Опубликовано: 3.02.2023
Комплексная оценка факторов, влияющих косвенно или напрямую на будущий бизнес, необходима каждому начинающему предпринимателю. Расшифровать SWOT-анализ можно следующим образом: strengths — сильные стороны фирмы, weaknesses — слабые стороны фирмы, opportunities — возможности во внешней среде, threats — угрозы из внешней среды.
SWOT — анализ при оценке внутреннего потенциала бизнеса, анализа внешней среды и конкурентов. Данный анализ помогает сформулировать уникальное торговое предложение и конкурентные преимущества.
Выделяют следующие варианты SWOT-анализа: количественный (оцифровка матрицы), качественный (экспертная оценка каждого элемента), корреляционный (для развития новых стратегий).
Инструкция для составления SWOT-анализа:
- Определить цель анализа, именно она определяет глубину исследования и наполнение матрицы.
- Анализ макросреды и косвенного воздействия на бизнес. Можно дополнить исследование PESTEL-анализом (маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (P olitical), экономических (E conomic), социальных (S ocial) и технологических (T echnological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании).
- Оценить факторы влияния на бизнес. Рекомендовано с помощью пяти сил Майкла Портера (идея модели состоит в том, что на рентабельность бизнеса влияет сразу несколько факторов: давление поставщиков, давление покупателей, давление действующих конкурентов (внутренняя конкуренция), угроза появления новых конкурентов, товары-заменители (субституты)).
- Имея результаты исследования, заполнить сильные и слабые стороны организации.
- Произвести экспертную оценку. Для этого присваиваем удельный вес каждому фактору: удельный вес фактора от 0,1 до 0,5 и удельная оценка показателя от 1 до 5, при перемножении получаем итоговую оценку по группе факторов.
Каждая группа стратегий имеет парную комбинацию внутренних и внешних факторов:
- Стратегия WO слабости – возможности (Mini-Maxi) — минимизация слабостей при максимизации возможностей.
- Стратегия WT слабости – угрозы (Mini-Mini) — одновременно минимизируем слабости и угрозы.
- Стратегия ST силы – угрозы (Maxi-Mini) — развитие силы при нейтрализации угроз.
- Стратегия SO силы – возможности (Maxi-Maxi) — максимизация сил и возможностей.
Пример заполнения SWOT-анализа для салона красоты
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | Сильные стороны (Strength) 1. Значительная часть базы клиентов постоянные. 2. Отличная парковка. 3. Налаженность и своевременность поставок косметики и парфюмерии. 4. Высокий уровень профессионализма мастеров. 5. Наличие современного оборудования. 6. Возможность вызова мастера на дом. | Слабые стороны (Weaknesses) 1. Значительно меньший ассортимент услуг в сравнении с конкурентами. 2. Неудобный режим работы. 3. Отсутствие комплексного подхода и пакетов услуг. 4. Отсутствие сайта салона красоты. 5. Отсутствие рекламной стратегии. 6. Административный персонал не осведомлен о характере каждой из услуг. |
Внешняя среда | Возможности (Opportunities) 1. Увеличение ассортимента предоставляемых услуг. 2. Внедрение новых видов услуг, тем самым привлечение большего количества посетителей. 3. Расширение на рынке услуг. 4. Обучение административного персонала. 5. Разработка рекламной стратегии продвижения товара. | Угрозы (Threats) 1. Расширение доли конкурентов на рынке услуг. 2. Снижение ценовой политики конкурентов. 3. Открытие новых салонов конкурентов. 4. Утрата клиентуры или переход ее к конкурентам. 5. Влияние финансового кризиса на снижение спроса. |