Опубликовано: 5.04.2022
В статье описаны основные принципы кризисных коммуникаций, которые помогут взаимодействовать с командой при тревожных ситуациях и удержать командный дух.
Движущая сила мотивации
Ф. Герцберг, психолог, определял два типа факторов, влияющих на мотивацию сотрудников: это мотивационные факторы и гигиенические факторы.
Мотивационные факторы — те, что побуждают сотрудника работать с максимальной отдачей: карьерный рост, увеличение дохода, интересные задачи. Именно на эти факторы напирают спикеры-руководители, стремясь привести свою команду к вершинам или мотивировать отдельного сотрудника: «Наша задача — завоевать такую-то часть рынка», «Выполнишь задачу — получишь повышение», «Справишься с проектом — увеличу зарплату».
Но, как показывает практика, руководителям приходится чаще не мотивировать, а бороться с демотивацией. Причина тому — недостаточное удовлетворение базовых потребностей сотрудника. За это отвечают гигиенические факторы.
Отношения в коллективе, удобное рабочее место и офис, чувство безопасности на работе — без хотя бы одного из факторов, отвечающих за комфорт сотрудника, руководителю будет бессмысленно взывать к высшим целям.
Именно сейчас, в тревожное время, гигиенические факторы труда — то, на что стоит обратить внимание руководителю при мотивации команды.
Принцип человечного подхода
В кризисное время есть риск уйти от подхода H2H, или human to human. Но именно индивидуальный подход сможет мотивировать сотрудников оставаться в строю. Постарайтесь встретиться с каждым участником команды с глазу на глаз, спросите, как сейчас обстоят дела в его семье, есть ли силы трудиться. Эту же задачу можно передать руководителю отдела, если ваша команда многочисленна и встретиться с каждым сотрудником сложно.
Выявите, на ком внешняя ситуация отразилась менее болезненно, — именно эти сотрудники смогут стать локомотивом коллектива и повлиять на остальных.
Правда, этот совет может сработать только в том случае, если вы уже практиковали открытый диалог с сотрудниками и знаете типы их характеров, увлечения, цели и страхи. Если до кризиса вы никак не интересовались жизнью сотрудников вне работы, то оценить реальное положение дел будет крайне сложно. Те, кто не находят себе места из-за стресса, могут бодро отвечать на вопросы в страхе, что руководитель начнет давить. Пожалуй, только в кино утопающие отчаянно машут руками с криками: «Помогите, тону!». В жизни так бывает, что самые оптимистичные с виду сотрудники выгорают больше всего.
Принцип командного подхода
Будьте откровенны: сообщите сотрудникам, как кризис повлиял на вашу сферу, на вашу компанию, предоставьте цифры, данные. Не делайте хорошую мину при плохой игре: так вы только усилите фрустрацию сотрудников.
Привлекайте сотрудников к обсуждению решений, задавайте вопросы, выслушивайте мнения. Это позволит команде чувствовать свою ценность, значимость. Постарайтесь не принимать решений единолично: в этом случае сотрудники почувствуют себя «расходным материалом», который служит только для того, чтобы ваш бизнес не развалился.
В моменты кризиса сотрудников гораздо больше мотивирует возможность быть полезными, поучаствовать в каком-то общем деле. Вовлекайте сотрудников в мастермайнды, давайте возможность проявить себя. Если раньше вы не одобряли креативные идеи и делали акцент на исполнительности, то сейчас попробуйте дать шанс творческим проявлениям сотрудников. Творчество всегда помогало в самые тяжелые времена.
Принцип продолжающейся деятельности*
Работа зачастую остается той сферой, где человек может хоть что-то контролировать, когда вокруг хаос. Составление рабочего плана на день, распределение задач по матрице, конф-колы с коллегами дают ощущение, что в жизни есть стабильность. Сделайте на этом акцент, если вы готовите речь для сотрудников: покажите, какие кризисы вы уже пережили благодаря ежедневным рутинным делам.
Как минимум, если вы пережили начало пандемии, вспомните, как вы каждый день планомерно выполняли определенное количество задач и благодаря этому не развалились. Так вы убедите сотрудников, что сейчас стоит продолжать делать свою работу, и делать хорошо, — тогда и этот кризис будет оставлен позади.
Вывод
Помните, что ответственность на поддержании командного духа лежит именно на вас как на руководителе. Будьте начеку: составляйте план действий и говорите с сотрудниками, устраивайте обсуждения, давайте людям высказаться, поощряйте их исполнительность. Им сейчас крайне необходима ваша поддержка.
*бухгалтерский термин, означающий, что деятельность предприятия не прекратится в обозримом будущем.