Опубликовано: 20.12.2023
Продолжаем знакомство с командами приложения ВТБ для бизнеса в рамках проекта «За кулисами мобильного банка». Здесь мы рассказываем о специалистах, которые ежедневно делают свой вклад в развитие и совершенствование мобильного банка для малого и среднего бизнеса. Бизнес Платформа ВТБ (Прим. — ранее ВТБ Бизнес Lite) предоставляет универсальный доступ ко всем банковским продуктам и партнёрскими сервисами в режиме 24/7. Вы сможете понять, как всё работает изнутри!
Сегодня мы узнаем о роли дизайнеров — какую функцию они выполняют при разработке приложения, в чём специфика работы в банковской сфере и какие компетенции важны в этом процессе. Своим опытом поделятся четыре дизайнеры стрима — Никита Кондратьев, Екатерина Фролова, Дмитрий Панарин и Марина Ткаченко.
Путь: выбор профессии и работа в банковской сфере
Никита Кондратьев:
Мой стаж в сфере дизайна насчитывает уже 12 лет. Я пришёл в дизайн органично. Ещё в школе я ходил в художку. У меня был знакомый, который потом порекомендовал мне поступить на факультет графического дизайна в МИЭТ. После окончания вуза я нашёл свою первую работу дизайнером в брендинговом агентстве, где занимался дизайном упаковки. Со временем у меня появились заказы на интерфейсы на фрилансе. Далее был опыт работы в Сбере и Профи. В команде ВТБ я присоединился 3 года назад. Работа дизайнером в банковской сфере отличается тем, что здесь используются устоявшиеся паттерны интерфейса, чтобы снизить риски. Я получаю огромное удовольствие, когда вижу в результате что-то красивое, понятное и человечное.
Екатерина Фролова:
В этой сфере я работаю уже около 6 лет. Я всегда любила рисовать. Так совпало, что в университете рядом с моим домом было направление обучения «Графический дизайн», куда я и пошла учиться. Уже во время учёбы я брала какие-то небольшие заказы на инфографику и иллюстрации, дальше были стажировки, работа в нескольких компаниях и студиях. Везде была очень разная специфика работы и очень разная атмосфера! Я пробовала разные направления дизайна, но решила остановиться на продуктовом. По-другому и быть не могло. Эта профессия на стыке творчества и аналитики — всё, как я люблю. В ВТБ я пришла почти 2 года назад джун-дизайнером и за этот период выросла до лид-дизайнера. Специфика работы в банковской сфере — это про погружение в банковские процессы. Нужно понимать, чем кредит отличается от депозита, знать, что такое кредитная линия. И да, нужно не просто понимать «что это такое», но и «передать это понимание» в интерфейсе, чтобы пользователь тоже смог быстро во всём разобраться.
Дмитрий Панарин:
Мой опыт работы в качестве дизайнера составляет почти 6 лет. Частью команды ВТБ я стал в мае 2022 года. В дизайн меня привело любопытство. Хотелось понять, как создаются сайты и мобильные приложения, чем руководствуются специалисты, которые формируют пользовательский опыт и паттерны поведения. Дизайн дарит мне возможность заглянуть за кулисы этого мира. Работа в банковских дизайн-проектах заключается в юридических тонкостях и соблюдении требований безопасности, а также большой ответственности за редакторскую политику. В остальном процесс похож на работу в других продуктах и агентствах.
Марина Ткаченко:
Как дизайнер я работаю уже более 4 лет, из них в ВТБ — 1 год. Меня всегда интересовал дизайн и механика взаимодействия с продуктом. Свой путь, как и большинство, я начинала с фриланса и небольших компаний (в т. ч. иностранных). Для меня ВТБ — это первый опыт работы в банковской сфере. Здесь я выделяю специфическую многоуровневую систему, которую нечасто встретишь в других компаниях. Это и минус, и плюс — фактически это челлендж. Вокруг множество разнообразных задач, скучать не приходится!
Роль в команде: чем занимаются дизайнеры в мобильном банке?
Никита Кондратьев:
Предварительно предлагаю разобраться немного в различиях между UX и UI.
UX — user experience, логика дизайна. Это про то, как пользователь взаимодействует с интерфейсом: удобно ли ему, получается ли быстро решить свою задачу.
UI — user interface, визуальная составляющая дизайна. Это про то, как выглядит интерфейс для пользователя: какого цвета кнопки, хорошо ли читаются шрифты.
В мобильном банке я отвечаю за дизайн-ревью платежей, заказа наличных, спецсчетов, а также дизайн счетов и истории операций.
Екатерина Фролова:
Мои задачи в стриме «Мобильный банк для банка» весьма разнообразны. Я занимаюсь и макетами приложения, и иллюстрации, и анимациями, а также съёмкой и монтажом видеороликов. Когда появляется новая задача, то я сразу же начинаю думать как и с помощью какого инструмента её можно решить. Этот процесс побуждает всегда развиваться и улучшать свои навыки.
