Опубликовано: 10.11.2022
В статье рассказывается о комплексном подходе к маркетингу для самозанятых, о том, какие инструменты стоит попробовать в первую очередь, чтобы увеличить количество клиентов и узнаваемость Вашего проекта.
Для чего нужна маркетинговая стратегия
Любой проект, в том числе и проект самозанятого, требует системного подхода, потому что число заказчиков рано или поздно может выгореть, а значит, нужна система, которая создаст их поток. Неважно, какая у Вас ниша: шьете ли Вы одежду или пишете статьи на заказ, нужно рассказывать людям о себе и своем проекте, чтобы привлекать новых клиентов.
Но в первую очередь необходимо выстроить маркетинговую стратегию, чтобы с самого начала самоопределиться, за счет чего Вы развиваетесь, как продаете свои услуги и продвигаетесь. Это позволит структурировать свою деятельность, определить цели и задачи, сроки, а также определить действия и не метаться от одной гипотезы к другой.
Определите интересы целевой аудитории
Во-первых, выберите свой целевой рынок и аудиторию, причем аудиторию разделите на сегменты. У каждого сегмента — свои потребности, проблемы и боли, под которые Вы сможете сделать классное предложение, которое действительно заинтересует. Например, если Вы печете торты, то для кого конкретно: возможно, это ЗОЖ-аудитория — для них важны определенные ингредиенты, если это родительская аудитория — то продукты и «мультяшность», «интересность» исполнения, а для свадебных — WOW-эффект. Или, например, если Вы пишете тексты на заказ, то клиенты могут заказывать литературные тексты, технические, эмоциональные, и вместо того, чтобы распыляться, лучше, конечно, сфокусироваться на чем-то одном, что лучше всего получается.
Не забывайте смотреть на конкурентов, на то, что делают другие самозанятые в Вашей нише и как продвигаются. Все новое — это хорошо забытое старое, и подсмотренные инструменты, действительно эффективные, могут сработать и у Вас. Это не значит, что нужно копировать их действия, это значит — взять самое лучшее и добавить свое.
Определив потребности и запросы отдельных сегментов клиентов, Вы сможете четко определить те инструменты, которые помогут «поймать» Вам эту аудиторию, офферы, на которые аудитория отреагирует.
Обязательно ведите свою клиентскую базу, хотя бы в Excel, чтобы записывать всех потенциальных клиентов, с которыми были касания (по рекламе, в нетворкингах и т. д). Имея базу, Вы можете не только сохранять информацию обо всех своих клиентах, но и напоминать им о повторном заказе Вашей услуги через рассылки или в личном общении.
Каналы для привлечения клиентов
Сейчас существует множество каналов продвижения, и комплексный подход к маркетингу совмещает эти каналы для наиболее эффективного результата. Давайте рассмотрим основные:
1. Сайт или лендинг. Он необходим, чтобы аккумулировать информацию о Вас и вести туда трафик с различных источников онлайн или офлайн. Можно использовать простейшие варианты конструкторов типа Тильды, в которых легко сделать сайт самостоятельно на шаблоне. На сайты удобно вести трафик контекстной рекламы, например «Яндекс. Директ».
2. Соцсети. У самозанятых часто это основной канал привлечения клиентов, и у тех, кто только начинает свою «самозанятую» деятельность иногда бывают завышенные ожидания от соцсетей из серии «сделал аккаунт и сразу должны пойти заказы». Но на самом деле эти ожидания расходятся с реальностью, так как в соцсети необходимо вкладывать значительные ресурсы: время, энергию и деньги. И не всегда отдача быстрая, иногда требуется несколько месяцев, чтобы аккаунты «раскрутились».
Большой плюс соцсетей — простор для рекламной деятельности: самозанятые могут проводить прямые эфиры и трансляции, устраивать активности с прогревами, тестировать акции и получать сразу же обратную связь.
3. Обязательно уделите внимание отзывам и сделайте это каналом привлечения клиентов. Сарафанное радио — один из лучших и иногда самых бюджетных способов продвижения. Для этого нужно создать систему сбора отзывов (активно просить клиентов их оставить). В некоторых проектах хорошо работает система «Оставьте отзыв — получите бонус». Публикуйте позитивные отзывы в своих ресурсах, отслеживайте, что пишут о Вас на сайтах-отзовиках (типа Flamp, Яндекс Карты и т. д.). На негативные отзывы отвечайте и старайтесь улучшить свой сервис.
4. Сейчас хорошо для продвижения работают сайты объявлений “Авито” и “Юла”. Например, психологи часто там выкладывают объявления о свои услугах, и очень хорошо отзываются об эффективности.
5. Не стоит забывать о классических простых методах, типа визиток и листовок. Главное, раздавать их в нужном месте и в нужное время. Например, на нетворкингах хорошо заходит формат “рассказ о себе + полезный флаер (где размещена полезная информация и есть гарантия, что человек его не выбросит) + мотиватор на покупку”. Конечно, не надо бездумно раскидывать свои флаеры по почтовым ящикам или складывать их за дворники машин. Хотя, например, объявление об услугах няни очень хорошо сработало на лифтовой доске в новостройке, потому что совпали потребности аудитории и предложение от няни.
6. Отлично работают коллаборации, совместные акции. Так, например, два самозанятых — нутрициолог и специалист по фитнесу, объединились и не только рекламировали друг друга в своих ресурсах, но и сделали совместный продукт — консультации для тех, кто хочет привести свое тело в порядок. Поэтому ищете партнеров, с которыми совпадает целевая аудитория, и можете смело «партнериться».
7. Развивайте свой личный бренд, свой публичный образ. Это касается не только образа в социальных сетях, но и опять же самопрезентаций на различных нетворкингах, визиты как эксперта в своем деле на радио и ТВ, публикаций в профильных изданиях и порталах. Личный бренд в первую очередь влияет на узнаваемость. И очень часто помогает, если человек меняет сферу деятельности, — имя все равно остается за человеком.
И, конечно, очень важно анализировать эффективность каждого канала, сколько в реальности пришло клиентов, что сработало, а что нет. Это позволит в дальнейшем выбирать эффективные рекламные инструменты. И, главное, — чтобы все эти инструменты работали, важен системный и структурный подход.
Для того, чтобы обеспечить постоянный поток клиентов на Ваш проект, необходимо выстроить систему, которая будет привлекать к Вам новых клиентов регулярно. Применяя комплексный подход и анализируя каждый канал привлечения, Вы сформируете эффективную систему.