
Что такое ОДДС
Представим ситуацию: предприниматель Михаил в конце каждого месяца подводит итоги и планирует предстоящие траты. Проверяет остаток средств на расчётном счёте, а он внезапно пуст. Куда ушли деньги? Теперь сказать сложно, ведь в компании Михаила не отслеживают поступления и списания. Избежать подобной ситуации поможет Отчёт о движении денежных средств.
Отчёт о движении денежных средств (ОДДС) — это инструмент контроля за финансами бизнеса. Он нужен, чтобы знать, сколько денег и когда ушло со счетов компании и, наоборот, прибыло. В нём фиксируют все поступления и списания, чтобы предприниматель мог понять, на что уходят средства бизнеса и откуда они берутся.
С Отчёта о движении денег начинается внедрение управленческого учёта в компании. Это базовый отчёт, на основе которого собирают управленческий Баланс и Отчёт о прибылях и убытках. Эти три инструмента вместе обеспечивают грамотное управление финансами бизнеса. И контроль над денежными операциями — первый шаг на этом пути.
На старте бизнеса можно обойтись одним отчётом ДДС. Но чтобы узнать прибыль, расходы, наличие или отсутствие долгов, понадобятся все остальные отчёты.
На какие вопросы ответит ОДДС
Вернёмся к нашему примеру. У предпринимателя Михаила много вопросов. Куда ушли деньги, сколько их пришло в этом месяце, почему в итоге на счёте ничего не осталось? Менеджеры всех операций не помнят, а по сохранившимся данным нельзя воссоздать полную картину. Михаил смотрит на разрозненные цифры и не понимает, что с ними делать.
Правильным ответом в этом случае будет — внедрять Отчёт о движении денежных средств. Именно он обеспечит собственника нужной информацией и ответит на важные вопросы.
1. Откуда пришли деньги и куда они ушли. Это заложено уже в самом названии отчёта.
2. Актуальный остаток средств на счетах к началу каждого месяца. Собственник будет знать, на какую сумму он точно может рассчитывать и сколько денег ещё потребуется привлечь. Это поможет эффективно управлять краткосрочными обязательствами и не допускать просрочек по платежам.
3. Сколько денег генерирует компания и откуда поступает бóльшая их часть. Например, от оптовых покупателей или розничных, из оффлайн-точек или Интернет-магазина.
4. По какому виду деятельности больше всего списаний: операционному, финансовому или инвестиционному. Эти данные помогут сделать вывод о финансовой устойчивости компании.
5. Как изменится ситуация в будущем. Анализ ОДДС в динамике позволяет прогнозировать будущие денежные потоки, планировать расширение бизнеса и расходы, например, покупку нового оборудования.
Зная ответы на эти вопросы, собственник может управлять бизнесом с опорой на точные данные. Больше не придётся играть в «угадайку» — каждое решение будет подкреплено реальными цифрами.
Из чего состоит ОДДС
Отчёт о движении денег представляет собой таблицу в Excel или в специализированном сервисе финучёта. В ней фиксируются все поступления и списания со счетов компании за определённый период: месяц, квартал, год.


В таблице также можно увидеть сальдо — изменение денег за определённый период. Если сальдо положительное, значит, поступлений было больше, чем списаний. А если отрицательное, то наоборот.
За поступлениями и списаниями в ОДДС также можно следить в разрезе разных видов деятельности, направлений, контрагентов, счетов. Подобная аналитика поможет понять, какие каналы приносят компании больше всего денег, на услуги каких контрагентов уходит больше всего средств и стоит ли что-то в этом менять.
Форма управленческого Отчёта о движении денег не регламентирована: каждая компания может адаптировать её под себя и детализировать настолько, насколько посчитает нужным. Но есть несколько правил настройки этого отчёта, которые будут полезны любой организации. О них мы расскажем ниже.
Как вести ОДДС правильно
Есть несколько правил, которые помогут превратить ОДДС из обычной таблицы в полноценный управленческий отчёт. Они позволят увидеть в ячейках не голые цифры, а структурированные данные, которые можно изучать и анализировать перед принятием важных решений.
От таблицы до эффективного инструмента финансового учёта можно дойти за 6 шагов.
1. Соберите все счета в одном месте. Деньги бизнеса могут храниться в нескольких местах: на расчётных счетах и привязанных к ним картах, на депозите, в электронных кошельках, наличке. Важно учесть их все и свести в одну таблицу, а не создавать под каждый счёт новую.
Так Вы будете видеть, сколько всего денег есть у бизнеса и где они хранятся, по каким счетам и картам проходит больше всего операций, а какие средства не задействованы и просто лежат, вместо того чтобы приносить выгоду.

