Опубликовано: 5.04.2023
Индустрия розничной торговли продуктами питания в России считается одной из самых перспективных и быстрорастущих. Оборот в этом секторе в последние годы динамично растет и в целом имеет положительную динамику.
Перечислим основные факторы успеха такого проекта:
- широкий ассортиментный ряд;
- доступные цены;
- месторасположение торговой точки;
- продуманная маркетинговая и рекламная стратегия.
Многие предприниматели задумываются над вопросом, как открыть магазин продуктов с нуля. Особенность такого бизнеса — это наличие строгих требований со стороны государственных инстанций и продуктов ограниченного срока хранения. Так что перед открытием магазина заранее продумайте все детали.
Выбираем формат
Предположим, что Вы хотите открыть продуктовый магазин. Минимальный бюджет для такого бизнеса — 2 миллиона рублей.
Варианты торговых точек, с которых можно начать вести бизнес:
- Киоск.
- Магазин в нежилом помещении или в жилом доме.
- Небольшое отдельно стоящее здание или павильон.
После того, как Вы выбрали формат точки, нужно определиться с товарным ассортиментом магазина. Среди факторов, которые влияют на выбор ассортимента, — площадь точки, располагаемые средства и Ваши личные предпочтения.
Для магазинчиков у дома лучше выбрать формат стандартного магазина с товарами первой необходимости. Как правило, такие магазины часто имеют большую площадь, поэтому, если начальный бюджет позволяет, можно внедрить системы самообслуживания для клиентов.
В местах, где ежедневно проходит большое число людей, можно торговать одним видом продукции, например, мясо, сыр или сладости. Изюминка такого магазина в том, что доверие к качеству товара в узкопрофильном магазине выше, а покупатель выбирает из широкого ассортимента свежей продукции.
Если Вы решили открыть магазин, не забывайте о таком факторе, как сезонность. Рекомендуем начинать бизнес во время максимального спроса на тот или иной продукт.
Если Ваш бизнес идет хорошо, много довольных клиентов и выручка ежемесячно растет, можно подумать о дополнительных инвестициях в Ваш магазин. Например, инвестировать в кассы самообслуживания или расширение ассортимента.
Составление бизнес-плана продуктового магазина
Даже если Вам не нужен бизнес-план для привлечения инвесторов, важно рассчитать ключевые показатели эффективности Вашего будущего бизнеса. Этот процесс прост и не требует особых навыков.
Пробежимся по каждому шагу составления бизнес-плана:
- Просчет единовременных затрат. К ним относятся: ремонт помещения, покупка оборудования, регистрация предприятия, закупка первой партии продукции и найм персонала.
- Просчет ежемесячных трат. К ним относятся: аренда помещения, реклама, коммунальные платежи, зарплата работникам.
- Просчет планируемого дохода. Здесь нужно учесть: данные по среднему чеку и пропускной способности конкурентов (ежедневное число покупателей).
- Просчет планируемой прибыли. Формула для расчета планируемой прибыли: Доход — Постоянные расходы — Налоги — Непредвиденные траты (ремонт, новая вывеска).
- Просчет срока окупаемости проекта. Допустим, что инвестиции (единовременные затраты) — 900 тыс. руб., а за месяц Вы предположительно заработали 150 тыс. руб. Срок окупаемости рассчитывается как инвестиции минус чистый доход. В нашем случае срок окупаемости равен 6 месяцев.
С помощью таких несложных вычислений можно сразу понять, выгодно ли Вам открывать магазин продуктов. Для поверхностного анализа этих данных хватит, но лучше рассчитать рентабельность проекта, проанализировать конкурентов и составить финансовый план.
Регистрация ООО или ИП
Для магазина продуктов подходят две формы бизнеса — ИП и ООО. Выбор между ними зависит от продукции, которую Вы планируете продавать. Если в Вашем ассортименте будет крепкий алкоголь, выбирайте ООО. Из алкогольной продукции ИП могут продавать только пиво.
Главные отличия ООО и ИП:
Параметр | ИП | ООО |
Количество учредителей | Один | Может быть более одного |
Стартовый капитал | Не нужен | Уставный капитал — 10 000 ₽. |
Отчетность | Минимальная | Налоговый, бухгалтерский учет и сдача по ним отчетности раз в год |
Работники | Может не быть | Минимум один работник — руководитель. +Зарплатная отчетность |
Алкоголь | Только некрепкий алкоголь | Любой ассортимент в рамках законодательства |
Административные штрафы | Минимальные | От 3 до 10 раз больше, чем у ИП |
После того, как Вы выбрали форму бизнеса, необходимо выбрать коды ОКВЭД — основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Так, для торговли продуктами в розницу подойдут коды группы 47.1, для магазина продуктов — 47.11. Полный перечень кодов ОКВЭД можно посмотреть в классификаторе.
