0

Маркировка товаров

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое маркировка «Честный ЗНАК»Какие товары попадают под маркировкуВиды кодов маркировки: в чём различиеКак стать участником системы «Честный ЗНАК»Господдержка для участников программы «Честный ЗНАК»Расходы при переходе на обязательную маркировкуЧто будет, если не маркировать товары

Опубликовано: 16.02.2025

Производители и продавцы наносят на упаковку продукции специальные метки, чтобы отслеживать товары и передавать информацию об их свойствах. Это и называется маркировкой, которая в разных странах имеет свои стандарты. В России крупнейшая система маркировки называется «Честный ЗНАК». В статье разбираем её механизм работы, основные режимы и требования к предпринимателям.

Что такое маркировка «Честный ЗНАК»

Система «Честный ЗНАК» появилась в 2018 году в качестве меры борьбы с некачественной и контрафактной продукцией. Она отслеживает перемещение и реализацию товара благодаря взаимосвязанным элементам: 

  • Маркировка товаров «Честный ЗНАК» — это бренд платформы, на которой организован процесс передачи информации между всеми участниками. Название отражает основную цель введения системы — обеспечить прозрачность товарооборота с помощью специальных знаков или отметок на упаковке продукции. 
  • Участники товарооборота: производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы, покупатели. 
  • Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператор и разработчик системы. ЦРПТ генерирует коды маркировки. Каждому товару присваивается свой уникальный код или контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который содержит информацию о продукте, его производителе и текущем этапе реализации.
  • Национальный каталог товаров — бесплатный информационный ресурс, который постепенно пополняется данными о продуктах, которые участвуют в системе «Честный ЗНАК». Предполагается, что это будет стандартизированный каталог с описаниями товаров и необходимой документацией для продавцов и покупателей. Проверять информацию в нём будет ЦРПТ.
  • Законодательные нормы, которые закрепляют права и обязанности участников товарооборота, правила и этапы внедрения маркировки для разных категорий товаров, а также меры государственной поддержки.
  • Вспомогательные технические средства и обслуживающие систему операторы. Сюда можно отнести: электронный документооборот, программное обеспечение для складов и касс, сканеры для чтения кодов и принтеры. 
Пример упаковки с нанесенным на него кодом DataMatrix. Источник: брендбук системы «Честный ЗНАК»

Таким образом, маркировка товаров «Честный ЗНАК» — это единая система, в которой работают все участники товарооборота, контролирующие органы, операторы и разработчики различного программного обеспечения.

Расскажем об основных этапах работы с маркировкой.

1. Производитель наносит маркировку на упаковку и отправляет оптовому покупателю. ЦРПТ присваивает товару уникальный код, как, например, Data Matrix. Этот код крепится на упаковке товара. 

2. Оптовый продавец считывает код сканером и подтверждает, что получил товар. Цифровая метка отслеживает весь путь товара от завода до покупателя.

3. Оптовый продавец сбывает товар розничным магазинам через систему «Честный ЗНАК». Каждый этап движения товара фиксируется в системе, что делает невозможной потерю или подделку цифровой метки.

4. Магазины принимают товар и специальным сканером считывают уникальный код на каждом продукте. Система маркировки фиксирует проверку кода в магазине при распределении товаров на полке, что исключает распространение подделки.

5. Когда товар был продан на кассе, в системе его код выходит из оборота. Это не позволяет системе провести контрафакт.

Источник: сайт честныйзнак.рф

Какие товары попадают под маркировку

Сегодня маркировка — это процесс постепенного внедрения обязательных требований системы «Честный ЗНАК» для разных отраслей промышленности. Каждая категория продукции проходит следующие стадии:

  1. Эксперимент или пилот

Это временные программы, в рамках которых некоторые категории товаров маркируются в тестовом режиме. Впоследствии их участие в системе «Честный ЗНАК» станет обязательным. К таким товарам относятся:

  • детские игрушки;
  • печатная продукция;
  • радиоэлектроника;
  • строительные материалы;
  • бакалея и т. д.

Компания, которая зарегистрировалась на сайте «Честный знак», получает возможность участвовать в эксперименте. Производитель получает доступ к технической документации и личному кабинету участника, а также поддержку специалистов «Честный ЗНАК» по настройке процессов нанесения кодов. 

В рамках экспериментального режима можно получить государственную поддержку. Например, субсидию на компенсацию 50% затрат на оборудование для маркировки. Об этом подробно мы расскажем далее в статье.

  1. Обязательная маркировка. 