2. Разделите личные деньги и деньги бизнеса. Это нужно для того, чтобы Отчёт о движении денег был достоверным. Если собственник привык оплачивать небольшие расходы бизнеса личной картой, потому что так удобнее, данные в ДДС будут искажены. Лучше выпустить корпоративную карту, которая будет привязана к счёту компании, и оплачивать все покупки ею. Это поможет разделить личные средства и средства бизнеса и избежать путаницы в отчётах. Если заменить личную карту корпоративной не получится, нужно не забывать учитывать операции по ней в отчёте.
3. Сгруппируйте статьи списаний и поступлений. Чтобы чётко понимать, куда уходят деньги и откуда они приходят, нужно разделить все операции на несколько статей и назначить правила, какая операция к какой статье относится.
Например, расходы на аренду офиса, закупку канцелярии, новых кресел и компьютеров можно объединить в категорию «Офис». В Отчёте о движении денег категория будет называться статьёй списания, а входящие в неё операции — субстатьями.

С таким разделением вместо бесконечного списка операций собственник увидит точную аналитику по каждой статье поступлений и списаний. При этом статей не должно быть много, чтобы в них не запутаться: оптимальное количество — 20–25.
Если в бизнесе несколько направлений, это тоже можно учесть в ОДДС. В таком случае поступления и списания будут группироваться по направлениям: например, Интернет-магазин, оптовые продажи, маркетплейсы. Собственник сможет увидеть, какое из направлений обеспечило ему больше всего поступлений за период.

4. Разделите денежный поток по видам деятельности. Это покажет, правильно ли Вы распоряжаетесь деньгами.
У каждой компании есть три вида деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. Соответственно, и потоков тоже будет три:
- Операционный поток покажет операции, связанные с основной деятельностью компании. Например, закуп товаров, аренда склада и офиса.
- Финансовый поток — операции по кредитам и займам, вывод дивидендов.
- Инвестиционный поток — операции, связанные с обслуживанием основных средств предприятия. Например, разработка нового сайта или логотипа.

