Опубликовано: 29.11.2023
Финансовый анализ помогает предпринимателям определять, насколько эффективно ведётся бизнес, что можно сделать для его улучшения и какие проблемы стоит решить. Данные для финансового анализа берутся из финансовой отчётности. Она может отличаться в зависимости от бизнеса. Как проводить финансовый анализ и какую информацию нужно рассчитывать — разобрали с Ириной Шалимовой, финансовым директором «Нескучных финансов».
Что такое финансовый анализ
Финансовый анализ — это изучение результатов финансовой деятельности предприятия. Он помогает владельцам компании закрыть несколько важных задач:
- изучить в каком состоянии бизнес находится сейчас и как его можно улучшить;
- оценить ключевые показатели компании и принимать эффективные управленческие решения;
- увидеть риски банкротства и более эффективного использовать ресурсы;
- оценить инвестиций и выявить наиболее выгодные проекты;
- привлечь кредиты и заёмное финансирование.
Поэтому финансовый анализ стоит внедрять в каждый бизнес и проводить регулярно.
В процессе финансового анализа Вы не просто смотрите на готовые показатели из отчётности, но используете их для того, чтобы рассчитывать специальные коэффициенты. Они отражают устойчивость бизнеса, его финансовое положение и то, насколько эффективно используются денежные средства и другие доступные ресурсы. То есть Вы составляете общую картину текущего состояния своего бизнеса.
Представим, что Вам заплатил 200 000 рублей за оборудование, которое Вы ещё не поставили. При этом деньги уже поступили на Ваш счёт. Для налоговой важно просто увидеть, что операция правильно отражена в отчётности. Но финансовый учёт говорит Вам — эти деньги ещё нужно потратить на сбор и отправку оборудования. Поэтому сейчас тратить их на расходы не стоит.
Как финансовый учёт помогает компаниям планировать деятельность и получать прибыль — узнайте в нашем интервью с экспертом.
Откуда брать данные для финансового анализа
Всю необходимую информацию Вы сможете взять из трёх основных видов отчётности.
Баланс. Он отражает совокупную стоимость всех активов и пассивов компании за конкретные периоды времени. Прежде всего Вам стоит обращать внимание на то, чтобы соблюдался управленческий баланс — активы были равны пассивам. Если они не сходятся, то в ходе финансового учёта была допущена ошибка. Какие-то данные потеряли или забыли внести. Из-за этого владелец компании может неправильно оценить ситуацию и принять неэффективные управленческие решения. А они затормозят развитие бизнеса.
Отчёт о финансовых результатах или отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). Он показывает эффективность бизнеса. Здесь можно найти информацию обо всех доходах, которые получила компания в прошлом. Важными показателями из отчёта о финансовых результатах являются — выручка, чистая прибыль и расходы. Их Вам также стоит использовать, чтобы получить коэффициенты и оценить бизнес.
Отчёт о движении денежных средств (ДДС). Он показывает, откуда и в каком объёме поступили денежные средства, на что они были потрачены. Также, в какой конкретно момент деньги просто были учтены, а в какой реально поступили к Вам на счёт как выручка.
Горизонтальный и вертикальный анализ
Это два основных подхода к анализу финансовой отчётности компании. Чтобы правильно понять текущее состояние бизнеса, их стоит использовать одновременно.
Горизонтальный анализ. Он позволяет сравнивать два отдельных периода, например, текущий год и прошлый год или текущий месяц и прошлый месяц. То есть, Вы берёте определённые финансовые показатели и смотрите, как менялось их значение в течение конкретного отрезка времени. Одно из прошлых значений Вам нужно использовать как базу сравнения и оценивать, на сколько процентов вырос или упал конкретный показатель.
Например, если выручка у бизнеса стабильно растёт, а прибыли нет — значит, себестоимость и расходы отнимают слишком много средств. А это обычно означает, что компания не справляется с конкурентами, не привлекает новых клиентов или неэффективно использует ресурсы.
Горизонтальный анализ поможет изначально заметить, есть ли у бизнеса какие-то проблемы, чтобы сразу направить финансовый анализ в нужную сторону. Ниже пример построения горизонтального анализа.
Темпы прироста показывают, насколько значение выручки выросло по сравнению с прошлым годом. Эта простая информация поможет Вам понять производительность бизнеса. Видно, что выручка не росла стабильно, но чистая прибыль положительная и продолжает увеличиваться.
Рассмотрим другой пример. В этом же случае выручка растёт из года в год. Но чистая прибыль отрицательная, потому что расходы отнимают всю валовую прибыль. Тут владельцу бизнеса стоит изучить структуру расходов и понять, какие из них забирают все деньги.
Вертикальный анализ. Его проводят, чтобы отследить, каким образом менялась структура финансовых показателей в течение конкретного периода. Например, Вы можете рассчитать долю каждого расхода в общих расходах компании. Если в течение нескольких месяцев доля определённых расходов увеличивается, значит, нужно искать причины роста затрат.
Представим, что компания производит печи и другое оборудование для производства хлебобулочных и кондитерских изделий. Все заказы доставляют с помощью собственных грузовых автомобилей. Затем собственник решил проверить, сколько средств отнимают различные транспортные расходы и как они влияют на прибыль.