Дмитрий Панарин:
UX/UI-дизайнер — это, прежде всего, специалист, который выстраивает логику интерфейса. В зону моей ответственности в основном входит дизайн-ревью макетов и разработки СУБО, развитие дизайн-системы, а также работа над сервисами по коммуникации клиента и банка.
Марина Ткаченко:
В основном я работаю с командой М, отвечающей за поиск и поставку новых продуктов, небанковских сервисов в мобильное приложение, а также сервис «Мультибанк», который позволяет взаимодействовать со счетами в разных банках в едином окне, не требуя постоянного переключения. В рамках данного сервиса я проектирую и рисую различные сценарии. Также я периодически вовлекаюсь в разнообразные процессы стрима — от создания презентаций до видеороликов.
Мотивация: что помогает в работе?
Никита Кондратьев:
В моей работе мне нравится больше всего делать из сложного простое, а из запутанного — понятное.
Принципы, которые мне помогают:
1. Vision driven, data informed (в переводе с английского — «Руководствуясь видением, опираться на данные»).
Сначала придумываю, как должен быть устроен продукт исходя из жизненного опыта, информации от пользователей, бенчмарков других продуктов (включая конкурентов), а потом с помощью цифр убеждаюсь, что моё понимание мира меня не подводит.
2. Мыслить критически.
Не говорю о гипотезах, как о фактах. Проверяю, даже если верю. Развиваю зоркость на когнитивные искажения. Не беру задачу, если не понял зачем. Спрашиваю, пока не пойму.
3. Быть честным с пользователем и заказчиком.
Екатерина Фролова:
В процессе моей работы мне нравится многогранность: сегодня я проектирую интерфейс, чтобы завтра рисовать для него иллюстрацию, а послезавтра всё это анимировать. Во всех задачах я руководствуюсь следующим принципом — «Всё, что можно систематизировать — нужно систематизировать».
Дмитрий Панарин:
Мне нравится работать над большим и сложным продуктом, помогающим бизнесу и банку упрощать взаимодействие с клиентом. В работе стараюсь соблюдать баланс между потребностями бизнеса и удобством интерфейса для клиента. Также важна большая насмотренность. Это помогает проявлять творческий подход и создавать интерфейсы, которые являются одновременно визуально и привлекательными, и функциональными.
Марина Ткаченко:
В моей работе меня больше всего вдохновляют люди и возможность развиваться среди профессионалов своего дела. Для дизайнера очень важно видеть результат своей работы — как продукт становится красивее и удобнее. Меня всегда мотивирует вовлечённость, командный дух и постоянный курс на совершенствование.
Компетенции: что важно для дизайнера?
Никита Кондратьев:
Хорошему дизайнеру важно обладать аналитическим и системным мышлением, паттернами проектирования, а также разбираться в графическом и визуальном дизайне, понимать основы композиции. Основная миссия дизайнера в банковской сфере — это помогать бизнесу и пользователям достигать своих целей.
Екатерина Фролова:
Призвание дизайнера заключается в том, чтобы делать этот мир удобнее и красивее. Для этого важно постоянно развиваться, поддерживать навык самодисциплины и уметь принимать критику. Необходимо уметь быстро схватывать суть и выполнять задачи в установленные сроки. Дизайнеры тесно сотрудничают с разработчиками, заинтересованными сторонами и другими членами команды, поэтому грамотное построение коммуникаций тоже не будут лишним.
Дмитрий Панарин:
На мой взгляд, топ-3 важные качества для дизайнера — это эмпатия, умение работать в команде и здоровый перфекционизм. Такой симбиоз даёт возможность создавать качественный продукт, ведь ключевая задача дизайнера в банке — делать сложные вещи простыми и понятными клиенту, не забывая про потребности бизнеса и про масштабирование продукта.
Марина Ткаченко:
Дизайнеру очень важно обладать эстетическим восприятием мира, любознательностью и гибкостью мышления. В моём понимании, основная миссия дизайнера заключается в том, чтобы решение любой задачи протекало проще, быстрее и… красивее! Меня очень вдохновляет тот факт, что интерфейсы, разработанные мной и коллегами, могут оказать положительное влияние на жизнь людей, сделать цифровые продукты более простыми в использовании и понятными для всех.
Достижения: поводы для гордости
Никита Кондратьев:
Я горжусь созданием и развитием дизайн-системы в мобильном банке для бизнеса ВТБ. Приятные эмоции вызывают и позитивные отзывы наших клиентов о дизайне приложения на исследованиях. Наше мобильное приложение неоднократно занимало лидирующие места в престижных премиях, в том числе и в части UX/UI.
Мобильный банк Бизнес Платформа ВТБ создан по принципу кросс-платформенной разработки приложений, что подразумевает создание мобильного банковского приложения, которое может работать на нескольких операционных системах (например, Android и iOS) с использованием единой кодовой базы. UI Kit сокращает время на разработку и дизайн, а пользователь получает одинаковый продукт, вне зависимости от операционной системы.