Подбор помещения
Успех магазина продуктов зависит от уровня продаж. Поэтому точку лучше располагать рядом с домами или в месте, где ежедневно проходит много людей.
Мы составили список с правилами, который поможет Вам выбрать правильное расположение для своего магазина:
- Проходящие люди должны хорошо видеть Вашу вывеску.
- В вечернее время люди не пойдут в магазин, который находится в более чем 10 минутах ходьбы.
- Желательно, чтобы к магазину можно было подъехать.
- У магазина должен быть отдельный вход для приемки товаров.
- Лучше не открывать магазин рядом с супермаркетом или рынком.
- Для магазина стоит рассмотреть помещение в аренду — так Вы уменьшите срок окупаемости вложений.
Покупка оборудования
Для того, чтобы открыть магазин продуктов, понадобится торговое оборудование. Всю технику можно разделить на три категории:
- Холодильное
- Кассовое
- Стеллажное
Для обслуживания клиентов магазину понадобится техника для кассы:
- Онлайн-касса с программой для автоматизации процессов.
- Сканер штрихкодов.
- Эквайринг.
- Электронные весы.
На первом этапе открытия магазина не стоит гнаться за новым оборудованием. Например, на холодильном и стеллажном оборудовании бывшем в употребление можно сэкономить 30-50% первоначальных расходов.
Поиск поставщиков
Вот два рабочих способов найти поставщиков для магазина продуктов:
- на региональных оптовых базах;
- разместить объявления около конкурентов.
Найти поставщиков не так сложно, они быстро узнают об открытии новой торговой точки в районе и сами предложат сотрудничество. А Вам останется только выбрать лучшие предложения, ориентируясь на ассортимент товаров.
Подбор персонала
Штат магазина состоит из основных и вспомогательных работников.
- К основному персоналу относятся: продавцы, кассиры, администраторы.
- К вспомогательному персоналу относятся: грузчики, уборщики, водители и другие работники, которые не вовлечены в продажу товара, но обеспечивают работу магазина.
Количество человек может зависеть от размера магазина и Ваших финансовых возможностей. Функции некоторых сотрудников (например, продавец и кассир), на первое время можете взять на себя Вы или Ваши родственники, которые не будут против Вам помочь.
Есть два варианта подбора персонала в магазин:
- С помощью HR-менеджера
- Самостоятельно
С помощью HR-менеджера
HR составляет описание вакансии и связывается с потенциальными соискателями. Он же занимается «черновой» работой – анализ баз вакансий, связь с центром занятости, отбор потенциальных сотрудников по заданным параметрам. Вам остается лишь провести окончательное собеседование с отобранными кадрами.
Основная сложность в этом способе — HR-менеджер берет деньги за подбор сотрудника, который проходит испытательный срок, но не может гарантировать, что этот сотрудник не уволится после прохождения испытательного срока.
Однако этот способ подойдет опытным предпринимателям, так как требует дополнительных затрат.
Самостоятельно
Главный плюс этого способа — никаких финансовых затрат. Мы советуем заниматься самостоятельным подбором кандидатов в том случае, если Вы точно знаете, какого сотрудника ищете.
Реклама магазина
Как правило, реклама магазина продуктов состоит из следующих компонентов:
- Рекламный плакат на окнах за несколько недель до открытия точки. Для того, чтобы привлечь больше внимания от потенциальных покупателей укажите примерный товарный ассортимент, дату открытия и условия акций.
- Акции и бонусы в день открытия. Раздавайте подарки, сделайте праздничное оформление Вашего магазина, используйте музыкальное сопровождение.
- Яркая и запоминающаяся вывеска.
- Флаеры и листовки за несколько дней до открытия.
С помощью этих нехитрых способов Вы привлечете максимальное число посетителей в первый день открытия магазина. Самое важное и сложное — удержать позитивное впечатление от Вашего магазина в дальнейшем.
После открытия магазина начинается новый этап работы — оптимизация ассортимента, улучшение выкладки продукции и решение мелких организационных вопросов.
Резюме: О чем подумать после открытия магазина
Вот несколько советов по тому, как надолго оставить у клиентов приятное впечатление от Вашего магазина:
- Учитывайте мнение посетителей. Взгляните на Вашу точку глазами покупателя. Хватает ли ассортимента товаров? Какое качество обслуживания получают Ваши посетители?
- Наладьте маркетинговую и рекламную стратегию. Это две важные составляющие любого бизнеса. Подумайте о ЦА, определите маркетинговые каналы и пропишите план.
- Научитесь управлять остатками и запасами. Главная задача успешного бизнеса — удовлетворение спроса и минимизация потерь. Попробуйте внедрить электронную систему управления и подсчета складских остатков.
- Займитесь обучением персонала. Подумайте о программах обучения для своих сотрудников, создайте комфортный процесс найма.
- Автоматизируйте бухгалтерские процессы в Вашем магазине.
Источник изображения: Freepik