Для начала собственник посмотрел динамику изменения отдельных транспортных расходов. Он увидел, что доля затрат на ремонт грузовиков в феврале 2023 года увеличилась в 1.5 раза и составила 30% (по сравнению с 2022 годом). Он задумался о том, что транспорт нужно обновить, ведь снижается эффективность его использования.
Но затем владелец бизнеса решил проверить, какая доля валовой прибыли уходит на транспортные расходы. Для этого он взял все транспортные расходы, разделил их на валовую прибыль и умножил на 100%.
Владелец предприятия увидел — на транспортные расходы приходится 31% валовой прибыли. Тогда он подумал, что лучше будет не просто заменить старые грузовики, а вообще отказаться от собственного транспорта. Решил арендовать грузовики и проверить, как это скажется на расходах. Ведь в таком случае все затраты по ремонту, страховке и запчастям будут равны 0.
Основные показатели финансового анализа
Есть несколько важных коэффициентов, на которые Вам стоит обращать внимание. Они позволят понять, насколько устойчиво финансовое положение бизнеса.
Коэффициент рентабельности собственного капитала. Показывает, насколько эффективно используются средства, которые собственник вложил в бизнес. Хорошей является ситуация, при которой рентабельность собственного капитала увеличивается. Это означает, что бизнес работает эффективно.
Коэффициент часто сравнивают с доходом, который собственник мог бы получить, если бы вложил средства в другие источники. Допустим, банковский депозит принесёт 10% дохода, а рентабельность собственного капитала составляет всего 6%. В этом случае становится понятно — нужно найти способ, чтобы бизнес работал эффективнее.
Коэффициент автономии. Показывает долю собственных средств в источниках финансирования компании. Чем больше коэффициент, тем меньше бизнес полагается на внешние источники финансирования. Оптимальным считается значение показателя между 0.5 и 0.7.
Если коэффициент равен 0.7 — значит 70% активов компания сформировала на свои средства. Когда коэффициент опускается ниже 0.5 — значит, в основном компания живёт за счёт заёмных средств, таких как кредиты и авансы от покупателей. В этом случае снижается финансовая стабильность бизнеса и повышается вероятность банкротства. Тогда необходимо пытаться увеличить чистую прибыль и отказаться от дополнительных кредитов.
Коэффициент текущей ликвидности. Показывает способность компании прямо сейчас погасить свои обязательства сроком до одного года. Кредиторы часто смотрят на текущую ликвидность, чтобы понять — стоит выдавать бизнесу средства или нет.
Нормальное значение коэффициента находится между 1.5 и 2. Если коэффициент падает, то повышается риск неплатёжеспособности компании. В этом случае необходимо следить за просроченной дебиторской задолженностью и краткосрочными обязательствами.
Слишком большое значение ликвидности тоже не желательно. В этом случае компания просто не эффективно использует доступные ресурсы и может направлять на развитие больше денег.
Коэффициент быстрой ликвидности. Показывает возможность бизнеса погасить краткосрочные обязательства только с помощью высоколиквидных активов. Это значит, что все кредиты со сроком до одного года удастся погасить с помощью наличных денег и средств, которые Вам должны клиенты или партнёры. Оптимальное значение коэффициента: 0.2 или больше.
Быстрая ликвидность тоже отражает платежеспособность компании. Если коэффициент опустился ниже единицы, значит, ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства. Это плохой сигнал как для потенциальных кредиторов, так и для владельцев бизнеса.
Рентабельность продаж. Показывает долю прибыли от продаж в общем объёме выручки. Чтобы получить прибыль от продаж, нужно из выручки вычесть себестоимость продаж. Прибыль от продаж указывается в отчёте о финансовых результатах.
Когда рентабельность продаж растёт, то либо увеличивается выручка компании, либо снижается себестоимость продаж. При этом не всегда низкая рентабельность говорит о том, что бизнес не развивается. В зависимости от отрасли нормой считаются разные значения коэффициента.
Например, у автомобильных компаний высокие производственные затраты, поэтому рентабельность продаж может быть низкой. А у компаний из сферы услуг практически нет производственных затрат, поэтому рентабельность будет высокой. То есть Вам стоит обращать внимание на отрасль бизнеса.
Рентабельность чистой прибыли. Показывает долю чистой прибыли в выручке компании. Чем выше рентабельность чистой прибыли, тем лучше у Вашего бизнеса идут дела. Когда у компании нет прибыль, коэффициент не рассчитывается и равен 0. Если значение рентабельности снижается в динамике — это подсказывает Вам, что нужно проверить, какие расходы съедают доход.
Хорошей считается ситуация, когда рентабельность демонстрирует положительный тренд на протяжении нескольких отчётных периодов. В этом случае любое заинтересованное лицо видит, что бизнес стабильно развивается.
Инструменты для финансового анализа
Финансовый анализ не обязательно проводить самостоятельно. Вы можете использовать для этого удобные онлайн-сервисы. Например, в ВТБ есть специальный сервис для предпринимателей «Бухгалтерия на аутсорсе для ИП и ООО».
В целом, каждая программа для финансового анализа работает по одному принципу и проводит его в три основных этапа.
- Сначала Вы вводите данные из финансовой отчётности. Сделать это можно как вручную, так и загрузить готовый файл.
- Программа анализирует отчётность, рассчитывает коэффициенты и формирует таблицы с выводами.
- После этого финансовый анализ можно скачать и хранить его в электронном виде или распечатать.