Опубликовано: 26.10.2020
Представьте ситуацию: вы поставили менеджеру план продаж. Как по завершению рабочего дня понять, сделал ли менеджер все необходимое для его выполнения, и вообще, насколько эффективно он работает? Это задача сейчас стоит перед многими руководителями. Она усложняется еще и тем, что менеджеры работают на удаленке и видеть их работу не представляется возможным. Между тем, решение задачи лежит в плоскости правильной отчетности и навыка декомпозиции. Поговорим о том, как проконтролировать своих менеджеров и определить их эффективность.
Делаем декомпозицию
Первое, что необходимо сделать руководителю после того, как он поставил план продаж — сделать его декомпозицию. Декомпозиция — это разделение плана на ряд простых, ежедневных действий, из которых он складывается.
Что будет являться такими действиями?
Первое действие — это звонок клиенту. Именно со звонка начинается любая коммуникация. Не совершив звонок, нельзя заключить сделку. Звонок — это обязательное условие. Необходимо уточнить, что один лишь звонок не является достаточным условием для сделки, но является обязательным условием для ее совершения, так как именно с него все и начинается.
Три ключевых действия в процессе продажи
Итак, звонок — это базовое стартовое действие для выполнения плана продаж. Возникает вопрос: «Как определить, сколько именно звонков должен сделать менеджер по продажам чтобы выполнить план продаж?»
Для ответа необходимо применить следующую логику и математические расчеты:
- перед заключением сделки обязательно должно быть выставлено КП;
- перед выставлением коммерческого предложения обычно проходит личная встреча, либо встреча в Skype или в Zoom;
- перед встречей идет звонок.
Это три ключевых действия в процессе продажи. Теперь мы можем рассчитать, сколько необходимо сделать звонков, исходя из планов по продажам.
- допустим, план продаж составляет 1 000 000 рублей в месяц;
- средний чек сделки при этом составляет 50 000 рублей;
- значит, для выполнения плана необходимо заключить 20 сделок.
Перед тем, как приступать к расчетам, вам необходимо проанализировать прошлый опыт продаж вашего менеджера. Допустим, каждое третье коммерческое предложение у этого продавца завершается сделкой. Значит, чтобы заключить 20 сделок, менеджеру необходимо выставить 60 предложений.
Если учесть, что каждая вторая встреча заканчивается выставленным КП, то менеджеру необходимо провести 120 встреч. А если каждый четвертый звонок заканчивается назначенной встречей, менеджеру необходимо совершить 480 звонков.
Приведем эти показатели к дневной норме, разделив на 22 рабочих дня и получим дневной норматив по звонкам, который менеджер обязательно должен выполнять:
- КП — 2,7
- встреча — 5,4
- звонки — 21,8
Теперь по завершению каждого рабочего дня у вас есть с чем сверяться.
Необходимые отчеты
Остается решить, как всегда иметь под рукой актуальный отчет по количеству совершенных менеджером звонков за день? Скажу сразу: лучше всего иметь отчет, на котором будут в сравнении представлены сразу все менеджеры, чтобы вы могли с первого взгляда определить отстающих.
Итак, что вы можете визуализировать, чтобы составить такой отчет?
- воронку продаж по подразделениям, менеджерам, продуктам, территориям
- план-фактный анализ продаж
- продажи по городам и филиалам
- статистику звонков (количество входящих и исходящих, пропущенные звонки, процент пропущенных по номерам и по сотрудникам)
- отчет о прибылях и убытках, анализ движения денежных средств
- RFM-анализ клиентской базы
- загрузку производства (по бригадам, по количеству выпускаемой продукции и в разрезе артикулов)
- ABC-анализ контрагентов и производимой продукции
- закупки (по брендам, поставщикам)
- остатки на складах (по производителям, по стоимости товара на складе, оборачиваемость)
- продажи розничной сети (оборот и маржа по магазинам и продавцам, сравнение месяц-к-месяцу, процент продаж своих брендов и сторонних производителей и так далее)
- отчеты по Интернет-рекламе (анализ контекстной и таргетированной рекламы), SEO, анализ email-маркетинга
Какие показатели (KPI) вы можете рассчитывать?
- оборот на 1м2 в розничной торговле
- план/факт по продажам
- прибыль на одного сотрудника
- ТОП-5 менеджеров по обороту/прибыли
- ТОП-10 регионов по обороту/прибыли
- процент выигранных сделок
- маржа по брендам и категориям товаров
- товары-бестселлеры
- LTV
- конверсия звонка в сделку
- конверсия во второй заказ
- рост год-к-году (YоY), месяц-к-месяцу
- скользящая средняя продаж
- процент новых и постоянных клиентов
- прирост новых и постоянных клиентов
- средний чек
- загруженность производства
- процент отклонений от нормы выпуска
- оборачиваемость запасов
- среднемесячный товарный запас
- количество отгрузок в день
Итак, для полного видения ситуации и принятия решений вам необходим точный анализ на основе собранных показателей деятельности вашей компании. Возможно, составление такого корпоративного отчета покажется вам долгим и утомительным, но поверьте – результат того стоит. Опираясь на цифры и факты, вы сможете принимать гораздо более взвешенные решения, что обязательно пойдет на пользу вашему бизнесу.