Опубликовано: 23.03.2023
Одна из существенных статей расходов любого бизнеса — это аренда. Бизнес постоянно находится в поиске доступной арендной ставки, многие компании в период кризиса переезжают в помещение поменьше или отправляют персонал работать онлайн. Самый распространенный вариант сокращения затрат на аренду — переехать в более дешевое помещение на окраине или бизнес-центр классом ниже.
В первой половине 2022 г. освободилось много площадей в бизнес-центрах класса А и класса В, что толкнуло арендодателей снижать арендные ставки, и есть возможность грамотно распределить свой бюджет.
Аренда площадей у города
Снизить арендную ставку можно, если арендовать площади у города. Например, Москва предлагает разные программы, с которыми можно ознакомиться на портале Департамента предпринимательства и инноваций. Важную роль играет вид бизнеса ОКВЭД, для разных видов деятельности предусмотрены разные арендные ставки. Для подвальных и полуподвальных помещений общего назначения льготная цена составляет 4750 руб. за 1 кв.м.
Вторая программа «1 рубль за квадратный метр» предназначена для частных детских садов и школ в историческом здании, бремя ремонтных работ, правда, ляжет на плечи предпринимателя. Департамент города Москвы организует торги, где распределяются городские помещения.
Если в компании произошло сокращение штата и нет возможности сменить офис, можно сдать свободные площади в субаренду, если собственник согласен. Особенно это актуально для торговых площадей, где при наличии хорошего трафика можно найти заинтересованных предпринимателей. Для многих компаний формат share-офис позволяет значительно сократить статью затрат на аренду.
Эффективным вариантом сокращения площадей является опенспейс с перегородками, куда помещается значительно больше работников, а перегородки нивелируют уровень шума. При необходимости совещание с клиентами можно провести в закрытой переговорной.
Концепция незакрепленного рабочего места или hot-desking актуальна для компаний, где сотрудники по роду своей деятельности проводят много времени вне офиса. В данном случае сохраняется принцип коворкинга, когда сотрудник занимает любое свободное рабочее место, а переговорные бронируются заранее.
Что выбрать: бизнес–коворкинг или офисные сети
Для некоторых видов бизнеса актуальным стала аренда коворкингов для встреч. Режим онлайн с постоянной коммуникацией через мессенджеры позволяет контролировать бизнес-процессы, а при необходимости можно назначить очную встречу или брейнстормы в коворкинге и соответственно оплачивать почасовую аренду переговорного процесса. На рынке представлены следующие виды пространств:
- Библиотеки с возможностью учиться и работать бесплатно, например, в Москве – Российская государственная библиотека, библиотека Н. А. Некрасова, библиотека музея «Гараж», в Санкт-Петербурге – «Охра-8» и библиотека имени Н. В. Гоголя.
- Антикафе с безлимитным Wi-Fi, чай, кофе и розетки, стоимость часа от 90 до 180 руб. в Москве.
- Коворкинг-центры с системами контроля микроклимата. В приложении можно отследить, когда сотрудники пришли и ушли с работы, заказать пропуск. Система оплаты в основном абонентная от 12 до 20 тысяч руб. в месяц.
- Смарт-офисы — расширенная версия коворкингов, но обслуживает ее арендодатель, что позволяет существенно экономить не только на аренде, но и на офис-менеджменте. Гибкая система оплаты в виде различных тарифов позволяет снимать офис круглосуточно или только в рабочее время.
Совершенно новая бизнес-возможность экономии — аренда с помощью сервисов готовых офисов, которые имеют небольшие площади с пакетом сервисных услуг, таких как интернет, клининг, мебелированные, коммунальные услуги. Офисные сети, представленные в Москве — CEO Room, Деловой, Ключ, в Санкт-Петербурге — CORNER. Данное офисное пространство подходит консалтинговым компаниям, рекламным агентствам, нотариусам, поскольку сотрудники могут приходить в офис для проведения встреч с клиентами и партнерами, а операционную работу выполнять дома. В данных помещениях есть существенное преимущество в виде оформления юридического адреса.
Аренда складских помещений
Можно сократить расходы и на аренду складских помещений, если использовать принцип ответственного хранения, когда оплата идет только за место, которое занимает товар.
Вторым эффективным способом является кросс-докинг, при котором частично или полностью отказываются от услуг хранения за счет эффективной логистики. Товар поступает на склад и сразу перегружается получателю, или на месте происходит комплектация и отправка заказов одному или нескольким покупателям.
Стоимость кросс-докинга может включать стикеровку, переупаковку, доставку товаров получателю с использованием собственного транспорта логистической компании. Основное преимущество кросс-докинга — снижение затрат на складское хранение и сроки поставки, особенно это актуально для продукции с коротким сроком годности.
И в заключение…
Современный рынок помещений достаточно обширен, и можно выбрать оптимальное помещение в зависимости от вида деятельности и потребностей арендатора. Будущее за гибкими доступными смарт-решениями, начиная от почасовой арендной платы до постройки офиса build-to-suit (строительство здания под требования заказчика, при этом оплачивается только его последующая аренда) по индивидуальному проекту с полной адаптацией к бизнес-процессам. Собственники недвижимости активно переходят на формат сервисных офисов, поскольку спрос на классическую аренду стремительно падает. А самое главное преимущество — это экономия на арендных платежах по сравнению с классическим вариантом съёма.
Источник изображения: Freepik