0

Как использовать XYZ-анализ для учёта товара на складе

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Особенности XYZ-анализаАнализ результатов XYZ-анализаТонкости XYZ-анализаКакому бизнесу необходим XYZ-анализВывод

Опубликовано: 30.11.2023

Знаете ли Вы, какие товары более востребованы среди ваших покупателей? А сколько товара надо закупать, чтобы максимально рентабельно использовать склад? Чтобы грамотно оценить необходимое количество того или иного товара, можно использовать XYZ-анализ. Рассказываем в этой статье, как его использовать.

Особенности XYZ-анализа

XYZ-анализ помогает оценить, насколько популярны определённые товары или услуги. Вы сможете увидеть, является ли спрос на Ваше предложение устойчивым или нет. Чтобы провести такой анализ, нужна статистика по продажам на несколько месяцев.

Для примера можно взять выдуманный магазин канцтоваров. Таблица с первоначальными данными будет иметь такой вид:

Исходные данные для анализа

Вам необходимо посчитать, как меняется объём продаж по каждому товару от месяца к месяцу. Сделать это можно с помощью простой формулы в Google Таблицах:

Коэффициент вариации = СТАНДАРТОТКЛОНП ()/СРЗНАЧ()

Товары с коэффициентом 0–10% попадают в группу X, 10–25% — в группу Y, более 25% — в группу Z.

Проставить значения разом можно по формуле:

 =ЕСЛИ (N2<=10;»X»; ЕСЛИ (N2<=25;»Y»; ЕСЛИ (N2>=25;»Z»))) 

N — это номер ячейки, в которой прописан коэффициент вариации. Потом протягиваем до конца таблицы — и получаем распределение по группам.

В итоге у нас получилась такая таблица:

Разделение товаров после XYZ-анализа

Анализ результатов XYZ-анализа

Когда Вы отсортируете все товары, то увидите, какие из них пользуются стабильным спросом, какие иногда востребованы, а какие совсем не популярны среди ваших клиентов. Благодаря этой информации, Вы можете принимать решение о дальнейших поставках:

  • X-группа — товары, ради которых к Вам идут покупатели. Они всегда должны быть в наличии.
  • Y-группа — менее популярные товары. Вы можете закупать их в меньшем количестве, чем товары-локомотивы.
  • Z-группа — самое слабое звено. Вы можете отказаться от этих товаров вообще или продавать их только по предзаказу.

Тонкости XYZ-анализа

В XYZ-анализе есть один важный нюанс, который необходимо учитывать. Коэффициент вариации сильно зависит от сезона продаж. В нашем примере с канцелярскими товарами спрос падает в начале лета. Поэтому если мы уберём данные по июню, то получим другие результаты:

Результат XYZ-анализа без учёта сезонного падения спроса

Учитывайте фактор сезонности при XYZ-анализе и анализируйте высокий и низкий сезон отдельно. Например, сезонные товары с высоким спросом в определённые периоды времени могут быть классифицированы как «X» или «Y», в то время как несезонные товары могут быть классифицированы как «Z».

Какому бизнесу необходим XYZ-анализ?

XYZ-анализ особенно полезен для типов бизнеса, которые имеют сложную структуру ассортимента товаров и хотят управлять запасами более эффективно. Вот несколько примеров:

  1. Розничная торговля. XYZ-анализ поможет управлять запасами различных товарных категорий. Например, супермаркеты могут использовать XYZ-анализ, чтобы определить, какие товары приносят наибольшую прибыль.
  2. Оптовая торговля. Бизнесы, занимающиеся оптовой торговлей, часто имеют широкий ассортимент товаров. XYZ-анализ поможет определить, какие товары требуют наибольшего внимания при управлении запасами. 
  3. Производственные предприятия. XYZ-анализом поможет расставить приоритеты при управлении запасами сырья и компонентов. 
  4. Интернет-магазины. XYZ-анализ поможет определить, какие товары являются наиболее популярными и в каком сезоне, это позволит управлять процессом закупок. 

Вывод

XYZ-анализ — простой и быстрый способ проанализировать спрос на ваши товары и закупать только те из них, спрос на которые стабильно высокий. Этот метод помогает оптимизировать расходы и прогнозировать закупки. Подробно об этом мы рассказали в статье «Кейс: комплексный анализ своих товаров на Ozon помог увеличить выручку на 262%».

#Финансовый учет

Читайте также

0

Кейс: как финансовый анализ помог закрыть убыточный отдел и сократить расходы компании на 500 000 рублей

Компания «Стройтех» занимается арендой крупного оборудования — проектирует его, обслуживает, продаёт расходники и доставляет. ...

15 февраля 2024

0

Кейс: как новая финмодель и сокращение цикла сделки помогли повысить доходность бизнеса в 30 раз

Крупный производитель химических продуктов вложил в бизнес десятки миллионов рублей, но получал лишь 2% годовых и постоянно ...

1 декабря 2023

0

ТОП-4 ошибок при сдаче декларации УСН

Предприниматели на упрощенке не отчитываются по налогу на прибыль или НДС, но информацию о своих доходах и расходах они отражают ...

5 мая 2021

0

Налоги по-новому: чего ждать IT-компаниям в 2021 году?

Текущий год ознаменовался огромным количеством изменений в области налогообложения, и множество из них коснулось IT-компаний. ...

24 марта 2021