0

«Лисичкин хлеб»: кризис победит командная работа

user-pic
Команда Ближе к Делу

В этой статье
Антикризисные мерыНовые точки ростаСоветы предпринимателям

Опубликовано: 10.06.2020

Уфимская сеть «Лисичкин хлеб» работает в концепции «сказочных пекарен». В период пандемии сеть не закрылась полностью. Большое внимание было уделено сайту и доставке. Один из основателей сети Станислав Куртышев рассказал о работе в режиме самоизоляции, беседах с сотрудниками и общении с клиентами в социальных сетях.

«Мы с моим партнером Кириллом Федотовым успешно занимались коммерческой недвижимостью, — рассказывает один из основателей сети пекарен «Лисичкин хлеб» Станислав Куртышев. – Но в 2016 году, когда у нас уже появился небольшой капитал, мы задумались о создании нового бизнеса. Услуги в недвижимости сложно потрогать руками. Приходится постоянно находиться между арендатором и арендодателем, нужно соблюсти интересы обеих сторон, иначе сделка может попросту сорваться. Нам же хотелось, чтоб продукт нашей деятельности был осязаем, мы могли бы сами его создавать и контролировать, и принимать собственные решения».

В результате, проанализировав множество сфер деятельности, предприниматели решили, что самой подходящей и не требовавшей больших бюджетов бизнес-идеей является открытие пекарни. В 2017 году открылась первая точка.

«Дело пошло не сразу, но постепенно мы поняли, что на нашу продукцию есть спрос, и в первый год открыли еще несколько пекарен. До пандемии у нас было 20 действующих точек. После этого мы закрыли несколько пекарен и часть из них после окончания режима самоизоляции открывать не планируем, так как некоторые были уже «на грани», а пандемия просто поставила логическую точку в их работе», — говорит Станислав.

Сейчас пекарни работают в формате «у дома». На площади от 50 до 130 кв метров размещаются и производственная часть, и торговый зал. 90% ассортимента выпускается непосредственно в пекарне. Также есть фабрика-кухня, где производятся кондитерские изделия, которые потом развозятся по точкам – нет смысла открывать кондитерский цех отдельно в каждой пекарне, потому что так сложнее следить за качеством продукта.

Антикризисные меры

«Мы относимся к той категории бизнеса, которая может работать в режиме самоизоляции, и сейчас пекарни продолжают работать. Но антикризисный план мы начали составлять в первый же день спада продаж, не дожидаясь объявления о введении специального режима. Разработали его буквально за день, чтобы понимать, что мы сделаем, что оптимизируем, какие будут затраты», — вспоминает Станислав.

Первым делом предприниматели детально изучили отчет о прибылях и убытках. Станислав уверен: такой отчет должен быть у каждого предпринимателя. По нему легко отследить, на что уходят деньги – траты в документе отражаются буквально до рубля.

«Мы просмотрели абсолютно все затраты и сократили значительную часть. Вплоть до того, что отказались от бутилированной воды в офисе. Только на первый взгляд кажется, что это небольшая сумма — за год по этой статье расходов «набегает» сотни тысяч. Также мы провели работу с арендодателями. Большинству из них даже не нужно было что-то объяснять, они и так все понимали. В этой ситуации очень помогло то, что мы вовремя платим за аренду и наши деловые партнеры были уверены в наших договоренностях», — рассказывает Станислав.

Еще одним шагом стала работа с персоналом. Практически все сотрудники офиса были переведены на удаленную работу. С ними предприниматели держали связь через видеоконференции — проводили оперативки и совещания. Что касается сотрудников пекарен, то было внесено изменение в штатное расписание и сокращено количество рабочих смен.

«Мы уверены, что только командная работа способна вывести компанию из кризиса и того экономического спада, который произойдет после снятия всех ограничительных мер, поэтому лично беседовали с нашими сотрудниками. Говорили, что следим за ситуацией. Предупреждали, что будет тяжело, но мы продолжим работу. Объясняли, что при уменьшении количества смен отталкиваемся от текущей ситуации – если в какое-то время нет продаж, мы сокращали часы работы пекарни. И наши сотрудники поняли этот шаг. Вообще, мы увидели, как важно работникам, чтобы собственники обращались к ним со словами поддержки», — говорит предприниматель.

