Опубликовано: 7.06.2023
Дмитрий Башмаков поделился историей создания сети антикафе. В статье узнаете, как запускать и продвигать этот вид бизнеса, почему в итоге закрылась точка и стоит ли открывать такие заведения сейчас.
Как возникла идея создания антикафе?
Идея возникла давно, наверно в 2010 году. Увидел в соцсетях, что в Москве открываются такие пространства, где платишь за время. Сначала было просто интересно. Потом захотелось такое же заведение открыть в своём городе, в Электростали. Ходили в московские антикафе. Смотрели, сколько там одновременно клиентов находятся внутри, и считали возможную прибыль с учётом того, что каждый посетитель платит 2 рубля за 1 минуту нахождения в заведении.
Получается Вас было несколько сооснователей?
Изначально было много заинтересованных людей. Однажды мы собрались в кафе с несколькими знакомыми и бывшими коллегами по Макдональдс, которым была интересна эта идея. Среди них были Света и Никита.
Я рассказал идею такого антикафе. По задумке это должен был быть клуб по интересам. Изначально был такой бизнес-план — открыть антикафе не в коммерческом помещении, а в обычной квартире. Мы думали над некоторыми возможными проблемами, которые предстояло решать:
- сколько придется платить за квартиру
- как туда пропускать людей
- что надо сделать, чтобы не жаловались соседи
В итоге мы пообщались и разошлись, так ничего не решив. Через полгода или год мне позвонила Света и напомнила про эту идею. Мы решили попробовать. Света взяла на себя поиск помещения. Прозванивала тех, кто сдаёт и назначала встречи. В определённый день встретились и поехали смотреть помещения. Уже в первые дни нашли то пространство, в котором в итоге открыли наше антикафе.
Открылись в итоге через полгода. За это время делали ремонт в помещении, но, главное, готовили социальные сети для запуска, которые и привели к нам трафик после открытия антикафе.
Сколько стоило открытие антикафе?
Единоразовые расходы
Ремонт, мебель и оборудование | Дизайнерские услуги | Разработка сайта |
550-750 000 | 50 000 | 100 000 |
Ежемесячные расходы
Аренда помещения* | Зарплата сотрудников и налоги | Расходные материалы |
90 000 | 90 000 | 20 000 |
Общий итог: 900-1 100 000 рублей
Начали делать ремонт где-то за месяц до открытия нашего заведения в подмосковном городе Электросталь. В целом, в заведении уже была черновая отделка, поэтому требовался только косметический ремонт: красили стены, стелили линолеум.
Открывались в жилом доме в бывшей квартире. Был плюс, что на первом этаже владельцы сделали вход с улицы. Получается, помещение стало коммерческим, но при этом сохранило черты квартиры. У нас был общий зал — комната размером 62 квадратных метра.
Открылись в октябре 2012 года. На старте вложили 500 тысяч рублей, а уже через два месяца работы полностью вернули инвестированные деньги.
Максимальная выручка в месяц была 450 тысяч рублей, из них 300 тысяч — чистая прибыль. В выходной день делали выручку от 20 до 32 тысяч рублей.
Какие видишь преимущества и недостатки этого бизнеса?
Плюсы открытия такого вида бизнеса вижу в том, что получите большой опыт:
- руководства сотрудниками. Работников придётся нанимать, собеседовать, ставить им задачи, контролировать, а иногда увольнять
- работы с клиентами. Антикафе — это постоянное внимание в сторону клиента. Ты разговариваешь с гостями, стараешься у них узнать, что им нравится и что еще нужно сделать, чтобы они приходили в дальнейшем
- по связям с общественностью. Нужно организовывать мероприятия, работать с молодежными организациями и звать интересных спикеров в свое антикафе
Но есть и минусы:
- на одном заведении нельзя зарабатывать много денег, чтобы масштабировать бизнес
- много работы Вы будете делать сами, чтобы экономить на зарплате и забирать себе хоть какие-то деньги
- нужно постоянно придумывать нестандартные активности и мероприятия, чтобы завлечь людей
Как продвигались в соцсетях?
На стадии запуска у меня и у Никиты был опыт ведения соцсетей. Мы развивали группу «Настоящий Макдональдс». Это группа в ВКонтакте среди сотрудников Макдональдса или тех, кто раньше там работал. Мы и сами раньше работали в нём.
У нас была цель сделать группу, которая будет больше всех по подписчикам. Тогда никаких накруток не было. Мы вручную писали людям, рассказывали о нашей группе. Где-то за год или два у нас получилась самая большая группа — более 10 тысяч человек. Вовлеченность была огромная, некоторые посты набирали более 1000 лайков и 100 репостов.
Такой же подход задействовали с нашим антикафе. Создали группу, начали ее развивать и заодно писать людям, что планируем открыть такое заведение. Тогда в ВКонтакте были лимиты. Ежедневно можно было написать, если не ошибаюсь, 40 людям, а добавлять в друзья только 20 человек. Эти лимиты мы полностью использовали каждый день.
Приглашали своих друзей и знакомых. Например, писали, что скоро открываем антикафе и добавляли интересный текст с ненавязчивой рекламой.