Екатерина Фролова:
Я горжусь тем, что побеждала со своими плакатами в биеннале, посвящённым вопросам экологии в Испании, Италии, Словакии. На этих мероприятиях привлекалось большое количество спонсоров. Собранные средства направлялись на благотворительность.
Дмитрий Панарин:
Все сферы нашей работы и важны и вызывают гордость, даже самая мелкая задача может изменить отношение клиента к банку в лучшую сторону. В мобильном банке Бизнес Платформа ВТБ мы с командой используем подход продуманного дизайна, при котором сам дизайн программы должен быть завершён и усовершенствован до начала её внедрения.
Марина Ткаченко:
Я считаю каждый этап своей профессиональной жизни достижением. Например, я очень рада, что в своё время принимала участие в разработке приложения для бизнес-школы в Нидерландах, где полностью отвечала за сценарий, макеты и прототип. Для меня это было серьёзным выходом за рамки моих возможностей.
Рекомендации: что почитать дизайнеру?
Поговорим о полезных рекомендациях. Дизайнеры мобильного банка для бизнеса ВТБ подготовили для вас подборку интересных находок и ресурсов, где они черпают что-то интересное для себя:
Никита Кондратьев:
• Примеры эмоционального дизайна, реализованного в интерфейсе:
телеграм-канал «Эмоциональный дизайн» — ссылка
• Полезные рекомендации от эксперта про дизайн-процессы, OTA-бизнес, продукт, найм и мотивацию, команду мечты и коммуникации, дизайн и дизайнеров:
телеграм-канал «Скопин | Яндекс | dsgn-директор» — ссылка
• Различные обзоры для развития насмотренности с нотками юмора:
телеграм-канал «Это красиво, а это нет» — ссылка
Екатерина Фролова:
Следить только за UX/UI-сообществами дизайнеру недостаточно, нужно ещё интересоваться рекламой, историей, новыми технологиями, изучать искусство и повышать свою грамотность.
Начать можно с этих нескольких каналов:
• Смотреть на чужие ошибки, чтобы их не повторять и смеяться над мемами:
телеграм-канал «Креатив со звёздочкой» — ссылка
• Вдохновляться и узнавать последние новости из мира дизайна:
телеграм-канал «Secret design» — ссылка
• Изучать историю искусства, ведь без знания прошлого, не получится создать будущее:
телеграм-канал «История и искусство» — ссылка
• А это сообщество уже непосредственно про проектирование интерфейсов, регулярная подборка лучших постов про UX-исследования и смежных областей:
телеграм-канал «UX Horn» — ссылка
Дмитрий Панарин:
Полезно следить и читать статьи на VC или каналы в Telegram (например, Цифровые экосистемы), а также авторские блоги близких по духу дизайнеров. Сам слежу за многими авторами, вот некоторые из них:
• Экспертный канал о дизайне, инклюзии, управлении командами и психотерапии:
телеграм-канал «Sasha Ermolenko» — ссылка
• Блог от автора курсов для дизайнеров про дизайн, управление командами, про рост и возможные препятствия:
телеграм-канал «Wannabe like Rozov» — ссылка
• Экспертный блог про дизайн и консалтинг:
телеграм-канал «Олег – Про дизайн, управление, hr и продукт» — ссылка
Марина Ткаченко:
Конечно, много зависит от конкретного направления в дизайне. Помимо известных ресурсов, таких как vc.ru, Medium и пр., можно почитать:
• Крупное медиа для дизайнеров и контент-мейкеров в СНГ:
телеграм-канал «Designer Gang» — ссылка
• Обзоры на сайты с хорошим дизайном со всего света каждый день:
телеграм-канал «Now How Channel» — ссылка
• Полезный дайджест для дизайнеров:
телеграм-канал «UI/UX Designer» — ссылка
Бизнес платформа ВТБ: цифровое решение для предпринимателей
Мобильный банк Бизнес Платформы ВТБ — универсальное решение для малого и среднего бизнеса. В приложении есть все базовые операции для ведения бизнеса: все виды платежей, шаблоны платежей, выписки и заказ справок. Платформа объединяет инструменты, которые помогут предпринимателям повысить скорость и улучшить качество бизнес-процессов, а банку — гибко реагировать на потребности пользователей. В мобильном банке представлено более 80 продуктов, финансовых и нефинансовых сервисов для бизнеса, доступ к которым можно получить в пару кликов.
Чтобы использовать все преимущества, вам необходимо предварительно открыть счёт в ВТБ и подписать договор банковского обслуживания. Эта процедура проходит быстро и комфортно. После получения всех доступов необходимо установить мобильный банк для бизнеса на ваш смартфон: RuStore (как магазин приложений, утверждённый Правительством РФ для установки на смартфоны, поставляемые в Россию), NashStore, Samsung GalaxyStore, AppGallery, Xiaomi GetApps.
Как установить версию для платформы iOS — смотрите на официальном сайте ВТБ по ссылке.