Маркировка стала обязательной для разных видов товаров. Их список постоянно расширяется и охватывает широкий спектр категорий продукции, начиная от бытовых вещей и заканчивая специализированными изделиями. Со списком товаров можно ознакомиться на сайте системы «Честный ЗНАК».

Например, к ним относятся:

  • молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • обувь;
  • шубы и т. д.

Проверить обязательность маркировки можно на сайте «Честный ЗНАК». Сделать это можно по кодам ТН ВЭД или ОКПД2.

  1. Запрет немаркированной продукции. 

Наступает спустя несколько месяцев после введения обязательной маркировки. И начало запрета будет означать, что за продажу товаров без маркировки можно получить штраф. Например, в категории лёгкой промышленности с 1 марта 2025 г. наступает обязательная маркировка новых групп товаров. А запрет на реализацию остатков немаркированной продукции наступает 1 августа 2025 г. Однако до 1 ноября 2025 года у предпринимателей остаётся возможность заказать коды маркировки на остатки. Подробнее можно узнать в памятке «Честный ЗНАК». 

Виды кодов маркировки: в чём различие?

Рассмотрим два современных вида маркировки товаров, которые позволяют не только соблюдать требования законодательства, но и значительно оптимизировать процессы управления запасами и логистики. 

  • DataMatrix

Эта метка, которая наносится на упаковку товара и вносится в базу данных. В этом графическом коде записана вся информация о товаре: место, дата и время производства, процесс перехода от производителя до конечного потребителя. Участники системы торговли должны считывать марку специальным сканером.

Код DataMatrix. Источник: брендбук системы «Честный ЗНАК»

Часто Data Matrix путают с графическими QR-кодами и линейными штрихкодами. Все они также содержат данные о вещи, но они не взаимозаменяемы. Для маркировки товаров правильно использовать Data Matrix.

  • RFID‑метка

Это обозначение для радиочастотного чипа, который передаёт и записывает данные. Информация посредством радиоволнового метода записывается на чип. Например, RFID‑метки применяют для шуб и меховых изделий. Ещё их можно наносить на шины и велосипеды, в качестве дополнительных средств идентификации. Чип выглядит как наклейка, которую можно прикрепить на разные поверхности. 

Примеры RFID-чипов. Источник: сайт компании «Сканпорт»

Как стать участником системы «Честный ЗНАК»

Первый и обязательный шаг для всех участников товарооборота — регистрация в системе. Подробная инструкция содержится на сайте «Честный ЗНАК». Мы коротко раскроем только основные моменты. 

Чтобы зарегистрироваться:

1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП. Сертификат усиленной электронной подписи можно получить только в удостоверяющем центре ФНС России. Подробно о том, как оформлять УКЭП, рассказали в статье «ЭЦП для маркировки товаров». Получение электронной подписи обычно занимает один рабочий день.

2. Установите программное обеспечение для работы с УКЭП. Специальные программы и драйверы бесплатно предоставляет удостоверяющие центры ФНС России. Подробнее об установке ПО читайте в инструкции ФНС.

3. Зарегистрируйтесь в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ). 

  • нужно перейти на сайт регистрации;
  • нажать на кнопку «Начать проверку»;
  • после проверки перейти по кнопке «Войти в личный кабинет»;
  • выбрать сертификат и нажать на кнопку «Вход»;
  • заполнить заявление на регистрацию и выбрать опцию «Подписать и отправить».

На сайте «Честный ЗНАК» содержится видеоинструкция по регистрации в ГИС МТ. 

После регистрации в системе «Честный ЗНАК» у разных участников товарооборота дальнейшие шаги будут отличаться. Например, заказ и оплата кодов маркировки — это обязанность производителей и импортёров. А розничным продавцам необходимо установить электронный документооборот, если раньше они им не пользовались. Вся подробная информация содержится в инструкциях:

Господдержка для участников программы «Честный ЗНАК»

Государство предоставляет частичное финансирование для определённых категорий товаров. Информацию о том, как получить поддержку от государства, можно найти на сайте «Честный ЗНАК»:

  • зайдите на страницу категории товаров, которая вам интересна;
  • найдите в рубрикаторе раздел под названием «Программы поддержки бизнеса» или «Приобретение оборудования со скидкой».
Программы поддержки бизнеса для маркировка молока и молочной продукции
Поддержка бизнеса при маркировке консервированных продуктов

Также поддержку при маркировке оказывает Фонд развития промышленности, предоставляя льготные займы под 5% годовых. В рамках программы можно приобрести оборудование для маркировки широкого перечня товаров. Подробности читайте на сайте Фонда.

