Опубликовано: 24.05.2023
Иногда новички в бизнесе да и более опытные предприниматели смотрят в сторону готовых бизнесов — кажется, что покупаешь налаженные процессы, работу команды и стабильный доход. На деле может оказаться иначе: управлением и операционкой никто не занимался, сотрудники уходят от нового владельца, а старый накопил кучу долгов перед поставщиками и налоговой.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, важно учесть риски, изучить варианты бизнесов и их внутренние процессы и погрузиться в юридические аспекты. Мы поговорили с Рассохиным Виктором, управляющим партнёром юридической компании Dealex, и подготовили подробную инструкцию по покупке бизнеса.
Шаг №1. Выбрать нишу
Оцените свои навыки и знания. При выборе ниши нужно задать себе несколько вопросов:
- Что мне нравится?
- В чём я хорошо разбираюсь?
- Какой бизнес уже есть и приносит ли он прибыль?
Ответы на эти вопросы подскажут, в какую сферу стоит идти. Например, если Вы разбираетесь в продажах, знаете надёжных поставщиков одежды и оптовые базы и уже ведете успешный магазин женской одежды, можно присмотреться к готовому магазину мужских вещей. Или если работали мастером в салоне красоты, знаете всю подноготную бизнеса, а значит, можете справиться и с владением.
Изучите перспективность сферы. Для этого можно промониторить рынок: пообщаться с владельцами похожих бизнесов и изучить прямых конкурентов. Представьте, с какими сложностями можете столкнуться и сможете ли Вы их решить, какие подводные камни есть у этой сферы.
Перспективность может зависеть от поддержки государства. Например, сейчас активно финансируют туризм, IT-сферу, аграрную промышленность. Это значит, что сферы приоритетные, и предприниматель может рассчитывать на дополнительное финансирование своего бизнеса.
Провести маркетинговое исследование. Оно включает в себя сбор и анализ информации о рынке и нише, конкурентах и целевой аудитории. Благодаря этому Вы поймёте, пользуется ли спросом определённый товар или услуга, будут ли у Вас покупать. Например, если Вы хотите продавать чехлы ручной работы из кожи, но они не пользуются большим спросом, можно присмотреться к другой нише, чтобы заработать больше.
Провести маркетинговое исследование можно самостоятельно или заказать у маркетинговых агентств. Если кратко, нужно:
- составить портрет потенциального клиента;
- пообщаться с фокус-группой, чтобы выявить их потребности;
- изучить конкурентов;
- подвести итоги.
Шаг №2. Найти варианты
Есть три варианта, где можно найти готовый бизнес: по знакомству, на площадках объявлений и на специальных сервисах. Разберемся подробнее.
По знакомству. Знакомые предприниматели могут продавать свой бизнес, например, если делят его с партнёром или просто не хотят им больше заниматься. Тогда можно присмотреться к этому варианту — Вы уже знаете человека, поэтому скорее всего сделка пройдет проще. При этом подходите к этому делу всё равно ответственно и не пренебрегайте полной проверкой бизнеса.
На сайтах объявлений. Можно мониторить «Авито» или «Юлу». Там есть специальные разделы: «Бизнес и оборудование» и «Для бизнеса». Обращайте внимание на текст объявления: чем подробнее оно написано, тем лучше — так Вы сразу закроете многие свои вопросы. При этом само объявление не должно вызывать подозрений и сомнений: лучше, если внутри есть реальные фотографии с производства или магазина.
На специальных сервисах. Посмотреть варианты готовых бизнесов можно на «РБК Бизторг» или «Оптима Инвест», но последний подойдёт только для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Уфы, Новосибирска и Тюмени.
Эти сервисы напоминают предыдущие онлайн-площадки, только специализируются на готовых бизнесах. Кроме стоимости и сферы, Вы можете узнать прибыль и ожидаемую доходность, количество сотрудников и обороты.
