Опубликовано: 14.12.2021
Рынок государственных и муниципальных закупок во всех странах мира является очень привлекательным для предпринимателей, при этом он же является и одним из наиболее проблемных для новичков. Потенциально участнику закупок нужно не только преодолеть всевозможные законодательные ограничения и барьеры, но и выработать некую маркетинговую стратегию, которая позволит успешно выйти на региональный или отраслевой рынок и закрепиться на нем. Важно отметить, что из большого разнообразия существующих маркетинговых стратегий, с наибольшей вероятностью можно применить стратегии лидерства в издержках, стратегии вывода существующего товара на существующий рынок и существующего товара на новый рынок. Это обусловлено тем, что система государственных и муниципальных закупок ориентирована на максимальное удовлетворение потребностей организаций государственного сектора при минимизации затрат.
Преимущества автоматизации закупок
Минимизация рисков закупок во всем мире в целом и в России, в частности, осуществляется за счет противодействия коррупции и, по мнению большинства зарубежных экспертов, достигается путем автоматизации закупок. К преимуществам, которые дает автоматизация закупок, относятся:
- экономия времени. Участвовать в торгах можно, находясь в любой точке мира, не выходя из дома или офиса, посредством сети Интернет, что упрощает их проведение и экономит время;
- упрощение бумажного документооборота. Это одна из самых весомых причин популяризации электронных торгов, так как не требуются определенные виды документов для проведения торгов, все документы представляются и находятся в электронном виде;
- экономия средств. Проведение торгов через всемирную сеть Интернет не требует больших финансовых затрат, в сравнении с тем, какие расходы пришлось бы понести, если бы проводили обыкновенный аукцион;
- прозрачность процедуры. Этот фактор исключает возможную недобросовестность участников, так как все лоты и финансовые средства находятся в электронном виде, и нет возможности обмана или незаконного отношения к ним и др.
Неявные риски и ошибки закупок в России
Однако в России, где уровень автоматизации госзакупок и сама инфраструктура торгов являются одними из самых развитых во всем мире, сохраняются ошибки и нарушения со стороны участников закупок, которые можно отнести к категории неявных рисков. К ним относятся:
- физическое отсутствие товара (работы, услуги). Этот фактор является главным недостатком, так как заказчик видит товар или услугу только после подписания контракта. Есть большая вероятность того, что товар будет в неисправном состоянии или с неожидаемыми характеристиками. Кроме того, национальный режим как форма протекционизма в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ предполагает, что участник закупок декларирует страну происхождения товара на этапе подачи заявки, но только на этапе приемки заказчик может установить реальное соответствие товара заявленной декларации. Этим часто пользуются недобросовестные поставщики, заявляя страну происхождения товара, отличную от реальной, в расчете на получение преференций, предусмотренных в первую очередь для товаров, происходящих из Евразийского союза;
- навыки участников аукциона. Участие в электронных торгах требует определенных навыков, в частности компьютерных, что и составляет проблему, так как население страны до сих пор не обладает достаточной компьютерной грамотностью. Участнику закупок необходимо получить, корректно использовать и обновлять электронную цифровую подпись, вести одновременно работу на портале госуслуг, в Единой информационной системе в сфере закупок и минимум на восьми федеральных операторах торгов, не считая потенциальный рынок в виде коммерческих операторов. Кроме того, по статистике ФАС России, примерно 60 % жалоб участников закупок признаются необоснованными в силу незнания участниками закупочного законодательства, что перегружает антимонопольный орган потоком входящих документов, рассмотрение которых оказывается чисто рутинным процессом;
- психологический барьер, обусловленный внесением задатков для обеспечения заявок и исполнения контрактов (договоров). В этом случае возникает необходимость доверять свои средства неизвестному третьему лицу, что для участника закупок ведет к рискам потери средств.
Где найти ответы на вопросы по закупкам
Стоит отметить, что решение этих проблем возможно только за счет повышения финансовой и юридической грамотности участников закупочного процесса, чем на постоянной основе занимается компания “Росэлторг” как самостоятельно, так и с партнерами: различными учебными центрами, органами власти, крупнейшими заказчиками, а также различными организациями, ответственными за поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Однако полностью решить указанные выше проблемы, очевидно, будет непросто: по мнению иностранных исследователей из Ирландии, Великобритании и ряда других стран Европы, на протяжении почти 15 лет вопросы недостаточного знания участниками закупок основ закупочного законодательства существенно снижает их шансы не только на победу, но и на добросовестное исполнение контрактов.