Писали незнакомым людям. Таким нельзя было сразу писать про антикафе, это было бы воспринято как реклама. Использовали вот такую многоходовку:
Развивали группу полезными и интересными постами. К сожалению, группа в соцсетях первого антикафе уже не сохранилась, но есть примеры постов в группе «Некафе» в Железнодорожном.
Как выстраивали рабочий процесс?
Сначала работали сами — принимали гостей. Потом начали нанимать людей на должность администратора. Это были знакомые люди, которые ходили в наше антикафе. Говорили им, что сейчас неизвестно, какая будет выручка, а первые деньги надо обязательно вкладывать в оплату аренды помещения в следующем месяце, поэтому предлагали в первое время поработать бесплатно. Можно так сказать волонтерить. Люди соглашались поработать бесплатно. Им нравилась атмосфера заведения и было интересно проводить в нём своё время.
Нематериальная мотивация администраторов заключалась в интеграции сотрудника в работу антикафе. На каждом работнике была закреплена одна из обязанностей, например:
- отвечать за чистоту оборудования
- вести расписание команды
- делать посты для группы в ВКонтакте
На ежемесячных собраниях администраторы получали личные задачи, участвовали в реализации маркетинговых активностей и мероприятий.
Традиция начинать работать в таком формате у нас закрепилась и в дальнейшем. Человек сначала проходил бесплатную стажировку — три недели. Так мы понимали, что он пришёл не только из-за денег, но и потому что ему нравится находиться в нашем антикафе. Значит, он понимает наши ценности и сможет доносить их посетителям. Потом сотрудник начинал получать зарплату.
Считаю, что такой подход до сих пор может быть использован в работе. Всё зависит от целей бизнеса и конкурентной обстановки на выбранном рынке. Например, у нас администратор не получал денег на стажировке, но имел возможность находиться в кафе — там, где ему нравилось проводить время. Это ценилось людьми, и они с готовностью шли на такие условия.
Когда сотрудник выходил в утреннюю смену и в заведении было мало посетителей, можно было учить лекции или готовиться к экзаменам. Мы это не запрещали. Главное, чтобы основные обязанности были выполнены.
В то время формат «антикафе» производил «вау-эффект». В такое заведение хотели попасть и проводить там время. Сейчас он общеизвестен, и вряд ли будет справедливо, если предложить администратору работать 3 недели за возможность просто там находиться. Но думаю, что на пару дней стажировки и сейчас вполне можно договориться.
Процесс работы был выстроен так:
- Была группа в ВКонтакте (в ней 8 администраторов)
- Скидывали в неё расписание, кто и когда дежурит
- В ней же прописывали задачи для сотрудников, например, выправить выручку или решить организационный вопрос
- Проводили собрания в самом заведении и на них обговаривали цели и задачи каждого сотрудника
Какие были проблемы в организации работы?
Как и в любом бизнесе у нас бывало всякое, например:
В первые же выходные мы столкнулись с тем, что у нас не хватило вешалок. Хотя до этого постарались всё рассчитать. К нам одновременно пришло 20 или 30 человек. Стало какое-то катастрофическое количество одежды, которую некуда было повесить. Одна вешалка даже отвалилась под таким наплывом одежды.
В нашем заведении нельзя было шуметь после 10 вечера. Сбоку и сверху были квартиры. Мы просили гостей быть потише, чтобы не злить соседей.
Низкое качество работы. В один момент мы повысили зарплату сотрудникам в два раза. Думали, администраторы теперь будут работать усерднее и, как следствие, увеличится выручка. Но на деле вышло наоборот. Люди почему-то стали работать хуже.
Мы проводили собрания и там рассказывали, как общаться с клиентами, чтобы им нравилось, и они бы дольше оставались в нашем антикафе. У нас был такой KPI для администраторов — чем дольше клиент находится в заведении, тем выше зарплата сотрудника.
К сожалению, лучше не стало. Через пару месяцев обратно понизили зарплату. Тогда часть людей ушла — те, кто был с самого начала. Начали приходить новые администраторы.
Как дальше развивался ваш бизнес?
У нас было три направления:
1. Собственные антикафе. После Электростали мы открыли ещё одно заведение — в Железнодорожном.
2. Партнёрство. Мы объединились ещё с тремя партнерами. Они открыли антикафе в других городах, например, в Жуковском и Раменском. Их заведения были больше наших: в Жуковском — 130 квадратных метров, в Раменском — 190. В таких заведениях можно было проводить большие активности. К тому же помещения были полностью коммерческими — не было проблем с соседями. На открытие они потратили по 1,5 млн рублей на каждое заведение.
3. Франшизы. Благодаря соцсетям к нам начали обращаться с ближайших городов. Сначала это были знакомые люди — просили помочь открыть антикафе. Мы рассказывали, что нужно делать, какие помещения брать и как рекламироваться в соцсетях. Так начали продавать франшизы.