Малый и средний бизнес из Реестра МСП может запросить информацию о мерах поддержки в центрах «Мой бизнес», в том числе по горячей линии. Некоторые меры поддержки можно найти на портале МСП.РФ

Когда государство оказывает поддержку при маркировке:

  • экспериментальный характер (пилотные группы)

Государство проводит эксперименты для оценки эффективности новой системы и выявления проблем до её полного внедрения. В таких случаях предоставляются субсидии или компенсации расходов на оборудование, программное обеспечение или сами коды маркировки. Со сроками проведения эксперимента можно ознакомиться на сайте «Честный ЗНАК».

  • категории товаров

Чаще всего такие меры применяют для тех категорий товаров, которые наиболее подвержены подделкам или контрафакции. Например, лекарства, алкоголь, табачные изделия. Также это касается продуктов питания, текстиля и других групп товаров.

  • условия получения поддержки

Для участия в эксперименте и получения государственной помощи компании должны соответствовать таким критериям, как регистрация в системе маркировки, соблюдение всех нормативных требований и предоставление отчётности о результатах эксперимента.

Расходы при переходе на обязательную маркировку

ЦРПТ разработал для удобства внедрения маркировки калькулятор технических решений для некоторых категорий товаров. Он помогает предпринимателю самому решать, какой способ нанесения, оборудование и ПО необходимо для его бизнеса. Чтобы воспользоваться калькулятором, нужно открыть его в главном меню сайта «Честный ЗНАК».

Также система «Честный ЗНАК» предоставляет на сайте доступ к готовым решениям для малого бизнеса. Найти их можно в главном меню сайта.

Разберём пример расчёта расходов для розничных продавцов обуви. В готовых решениях для малого бизнеса содержатся следующие пункты:

Статья расходовСтоимость
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИПот 0 руб.
Программное обеспечение для работы с электронной подписьюот 1000 руб.
Ручной сканерот 3 300 руб.
Обновление прошивки онлайн-кассыот 0 руб.
Программное обеспечение для работы с маркированными товарамиот 3 500 руб.
Электронный документооборотот 0 руб.
Итого:от 7 800 руб.

Готовые решения партнёров системы «Честный ЗНАК» отличаются в зависимости от количества услуг, формата их оплаты (разово или ежемесячно), представления оборудования и категорий товаров. Но вы можете приобрести необходимое оборудование и установить программное обеспечение самостоятельно. Подробные инструкции можно найти на сайте «Честное сообщество».  

Что будет, если не маркировать товары

Маркировка товаров обязательна для товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если не соблюдать требования, возникают следующие последствия:

  • Штрафы

За отсутствие обязательной маркировки предусмотрены административные штрафы и уголовная ответственность как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей. Размер штрафа может зависеть от категории товара и масштаба нарушения. Подробная информация также содержится на сайте «Честный ЗНАК».

Например, оборот товаров без маркировки средствами идентификации влечёт административную и уголовную ответственность. Административная ответственность, за исключением табака, никотинсодержащих продукции, пива и слабоалкогольных напитков, грозит штрафом для юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей.

При обороте табака, никотинсодержащей продукции, пива и слабоалкогольной продукции штрафы будут выше — для юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей.

  • Конфискация товара

При выявлении отсутствия маркировки у товара он может быть конфискован органами контроля. 

  • Ограничение продаж

Товар без обязательной маркировки не сможет пройти через систему «Честный ЗНАК», такие позиции нельзя продавать.

  • Проблемы с контрагентами

Отсутствие маркировки влияет на отказ партнёров сотрудничать, поскольку они также ответственны за соблюдение законодательства.

#Маркировка товаров

Читайте также

0

Субъекты МСП, самозанятые и физлица из Санкт-Петербурга могут получить бесплатные консультации по вопросам предпринимательства

Центр «Мой бизнес» Санкт-Петербурга запустил бесплатные индивидуальные консультации со специалистами по бухгалтерскому учёту, ...

6 апреля 2025

0

Компании могут получить и продлить лицензию на деятельность в упрощённом порядке до конца 2029 года

Теперь лицензию на деятельность можно получить за две недели вместо месяца. А до конца 2029 года компании могут не продлевать её ...

18 апреля 2024

0

Промышленные предприятия Москвы могут получить компенсацию по лизинговым договорам

Обрабатывающие предприятия Москвы могут получить компенсацию за лизинг до 100 млн рублей до 31 декабря 2025 года. Необходимо ...

21 мая 2024

0

Поэкземплярный учёт молочной продукции отложили до 1 июня 2025 года

Поэкземплярный учёт молочной продукции — это новая технология. Её внедрение отложили, чтобы помочь компаниям в молочной отрасли ...

21 марта 2024