Опубликовано: 29.12.2020
Владелец любого бизнеса знает: без четкого планирования, постановки целей, распределения ответственности компания не сможет нормально развиваться и уж тем более никогда не достигнет успеха и лидерства на рынке. Особенно важно уделять пристальное внимание планированию сейчас, когда мы все вынуждены жить и работать в ситуации полной неопределенности и непредсказуемости.
Именно детальный план и ясные цели станут спасательным кругом для бизнеса и помогут эффективно реагировать на любые вызовы рынка. Разрабатывать конкретные краткосрочные программы действий (например, на 100 дней) и долгосрочные планы на 1-3 года лучше всего на сессии стратегического планирования. Поговорим о том, как максимально эффективно провести работу над стратегией компании.
Не скупитесь на организацию сессии
Сессия стратегического планирования – это наиболее удобная форма совместной работы над планом развития компании. Она позволяет наметить цели и определить перспективы развития бизнеса, выстроить план достижения намеченных целей и прописать, какие ресурсы для этого потребуются.
В сессии принимают участие собственник компании, руководители и лидеры мнений, например, ключевые специалисты предприятия. Этот процесс, как правило, длится два дня, и лучше всего заниматься планированием не в офисе, а, например, за городом – на базе отдыха, в пансионате. Не стоит воспринимать это как модную причуду или попытку отдохнуть за корпоративный счет. Дело в том, что офис накладывает на сотрудников психологические ограничения и шаблоны, а для построения стратегии нужно максимально отвлечься от текучки, посмотреть со стороны на все бизнес-процессы, пообщаться между собой неформально, потратить достаточно времени на дискуссии и мозговые штурмы.
Сессию стратегического планирования можно проводить своими силами, но лучше найти возможность пригласить на нее внешних экспертов. Их свежий профессиональный взгляд и большой опыт помогут сориентироваться в определении путей и методов планирования. Они помогут направить дискуссию в команде в конструктивное русло, предложат эффективные методы и инструменты проведения командной работы, вычленят самые удачные решения, предложенные участниками, помогут при необходимости вывести из ступора и разрешить конфликты.
Найдите амбициозную цель
Когда я работаю над стратегией для своих клиентов, я использую концепцию БИХАГ («большая амбициозная дерзкая волосатая цель»), которую предложил Джим Коллинз в книге «Построенные навечно». Что это такое? Это цель в бизнесе, которая вас заводит и вдохновляет, причем ее практически невозможно достичь, если на протяжении всего пути к ней не выходить за пределы зоны комфорта. Даже для того, чтобы ее поставить, нужно сломать рамки шаблонного мышления! Например, вы руководите компанией, которая работает в рамках одного региона. Вы можете поставить себе цель в ближайшие 1-3 года выйти в соседний регион – это вполне достижимая цель, которую вы реализуете, но не дадите компании толчок для действительно активного развития. А если вы поставите цель в обозримом будущем превратить свою региональную компанию в федеральную с филиалами в нескольких регионах, вы сможете рано или поздно совершить прорыв, потому что будете строить работу, ориентируясь на совершенно другой масштаб.
Стратегическая сессия позволяет руководителю компании не только донести эту большую цель до команды, но и прописать, какие действия приведут компанию к ее достижению. И при разложении на отдельные этапы и шаги эта большая амбициозная цель, кажущаяся на первый взгляд безумной, неожиданно начинает выглядеть сложной, но все-таки достижимой.
Сделайте так, чтобы компания в нее поверила
Перед любой стратегической сессией я собираю данные от собственника – его видение будущего компании, а также от сотрудников – их представления о развитии организации. Как правило, планы собственника в разы амбициознее, чем картина мира, представленная командой: сотрудники всегда видят массу ограничений в достижении любой цели. Но в ходе сессии, когда мы расписываем пошаговый план ее достижения (конкретные действия, ресурсы, людей, которые за них отвечают), сотрудники начинают видеть, что ожидания собственника реально воплотить в жизнь.
Например, на одной такой сессии ожидания по росту прибыли компании у собственника и его команды отличались почти вдвое: условно, собственник написал «1 миллион», а сотрудники – «600 тысяч». Мы начали генерить план действий для достижения цели собственника: рассмотрели новые рынки сбыта, на которые может выйти компания, новые виды продукции, о которой раньше никто не задумывался. Естественно, это были не пустые мечты, а именно планы, в которых указывалось, кто чем будет заниматься, в какие сроки и с каким результатом. В итоге, все так увлеклись, что нашли даже не недостающие 400 тысяч, а целых 600, превысив ожидания собственника. Собственник был очень доволен результатами сессии.
Очень важно обеспечить полную вовлеченность всей команды в процессы планирования, потому что в таком случае сотрудники принимают ответственность за результат достижения целей. Команда воспринимает выработанный в ходе сессии стратегического планирования план действий не как «спущенный сверху», а как выработанный своими силами.
Пропишите все до мелочей
Вот что вы должны получить по итогам сессии стратегического планирования:
- оценку текущего положения и перспектив развития компании в разрезе каждого подразделения;
- прописанную на долгосрочную перспективу миссию компании;
- сформулированную БИХАГ, которую декомпозировали на взаимосвязанные цели;
- конкретные цели в виде обоснованных задач в разрезе подразделений;
- список необходимых ресурсов для реализации плана – материальных, финансовых, человеческих;
- эффективную систему контроля и координации намеченных планов;
- точки роста бизнеса и механизмы стратегического управления процессами;
- зафиксированную и согласованную генеральную цель;
- список альтернативных вариантов работы для достижения цели;
- детальный план увеличения выручки с декомпозицией по департаментам, срокам и ответственным лицам, с конкретными цифрами и показателями.
Работайте над реализацией планов
Помните, что итоги сессии стратегического планирования – это не виш-лист подарков и не новогоднее желание, которое записывают на бумажке и сжигают под бой курантов, а план действий, по которому компании предстоит работать. Часто бывает так, что после сессии стратегического планирования, на которую потратили время и деньги, составленный план убирается в стол и о нем забывают до следующего декабря.
Естественно, ни о какой эффективности этого инструмента в таком случае говорить не приходится. Поэтому очень важно, чтобы итоги вашей работы стали для компании «дорожной картой» – регулярно сверяйтесь с планом, проводите контрольные встречи каждый квартал, вносите корректировки, если меняются внешние факторы, и продолжайте двигаться к поставленной цели.
Резюмируем: как сделать так, чтобы сессия стратегического планирования стала не пустой тратой времени, а «взлетной полосой» для вашего бизнеса? Поставьте перед собой амбициозную цель, совместно с коллегами найдите пути ее достижения и четко придерживайтесь сформированного плана.
С наступающим!