Новые точки роста

В компании приняли решение сделать упор на развитии двух направлений – на сайте и доставке. «Мы запустили доставку через неделю после введения режима самоизоляции. Поначалу не все шло гладко. Например, форма заказа была неудобной. Был период, когда из-за наплыва покупателей – особенно в пасхальные дни — мы срывали сроки доставки. Но наши клиенты отнеслись к этому с пониманием», — комментирует Станислав.

Сейчас компания дорабатывает сайт (в том числе, делая проще и легче форму заказа), а также внедряет CRM-систему, чтобы быть ближе к покупателю. Кроме того, предприниматели планируют внедрить робота для автоматического обзвона.

Советы предпринимателям

Станислав Куртышев советует без сожаления закрывать неработающие точки и избавляться от тех направлений бизнеса, которые не приносят прибыль. «Вы удивитесь, сколько денег «съедают» те направления бизнеса, которые сейчас работают «в минус». А ведь это ваша прямая прибыль! — говорит Станислав. — Если мы говорим о неэффективных точках, то в первую очередь, необходимо удостовериться, все ли было сделано для того, чтобы «раскрутить» такую точку. Если нет, и это не кризисное время, необходимо пробовать дополнительные инструменты и быстро их тестировать. Не сработало? Тогда точку лучше закрыть».

Кроме того, нужно определить бюджет, который вы готовы потратить на такую «раскрутку». «Определите, на сколько прирастет ваш бизнес, и если сумма вас не устраивает, а точка остается «нулевой», то будьте уверены, что любой кризис закроет ее за несколько дней. Так случилось с несколькими нашими пекарнями», — рассказывает Куртышев.

Еще один совет — посмотреть на товарную матрицу и проверить маржинальность продукта. «Смело выводите из бизнеса продукты, которые не продаются или имеют низкую маржинальность», — говорит Станислав.

Он рассказывает, что стал чаще заходить в аккаунты пекарни в соцсетях, чтобы общаться с потребителями напрямую. «Я рассказываю там о продукте, рекомендую его, иногда отвечают на вопросы клиентов. Это вызывает доверие и показывает, что я отвечаю за продукт, который продаю, — уверен он. – Много раз я сам замечал, насколько приятно пользоваться продуктом или услугой той компании, владельца которой я знаю. Может быть, не лично, а только по его аккаунтам, но даже в аккаунте сразу видно, какие ценности транслирует человек. Скорее всего, этих ценностей придерживается и компания, и это напрямую отражается на продукте или услуге».

Кроме того, важно наладить контакт с клиентами, знать, что их беспокоит и что изменилось в их потреблении — чтобы оперативно принимать решения, нужно владеть этой информацией напрямую. Если предприниматель будет собирать сведения опосредованно, через отделы и службы компании, велик риск получить искаженную и некорректную информацию. В итоге, это очень дорого обойдется бизнесу.

#интервьюспредпринимателем

Читайте также

0

История SpectehCRM: хотели автоматизировать свои бизнес-процессы, а в итоге придумали новый продукт для целой ниши

Основатель ижевской компании «Центр услуг спецтехники» Михаил Богданов однажды столкнулся с проблемой — популярные сервисы ...

19 сентября 2023

0

Как перевести командные игры в онлайн-формат на примере сети «Квизиум»

В период пандемии кажется, что в онлайн перешли практически все. Телемедицина, образование, спорт, красота и даже услуги ...

11 июня 2020

0

Реализовываем мечту и открываем свое дело за полтора месяца

Кто из нас не задумывался однажды начать свое дело? Согласитесь, у людей без предпринимательского опыта сразу возникают вопросы: ...

7 декабря 2020

0

Как сократить рекламные расходы на OZON в 14 раз и увеличить выручку в 3 раза — кейс книжного издательства

Издательство «Ковёр-самолёт» (название изменено — прим. ред.) самостоятельно продвигалось на OZON, но тратило много денег и не ...

18 июня 2024