Российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности

Переходите на российские сертификаты безопасности для стабильного доступа к сайтам и сервисам ВТБ

Подробнее

0

Как использовать XYZ-анализ для учёта товара на складе

user-pic
Ближе к Делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Особенности XYZ-анализаАнализ результатов XYZ-анализаТонкости XYZ-анализаКакому бизнесу необходим XYZ-анализВывод

Опубликовано: 30.11.2023

Знаете ли Вы, какие товары более востребованы среди ваших покупателей? А сколько товара надо закупать, чтобы максимально рентабельно использовать склад? Чтобы грамотно оценить необходимое количество того или иного товара, можно использовать XYZ-анализ. Рассказываем в этой статье, как его использовать.

Особенности XYZ-анализа

XYZ-анализ помогает оценить, насколько популярны определённые товары или услуги. Вы сможете увидеть, является ли спрос на Ваше предложение устойчивым или нет. Чтобы провести такой анализ, нужна статистика по продажам на несколько месяцев.

Для примера можно взять выдуманный магазин канцтоваров. Таблица с первоначальными данными будет иметь такой вид:

Исходные данные для анализа

Вам необходимо посчитать, как меняется объём продаж по каждому товару от месяца к месяцу. Сделать это можно с помощью простой формулы в Google Таблицах:

Коэффициент вариации = СТАНДАРТОТКЛОНП ()/СРЗНАЧ()

Товары с коэффициентом 0–10% попадают в группу X, 10–25% — в группу Y, более 25% — в группу Z.

Проставить значения разом можно по формуле:

 =ЕСЛИ (N2<=10;»X»; ЕСЛИ (N2<=25;»Y»; ЕСЛИ (N2>=25;»Z»))) 

N — это номер ячейки, в которой прописан коэффициент вариации. Потом протягиваем до конца таблицы — и получаем распределение по группам.

В итоге у нас получилась такая таблица:

Разделение товаров после XYZ-анализа

Анализ результатов XYZ-анализа

Когда Вы отсортируете все товары, то увидите, какие из них пользуются стабильным спросом, какие иногда востребованы, а какие совсем не популярны среди ваших клиентов. Благодаря этой информации, Вы можете принимать решение о дальнейших поставках:

  • X-группа — товары, ради которых к Вам идут покупатели. Они всегда должны быть в наличии.
  • Y-группа — менее популярные товары. Вы можете закупать их в меньшем количестве, чем товары-локомотивы.
  • Z-группа — самое слабое звено. Вы можете отказаться от этих товаров вообще или продавать их только по предзаказу.

Тонкости XYZ-анализа

В XYZ-анализе есть один важный нюанс, который необходимо учитывать. Коэффициент вариации сильно зависит от сезона продаж. В нашем примере с канцелярскими товарами спрос падает в начале лета. Поэтому если мы уберём данные по июню, то получим другие результаты:

Результат XYZ-анализа без учёта сезонного падения спроса

Учитывайте фактор сезонности при XYZ-анализе и анализируйте высокий и низкий сезон отдельно. Например, сезонные товары с высоким спросом в определённые периоды времени могут быть классифицированы как «X» или «Y», в то время как несезонные товары могут быть классифицированы как «Z».

Какому бизнесу необходим XYZ-анализ?

XYZ-анализ особенно полезен для типов бизнеса, которые имеют сложную структуру ассортимента товаров и хотят управлять запасами более эффективно. Вот несколько примеров:

  1. Розничная торговля. XYZ-анализ поможет управлять запасами различных товарных категорий. Например, супермаркеты могут использовать XYZ-анализ, чтобы определить, какие товары приносят наибольшую прибыль.
  2. Оптовая торговля. Бизнесы, занимающиеся оптовой торговлей, часто имеют широкий ассортимент товаров. XYZ-анализ поможет определить, какие товары требуют наибольшего внимания при управлении запасами. 
  3. Производственные предприятия. XYZ-анализом поможет расставить приоритеты при управлении запасами сырья и компонентов. 
  4. Интернет-магазины. XYZ-анализ поможет определить, какие товары являются наиболее популярными и в каком сезоне, это позволит управлять процессом закупок. 

Вывод

XYZ-анализ — простой и быстрый способ проанализировать спрос на ваши товары и закупать только те из них, спрос на которые стабильно высокий. Этот метод помогает оптимизировать расходы и прогнозировать закупки. Подробно об этом мы рассказали в статье «Кейс: комплексный анализ своих товаров на Ozon помог увеличить выручку на 262%».

Расчетный счет для ИП

Открытие счета для ИП за 20 минут

#Финансовый учет

Читайте также

0

Что такое бизнес-карта и как она помогает бизнесу — 6 неочевидных преимуществ

Бизнес-карта — это банковская карта, которая привязана к специальному карточному счёту организации. С её помощью владелец и ...

19 июня 2023

0

Как правильно рассчитывать себестоимость продукта

Себестоимость — такое привычное слово, но не все предприниматели знают, как правильно посчитать затраты на производство и ...

12 января 2024

0

Расшифровка номера расчетного счета

У каждой организации должен быть открыт расчетный счет в банке – такое требование закона. И по его номеру можно узнать много ...

1 марта 2023

0

Что такое мультибанк для бизнеса?

Сегодня многие предприниматели среднего и малого бизнеса имеют счета в нескольких банках. Причины у всех разные: клиент выбирает ...

28 апреля 2023