Шаг №3. Учесть риски и проверить бизнес
Преимущество готового бизнеса в том, что не придётся начинать с нуля: как минимум, уже есть базы поставщиков и клиентов. Но всё равно важно изучить подводные камни перед покупкой.
Чаще всего готовые бизнесы продаются через брокеров — это агенты, которые по своим услугам похожи на риелторов в сфере недвижимости. Они контролируют процесс и чистоту сделки, рассказывают о тонкостях. Но можно найти объявление и напрямую от собственников. В таком случае придется проверять бизнес своими силами. Вот какие риски могут быть:
Предыдущий владелец был недобросовестным и накопил долги. Это могут быть долги по аренде, налогам, перед поставщиками, если он заказывал товар и не оплачивал, и даже налоговые задолженности. Если купить бизнес с долгами, расплачиваться придется уже новому владельцу. Тут стоит подумать и поговорить с продавцом: возможно, он закроет все долги перед продажей. А если отказывается, лучше поискать другой вариант.
Самостоятельно проверить добросовестность продавца можно на нескольких ресурсах:
- в картотеке арбитражных дел — посмотреть, судилась ли когда-нибудь компания,
- на сайте ФНС — есть ли долги по налогам;
- на сайте судебных приставов — заведено ли исполнительное производство. Если да, то есть риск лишиться всех счетов и имущества.
У бизнеса несколько владельцев. Это касается покупки ООО и чревато бумажной волокитой, так как доли нужно будет выкупить у каждого. Лучше всего нанять независимого юриста, который составит грамотные договоры и полностью сопроводит сделку.
Информация в документах и в реальности не совпадает. Например, в документах салона красоты будет числиться всё оборудование: фены, мойки, кресла. Это хорошо тем, что не придётся закупать. Но плохо, если на деле весь инвентарь уже пришёл в негодность и требует замены. В таком случае можно найти компромисс с продавцом: поторговаться или попросить его поменять оборудование до сделки.
Чтобы проверить, совпадают ли документы с реальностью, придется выезжать на место и проводить физическую проверку. Например, если это производство, нужно посмотреть склады, сверить номера оборудования. Если это офис, на месте нужно проверить договор аренды, поговорить с руководителем и сотрудниками.
Тут же важно сверить финансовые показатели в документах и в реальности. Они покажут, насколько эффективен выбранный бизнес. Если никто не вёл финансовый учёт и заранее его не проверить, есть риск купить нерабочий бизнес. Что должно быть:
- баланс;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о прибылях и убытках.
Это небольшие одностраничные документы, но именно они показывают эффективность. Показатели в них позволяют предпринимателю принимать правильные управленческие решения, и если их не придерживаться — бизнес вряд ли будет приносить доход и перекрывать затраты.
Маркетинг бизнеса не работает. Рассмотрим пример. Вы хотите купить магазин обуви, но узнаёте, что у бизнеса нет соцсетей, вывеска облупилась — по ней непонятно, что это за магазин. Клиентов мало, потому что им неоткуда узнать об ассортименте. Доход не перекрывает расходы. Решить всё это — задача грамотного продвижения, рекламы и в целом маркетинга.
Если маркетинг не работает — не будет продаж и роста. Бизнес должен продавать, но без привлечения клиентов результата не будет. Важно узнать, кто занимается продвижением, работает ли диджитал-маркетинг, откуда идет трафик и сколько тратят на рекламу.
Маркетинг только привлекает клиентов, дальше дело за грамотными инструментами, например, рекламой и вывеской, и сотрудниками. Чтобы проверить, как бизнес реально работает, можно отправить тайного покупателя или сходить самостоятельно:
- Обращайте внимание на то, как работают соцсети и онлайн-каналы продаж, насколько хорошо видно вывеску, если это офлайн-точка.
- Пообщайтесь с сотрудниками и посмотрите, насколько они вовлечены в процесс.
