Опубликовано: 29.04.2022
В данной статье мы рассмотрим, что такое маркетинговая стратегия, какие цели она преследует и как разрабатывается. Также мы рассмотрим наиболее актуальные маркетинговые каналы на апрель-май 2022 года.
Для начала определимся, что мы понимаем под маркетинговой стратегией. Данный термин очень часто путают с медиапланом, а потому следует внести ясность. Маркетинговая стратегия – это курс, общий вектор развития компании, ведущий к достижению долгосрочных коммерческих и позиционных целей.
Не следует думать, что стратегия – это пустая трата ресурсов. Маркетинговая стратегия – это важный элемент начального этапа работы компании. Без него бизнес будет хаотичен и непредсказуем: цели могут меняться, планы тоже, а в итоге высока вероятность остаться у разбитого корыта. Стратегия же позволит сформировать сверхцель и определить примерный путь к ней. Благодаря этому люди начинают объективно оценивать обстановку и разумно выстраивать планы привлечения клиентов. По сути, это гайд для начинающих – опираясь на него, можно избежать многих ошибок, совершаемых новичками.
Цели маркетинговой стратегии обычно заключаются в следующем:
- Рост присутствия бренда на рынке. Говоря простыми словами – расширение рынков сбыта. Чем большее количество площадок продают ваш товар – тем лучше. Стратегия здесь нужна для того, чтобы понять, на каких рынках стоит сконцентрироваться, а какие стоит игнорировать или оставить на будущее.
- Увеличение продаж и прибыли компании. Базовая цель любой компании. Стратегия здесь нужна для анализа обстановки на рынке и проработки возможностей и рисков: к примеру, имеется ли спрос на продукцию, какое качество у уже имеющихся на рынке товаров, имеются ли у них отличительные особенности и т.д. В дальнейшем найденные точки роста предполагают создание медиаплана – четкого расписания мероприятий, нацеленного на достижение целей стратегии.
- Позиционирование и рост узнаваемости бренда. Стратегия здесь необходима для определения каналов продвижения и бюджета, заложенного на эту цель.
Конечно, у компании могут быть свои цели – это зависит от специфики бизнеса и производимого товара.
Этапы разработки маркетинговой стратегии
Сразу оговорюсь – единого шаблона и ГОСТа для маркетинговых стратегий не существует. Каждая компания создает этот документ с собственной структурой, оформлением и содержанием, ориентируясь на имеющиеся цели и задачи. Мы в Dial прорабатываем стратегию по следующему плану:
- Анализ рынка. Основа любой маркетинговой стратегии. В этот этап входит оценка объема рынка, поиск и сегментация целевой аудитории, анализ своего продукта, его сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам. Анализ осуществляется по модели SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats – Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности, Угрозы).
- Проработка целей и позиционирования. На этом этапе определяются цели, к которым должна вести создаваемая стратегия. Цель должна быть достижима, измерима и ясна. Также на этом этапе осуществляется позиционирование – обдумываются миссии и цели бизнеса. Четко сформированные цели и ценности позволяют отстроиться от конкурентов и повысить лояльность потребителей. Также на этом этапе мы прорабатываем «голос» компании – создаем личный уникальный стиль и УТП.
- Создание комплекса маркетинговых мероприятий. Здесь составляется медиаплан и выбираются подходящие каналы продвижения. С учетом нынешней ситуации число этих каналов сократились, а потому мы постоянно отслеживаем развитие новых.
Основные каналы продвижения в 2022 году
Поскольку каналы продвижения на российском рынке проходят стадию изменений, мы решили поделиться основными рабочими вариантами на апрель 2022 года. В дальнейшем ситуация может измениться, а потому следите за обновлениями.
- Активные продажи оффлайн. Да, начинаем с классики – когда менеджер обзванивает базу, выявляет боли и потребности и предлагает решение. К этому же способу следует отнести различные выставки, бизнес-ланчи и другие мероприятия – они все еще являются достаточно хорошим способом для продвижения.
- Контекстная реклама в Яндекс.Директ. Единственный оставшийся на сегодня вариант «контекста», а потому его нельзя не упомянуть. Контекстная реклама сама по себе достаточно хороший способ продвижения – ваше объявление показывается человеку, который набрал релевантный поисковый запрос. Он явно заинтересован в товаре и потому шанс получить лид выше. Важно только правильно настроить рекламную кампанию.
- SEO-продвижение сайта. Отличный вариант для работы на перспективу. Необходим сайт, его оптимизация и контент – тогда поисковые сети будут поднимать его в выдаче и приводить новых клиентов.
- Яндекс.Бизнес. Платформу для запуска рекламных кампаний на сервисах Яндекса. Пока еще решение сыровато, однако сейчас его можно использовать как вспомогательный канал. Кроме того, сервис предлагает ограниченный функционал CRM-системы.
- Партнерские сети. Метод, когда веб-мастера «льют» трафик на определенный сайт или страницу и получают с этого небольшой процент с продаж. Качество трафика будет зависеть от мастера, однако при найме хорошего специалиста охват может быть очень хорошим.
- Таргетированная реклама. Данный вид рекламы, несмотря на ограничения, все равно остается одним из наиболее популярных. Концентрироваться стоит, в основном, на ВК – настройки там достаточно простые, а аудитория достаточно широкая. В случае, если ваша аудитория сосредоточена в других соцсетях, следует воспользоваться приложением MyTarget.
- Email-маркетинг. Весьма недооцененный канал продвижения, который прекрасно справляется с задачами увеличения повторных продаж и повышения уровня лояльности к бренду. Единственный минус – не подходит для холодной аудитории.
- Telegram. Один из самых популярных мессенджеров последних лет. Присутствует огромная платежеспособная аудитория, отсутствует навязчивая реклама, отличное мобильное приложение. Методов продвижения много – это и стикеры, и блогеры, и каталог по интересам, и возможность предоставлять важную услугу через бота. Иными словами, площадка дает простор для воображения.
- Рассылка в WhatsApp и другие мессенджеры. По механике этот метод схож с email-маркетингом – владелец бизнеса также рассылает сообщения пользователям. Разница заключается в канале: если почта и звонки уже закрепились в сознании пользователей, как суровые и официальные средства связи, то мессенджеры воспринимаются более тепло и спокойно. При правильно построенной тактике общения с клиентом можно наладить вполне дружеский контакт.
- Маркетплейсы. Так называются онлайн-витрины, на которых продавцы выставляют свои товары. По сути – этакий «поисковик» от мира услуг, а потому методы для продвижения там похожи на SEO. Помимо качественного продукта важна оптимизация маркета, информативные фото и видео и т.д. Однако это все окупается огромным трафиком и большим количеством лидов.
Конечно, существуют и другие каналы продвижения, однако их эффективность более вариативна и во многом зависит от специалиста по продвижению.
Итог
Теперь вы знаете, для чего компании нужна маркетинговая стратегия и как она разрабатывается. При этом важно помнить, что в первую очередь стратегия нужна тогда, когда есть качественный продукт. Поэтому концентрируйтесь на продукте – а маркетинг всегда можно доверить профессионалам.
Хотите получить шаблон маркетинговой стратегии, чтобы лучше разобраться в теме? Отправьте сообщение с темой «стратегия» на нашу почту manager@dialweb.ru, и мы пришлем вам бесплатный шаблон. Там же мы ответим на вопросы и дадим рекомендации.