исследовать маркетплейсы. При выходе на Маркет решили начать с модели FBS, чтобы протестировать спрос на разные виды изделий. По этой модели размещение бесплатное, так как товары хранятся у продавца. Сначала добавили на маркетплейс 100 товаров, а сейчас расширили ассортимент до 1600.
«Плюс маркетплейсов — рекламные инструменты. Не нужно тратить деньги на маркетолога: предприниматель сможет самостоятельно все изучить и запустить рекламу. Еще мы открыли для себя программу лояльности Маркета и с ее помощью научились продавать больше. За товары, участвующие в программе, покупатели получают кешбэк баллами Яндекс Плюса. Подписчики Плюса часто настраивают фильтры Маркета так, чтобы выбирать только из предложений с кешбэком, и видят наши товары», — делится Кирилл. Благодаря инструментам продвижения Маркета Russian Handmade увеличил продажи более, чем в два раза за третий квартал 2021 года по сравнению со вторым.
Весь январь Маркет дает присоединившимся магазинам бонусы на рекламные стратегии. В рамках акции можно получить скидку до 10 тыс. руб. на продвижение своих товаров.
Успешное партнерство: что нужно, чтобы запустить дело, которое никак не запускается
История бренда Welovewood началась в 2019 году со случайной встречи двух одноклассников, каждый из которых до этого безуспешно пытался открыть свое дело. Основатель Дмитрий Филин по образованию инженер — строитель мостов и транспортных тоннелей.
«Мне всегда хотелось большей самореализации, чем может дать работа по найму. Насмотревшись видеороликов из серии «сделай сам», я тоже захотел создавать что-то руками».
В 2018 году Дмитрий снял гараж в Самаре и начал мастерить всё подряд: изделия из кожи, кашпо из бетона, гримерные зеркала. Однако для коммерческого успеха нужно было наладить много процессов: производство, продажи, маркетинг. Охватить всё это одному оказалось не под силу, и в какой-то момент он подумывал бросить попытки и вернуться в офис.
Однако вскоре Дмитрий встретил одноклассника, который тоже мечтал о собственном бизнесе. «У каждого во главе стояло творчество, а потом уже продажи. В этом и заключалась ошибка: мы делали красивые вещи, но не думали, кто и как их будет покупать», — вспоминает Дмитрий. Вместе они решили создавать изделия из дерева и начали изготавливать их в мастерской у знакомых.
Первым каналом продаж стал Instagram. Подписчики часто просили сделать на заказ товары, которых не было в ассортименте, например винный столик и менажницу (разделенное на секции блюдо). Решили прислушаться к желаниям покупателей — и не прогадали.
Когда подключились к маркетплейсам, оказалось, что большая часть аудитории Welovewood — женщины 25–55 лет. Для них важно, чтобы доставка была удобной и быстрой. «Всегда найдутся люди, которым вещь нужна уже завтра. У маркетплейсов есть инструменты для таких случаев: в частности, выручит экспресс-доставка за 1–2 часа, которую предлагает Яндекс.Маркет. Сами мы не смогли бы доставлять заказы так быстро», — рассказывает Дмитрий.
Уход для бро: сменить финансовую сферу на бренд мужской косметики
Тимур Макоев запустил собственный бренд Bro Cosmetics в 2017-м.
«Идею открыть бизнес я вынашивал давно. После университета около 15 лет трудился по найму, занимался финансами и почти всё это время присматривался к разным нишам. Для каких-то вариантов даже готовил бизнес-планы, но дальше них дело не двигалось».
Идея нового проекта родилась из случайного разговора с мастером в барбершопе: обсуждали разные средства и их недостатки. Так Тимур захотел создать идеальное средство для мужской укладки.
Компания начиналась с трех продуктов, а сейчас их более 12. Bro Cosmetics сотрудничает с крупной косметической лабораторией. «Я решил, что не буду производить косметику сам, и нашел лабораторию, готовую выпускать небольшие объемы средств. Она выделяет мне производственную линию и персонал, а я экспериментирую с составами и контролирую процесс», — рассказывает Тимур. Он считает, что для начинающих предпринимателей такой технологический партнер — удачная находка: не нужно искать оборудование, готовить кадры, налаживать алгоритмы работы.