- Смотрите на посещаемость — если при Вас не зашел ни один клиент или покупатель, нужно насторожиться. Такая полевая проверка покажет перспективность покупки и реальные проблемы.
Шаг №4. Проверить документы
Самостоятельно проверить сложно, так как можно не знать всех подводных камней. Лучше всего нанимать специальных корпоративных юристов, которые специализируются как раз на таких сделках.
Аудит бизнеса называется due diligence (дью-дилидженс). Основная цель — предупредить покупателя о возможных проблемах. Команда анализирует всё, например:
- организационную структуру и систему управления;
- учредительные документы и активы;
- задолженности по кредитам и налогам;
- судебные разбирательства, договоры с контрагентами и обязательства.
Due diligence помогает выявить бреши в бизнесе и досконально проверить бумаги. Ниже обсудим самые важные.
Учредительные документы. Сюда относится устав, учредительные договоры. Может быть, за время работы бизнеса создавались локальные акты — их тоже нужно проверить.
Отчётность в налоговую. Нужно проверить, когда её сдавали, вовремя или нет. Для этого достаточно подать запрос в инспекцию, который покажет, есть ли задолженность.
Выписка из банковского счёта. Она должна быть за последние три года. Важно проверить, кто самый крупный контрагент, какие производятся расчеты, откуда и какие поступления приходят. Всё должно быть чисто и не вызывать подозрений.
Иная документация. Например, договоры, публичная оферта. Они покажут, как оформлены документы с контрагентами, клиентами и работниками — стоит ли что-то менять или всё в порядке.
Активы компании. Нужно проверить, что находится на базе организации: движимое и недвижимое имущество, оборудование, интеллектуальная собственность, и что из этого находится в кредите или лизинге.
Долговые обязательства. Например, транспорт в лизинге, заем в банке. Это важно проверить, так как все долги лягут на нового владельца.
Шаг №5. Купить выбранный бизнес
Процесс сделки будет зависеть от того, что Вы покупаете: ИП или ООО.
Если покупаете у ИП. Индивидуальный предприниматель продаёт не бизнес, а все активы, материальные и нематериальные. Например, оборудование, товары на складе, патенты, товарный знак. Для этого составляют два договора: отдельно на материальные и нематериальные активы.
Так выглядит процесс покупки ИП:
- открыть ИП на своё имя;
- оформить договор купли-продажи на материальные активы и оценить нематериальные;
- оформить переуступку аренды, если помещение снимается;
- переподписать все договоры с контрагентами на своё имя.
Если покупаете ООО. В таком случае Вы покупаете 100% долей бизнеса — заключается договор купли-продажи. Если учредитель один — заключается простой договор купли-продажи. Если в ООО несколько участников, нужно выкупить доли каждого — понадобится выполнение процедур получение согласия всех собственников.
У ООО всегда есть устав общества и иногда корпоративный договор, а вопрос о продаже всегда решается коллективно через голосование. Обычно эти моменты прописываются в корпоративном договоре, например, что нужна большая часть голосов для продажи. Если корпоративного договора нет, а один из участников продавать не хочет — его никто не сможет обязать. Вы сможете купить доли только тех, кто готов продать.
После подписания договора купли-продажи нотариус отправляет документы в налоговую инспекцию, где регистрируют сделку. Процесс занимает пять рабочих дней. Далее налоговая уведомляет, что проведена регистрация и смена собственника.
Но может быть и такое, что договор подписан, деньги перевели, а налоговая не регистрирует из-за не вовремя сданной отчётности или долгов. Чтобы избежать такой ситуации, нужно обозначить в договоре, что Вы переводите оплату в течение 5–10 дней после регистрации.
Существует два варианта оплаты: cash in (кэш ин) и cash out (кэш аут). Cash in подразумевает перевод денег на расчетный счет компании. Cash out — это расчет между продавцом и покупателем, все средства получает владелец.
Источник изображения: Freepik