Когда собственник видит, по какому потоку больше всего списаний, он точно знает, на какие цели уходят средства бизнеса, и может лучше их контролировать. А ещё может проанализировать финансовую устойчивость компании: если операционный поток держится в минусе, а финансовый — в плюсе, это говорит о том, что закредитованность компании растёт.
5. Убедитесь, что деньги в отчёте и на счетах сходятся. Прежде чем приступать к анализу данных, нужно убедиться, что они соответствуют действительности. Для этого остаток средств в ДДС нужно сравнить с остатком на расчётных счетах компании. Если они сходятся — всё отлично. Если нет, значит, в отчёт забыли внести какие-то операции.
6. Обновляйте данные регулярно. Чем чаще Вы обновляете Отчёт о движении денег, тем ниже вероятность забыть внести в него данные или пропустить ошибочное списание. Если у Вас ограниченное число операций в день, это можно делать вручную. Но если бизнес большой и операций много, лучше автоматизировать этот процесс с помощью сервисов для финансового учёта.
Составление отчёта ДДС может показаться долгой и рутинной работой. Не будем скрывать, это действительно так. Но собственнику не обязательно выполнять её самостоятельно: настройку отчёта можно доверить внешним специалистам, которые после передадут готовый инструмент в ведение одного из сотрудников компании.
Где этот отчёт пригодится
Выше мы говорили о том, какую пользу ОДДС создаёт внутри компании. Сейчас обсудим, как он может пригодится в коммуникации с третьими лицами: банками, инвесторами, партнёрами.
Банки.Когда бизнесу срочно нужны деньги, можно обратиться в банк за кредитом. И первым, что у Вас там попросят, будет Отчёт о движении денежных средств. Он нужен, чтобы банк мог убедиться, что у бизнеса есть источники регулярных поступлений, и он сможет платить без просрочек.
Инвесторы.Завоевать инвестора одними словами не получится — они предпочитают цифры и отчёты. Опытный инвестор обязательно захочет ознакомиться с Вашим ОДДС, чтобы узнать, откуда в компанию приходят деньги.
Партнёры.Если бизнесу требуются дополнительные вложения, собственник может задуматься о поиске партнёра. Убедить другого предпринимателя вложить свои деньги в чужой бизнес — задача не из лёгких. Но и здесь компанию может выручить ОДДС.
Как правильно смотреть на отчёт и подмечать в нём не меньше опытного инвестора, расскажем ниже.
Пример анализа ОДДС
За денежными потоками нужно следить в динамике. Поэтому, прежде чем приступить к их анализу, нужно дать отчёту наполниться информацией хотя бы за несколько месяцев, либо загрузить в Финтабло данные предыдущих месяцев (если такие есть).
Вернёмся к Михаилу. После происшествия с нулём на счетах, он внедрил в компании Отчёт о движении денег и теперь может следить за всеми операциями. Воспользуемся его отчётом и проанализируем денежные потоки компании по операционному виду деятельности. Это делают, чтобы улучшить процессы производства и продаж.
Начнём с поступлений. Оценим данные за 3 месяца:

Из отчёта видно, что в апреле сумма поступлений сильно сократилась, а в мае стала ещё меньше. Нужно выяснить, какими обстоятельствами вызвано это снижение. Для этого обратимся к конкретным статьям поступлений:

Становится очевидным, что в апреле значительно сократились поступления от онлайн-продаж и от продаж на маркетплейсах. А в мае маркетплейсы не принесли совсем ничего. Чтобы разобраться в причинах, нужно обратиться в отдел продаж. А для спасения ситуации — разработать план по увеличению поступлений в следующем месяце.
Теперь перейдём к списаниям:

В апреле сумма списаний превысила сумму поступлений. Проанализируем статьи списаний за этот месяц, чтобы понять, на что ушли деньги:

Теперь мы знаем, что в апреле на зарплаты ушло почти в 1,5 раза больше, чем в марте. Узнать, в чём тут дело, можно в бухгалтерии. А чтобы таких неожиданностей больше не случалось — определить лимит по каждой статье списаний.
Подобным образом можно проанализировать денежные потоки и по другим видам деятельности. Это поможет понять, исправно ли работает бизнес, где нужно усилить контроль или дать больше ресурса.
Коротко
- Отчёт о движении денежных средств — это инструмент контроля за финансами бизнеса. Он подскажет, откуда деньги пришли и куда ушли со счетов компании.
- На старте бизнеса можно обойтись одним отчётом ДДС. Но чтобы узнать прибыль компании и другие важные показатели, потребуются все остальные отчёты (ОПиУ, Баланс).
- ОДДС ответит на основные вопросы собственника: сколько денег генерирует компания, какой остаток средств по счетам, по какому направлению бизнеса больше всего поступлений.
- Форма управленческого Отчёта о движении денег не регламентирована — каждая компания может адаптировать его под свои нужды.
- Этот отчёт может потребоваться не только собственнику компании, но также банкам, потенциальным партнёрам и инвесторам.