Развивать продажи помогает Маркет: аудиторию можно расширить на всю Россию, доставку по стране Маркет тоже берет на себя. Еще на платформе доступны инструменты продвижения, которые любой предприниматель сможет освоить сам — без таргетолога и специалиста по рекламе.
«Мы анализируем результаты работы по каналам сбыта — сравниваем эффективность разных маркетплейсов и собственного интернет-магазина. У Маркета отличные показатели по сравнению с другими каналами, и во многом это заслуга рекламных инструментов».
Семейное дело: узбекская посуда с историей в несколько поколений
Шохиджон Кодиров руководит мастерской узбекской посуды «БЕК и РР», которую открыл его отец Набижон, народный мастер Узбекистана. История мастерской началась в Риштане — древнем городе на шелковом пути, который известен своими мастерами керамики.
Со временем начали продавать продукцию за пределами Риштана, в больших туристических городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве. На российский рынок вышли в 2016 году, открыв магазин в Москве, затем в 2020 году начали осваивать маркетплейсы. Теперь «БЕК и РР» работает в России только онлайн, потому что маркетплейсы оказались более выгодным каналом продаж и позволяют доставлять по всей стране.
Компания сотрудничает с Маркетом по модели FBS (fulfillment by seller, продажи со склада продавца) и хранит товары на собственном складе в Москве. Когда покупатель делает заказ, она упаковывает его и отгружает в сортировочном центре Маркета. Дальше маркетплейс доставляет заказ в любую точку страны.
У Маркета десятки сортировочных центров и пунктов приема заказов по всей России, поэтому продавать товары через площадку может бизнес любого размера, даже из небольшого города.
«Чтобы увеличивать количество заказов, мы постоянно изучаем отзывы и дорабатываем карточки товаров. Например, добавляем новые фотографии, указываем в заголовке размеры, дополняем описание. Также мы стараемся участвовать во всех тематических акциях, которые проводит Яндекс.Маркет. За 5 месяцев с выхода на Маркет нам удалось удвоить продажи».
Портал Ближе к Делу запустил каталог бизнес-идей!
История одного инженера-предпринимателя: про турку, из которой кофе не убежит
Инженер и программист Андрей Фёдоров — создатель необычной кофеварки TimeCup. «Начал с разработки бактерицидного увлажнителя, а через 6 лет, в 2012-м, появился мой главный на текущий момент продукт — кофеварка для кофе по-турецки», — рассказывает Андрей. Устав оттирать от плиты следы убежавшего кофе, он придумал устройство, которое готовит кофе, как в обычной медной турке, но отключается автоматически до закипания воды.
Кофеварки и кофемашины — ниша с высокой конкуренцией. Чтобы ее выдержать, требовалась турка, способная приготовить идеальный кофе. Андрей понял, что для этого нужно:
● нагреватели, не позволяющие кофе закипеть;
● керамический стакан;
● управление длительностью и мощностью нагрева;
● приложение, работающее через Bluetooth.
На доработку и дизайн ушло около года, после чего Андрей запустил производство.
У компании никогда не было собственного офлайн-магазина. В другие оказалось тяжело попасть и отпугивали наценки, поэтому Андрей решил продавать через интернет. Первой площадкой стал собственный сайт.
Как только на Маркете появилась возможность продавать по модели маркетплейса, компания сразу перешла на нее и доверила платформе хранение, упаковку и доставку. Это модель FBY (fulfillment by Yandex, продажи со склада Яндекса), она подходит для продажи товаров с высокой оборачиваемостью. Сейчас через Маркет происходит около 30 % всех продаж TimeCup.
«Маркет часто проводит для предпринимателей акции, в которых участвуют другие сервисы Яндекса. Например, продавцы получают бонусы в одном из сервисов, входящим в экосистему, и могут потратить их в другом. Сейчас если вы продвигаете товары на Маркете с помощью Яндекс.Директа, то можете вернуть до 100 % затрат на рекламу. Мы уже воспользовались этой акцией — получилась ощутимая экономия для такого небольшого бизнеса, как наш».
Самое сложное при открытии бизнеса — найти идею и начать. После запуска возникнет еще много вызовов: продажи, продвижение, хранение товаров и доставка. С ними поможет Яндекс.Маркет. Подключиться к продажам на Маркете можно по ссылке.