Первая франшиза открылась в Ногинске 1 февраля 2013 года. И в первый же месяц она сделала выручку в 480 тысяч рублей. Затем заведения открылись в других городах Московской области. Они также на старте показывали хорошие результаты. Например, «Некафе» в Павловском Посаде за первый месяц дало выручку в 360 тысяч рублей, а чистую прибыль — 250 тысяч.
Ближе к лету 2013 года по франшизе открылись «Некафе» в Брянске, Белгороде и Санкт-Петербурге.
За первую франшизу в Ногинске мы взяли 60 тысяч рублей. Франчайзи было выгодно, ведь он не тратил полгода времени на открытие своего антикафе, как в своё время делали мы. Мы сопровождали франчайзи до момента открытия.
Довольно быстро паушальный взнос (первоначальный взнос по франшизе) вырос до 200 тысяч рублей. Кроме того, мы брали по договору 5% от выручки за дальнейшее сопровождение.
У партнеров было много знакомых в Казахстане, и совместными усилиями мы начали открывать заведения в этой стране. Всего в итоге открыли 31 «Некафе» в России и Казахстане.
Почему в итоге закрыли бизнес?
На второй год работы наш бизнес переставал приносить ту прибыль, с которой мы могли бы строить его дальше. Точнее сказать, бизнес начинал работал в ноль.
К лету 2013 года у нас начались первые трудности. Отработали сезон — с осени по весну всё было отлично. Летом наша целевая аудитория начала проводить время на улице. Ожидали, что в новый сезон всё восстановится. Но прошлогодняя прибыль не вернулась. Активности в соцсетях уже не давали такого эффекта, заработанных денег хватало только на оплату текущих расходов.
Получается, мы создали такую модель, которая была способна давать результат только в первый сезон. Постоянно придумывали активности и мероприятия — чтобы восстановить прибыль во втором сезоне проводили, например:
- турниры по мафии
- соревнования по ХВОХ
- вечеринки в стиле white party
Чтобы привлечь гостей, заказывали рекламные баннеры в городе, раздавали тысячи флаеров в старших классах школ. Но всё эти действия не давали эффекта.
Финалом стал один инцидент с нашими партнёрами. Дело в том, что общая касса по всем антикафе была у них. Так мы договорились и считали это правильным. Выручка со всех заведений, проданных франшиз и паушальных взносов шла в кассу. Чтобы контролировать расходы — вели программу для финансового учёта «Дребеденьги».
Была договоренность с партнерами об оплате аренды. Это был самый критичный и крупный платеж, и все знали дату и условия. Мы договорились с собственницей помещения в Электростали и отложили платеж по аренде на 1 месяц. Нам нужно было заплатить 60 тысяч рублей.
Но в определенный день партнеры отказали нам и не дали денег — сослались на какие-то проблемы, неправильные расчеты и долги. Поняли, что с партнерами начался разлад, и больше мы с ними работать не сможем.
Решили закрыть заведение в Электростали. С арендодателем договорились, что сделаем ремонт в другом ее помещении и так закроем свой долг за аренду.
Договорились с партнерами, что передаем им полностью в управление всеми антикафе. Они стали управлять всей сетью. Потом продали свои заведения, которые были в Жуковском и Раменском, и договоры со всеми франчайзи.
Считаю, в итоге мы поступили правильно, что завершили этот бизнес. Возможно, наша бизнес-модель не сработала из-за того, что антикафе находились в малых городах. Но с другой стороны «Некафе» в Санкт-Петербурге тоже перестало приносить прибыль и было в итоге продано.
«Наше объединение с новыми партнерами все-таки считаю хорошим решением. Получилась масштабная история. Я летал на открытие заведений в разных городах России, много раз был в Казахстане».
Некоторые наши франчайзи продолжали зарабатывать и на второй сезон. Это те антикафе, которые находились, в основном, в Казахстане. Даже сейчас в ВКонтакте можно найти пару десятков групп «Некафе» как работающих, так и уже закрытых.
Знаю, что в других схожих ситуациях не закрывали бизнес, а продавали. Например, открывали антикафе и вкладывали в него 1 млн рублей. За сезон окупали вложения. Потом продавали по низкой цене, например, за 700 тысяч рублей. На выходе франчайзи был в плюсе, а покупатель получал бизнес по выгодной цене. Новому покупателю проще было отбить вложенные 700 тысяч рублей и получать дальнейшую прибыль.
Что ты можешь посоветовать, если кто-то захочет открыть свое антикафе?
Главный совет — не открывать. Больших денег в этом бизнесе не заработаешь. Мне кажется, сейчас много более интересных бизнес-моделей, которыми можно заняться. Например, сейчас я занимаюсь производством светильников, и этот бизнес приносит мне хороший доход.
Но если есть желание заниматься именно антикафе, и кто-то предлагает купить по хорошей цене, то можно и попробовать. В любом случае лучше купить, чем открывать самому. К тому же можно купить, поработать год или больше и потом продать.
Выбирать стоит те антикафе, которые имеют лучшее расположение. Люди ходят в такое заведение не только из-за интересных мероприятий, но и чтобы спокойно посидеть и поработать.
По своему опыту могу сказать, что с одного антикафе можно зарабатывать порядка 100 тысяч рублей в месяц.