0

Инвентаризация товарных остатков

user-pic
Ближе к делу

Команда информационно-обучающего портала

В этой статье
Что такое инвентаризация товарных остатковКогда необходимо проводить инвентаризациюКак часто  необходимо проводить инвентаризациюСроки проведения инвентаризацииПорядок проведения инвентаризацииИзлишки и недостачаДокументальное оформление итогов инвентаризацииПодведем итоги

Опубликовано: 2.12.2022

Когда магазин получает товар, сотрудники записывают его в учетную систему или блокнот. Когда товар будет продан, его снимут с баланса. Но даже этого недостаточно, чтобы оценить реальную картину: не воруют ли сотрудники, нет ли пересорта товара, какие из них просрочены. Чтобы разобраться в этом, магазин проводит регулярные инвентаризации. Мы расскажем, что такое инвентаризация и какие документы нужны для ее оформления.

Что такое инвентаризация товарных остатков

Инвентаризация — это сверка фактических остатков товаров, находящихся в магазине и на складе, соответствие их количества с данными бухгалтерской системы. Если магазин не ведет учет, инвентаризация помогает выяснить, какие товары есть на складе, а каких не достает. На основании этих данных собственник магазина может подвести итоги по товарным остаткам — активам своего бизнеса.

Инвентаризация является дополнением к бухгалтерскому учету и помогает контролировать положение дел.

Когда необходимо проводить инвентаризацию

Инвентаризация является обязательной, если:

  • наступило время сдачи годовой финансовой отчетности;
  • происходит смена лиц, ответственных за материальные запасы;
  • имущество организации переходит к другому лицу в связи с продажей или сдачей в аренду;
  • происходит преобразование или ликвидация предприятия;
  • на предприятии обнаружено хищение или порча товаров;
  • часть товаров была утрачена в результате стихийного бедствия или другого форс-мажорного обстоятельства.

Инвентаризацию необходимо проводить и при выбытии более 50% членов коллектива, в котором установлена коллективная материальная ответственность. А также в случае, если кто-либо из этого коллектива требует проведения проверки.

Таким образом, оснований и причин для организации инвентаризации более чем достаточно. Вопрос в другом — как осуществлять жесткий контроль, не перегружая работу склада и не нарушая правил проведения инвентаризации. В этом нам и предстоит разобраться.

Как часто  необходимо проводить инвентаризацию 

Инвентаризация основных средств проводится не менее одного раза в три года, библиотечных фондов — не реже одного раза в пять лет (в соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Точные сроки инвентаризации определяет сама компания. Обычно инвентаризацию основных средств проводят перед составлением годовой отчетности.

Сроки проведения инвентаризации

Сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель компании. Для этого издается приказ. Он может быть оформлен в произвольной форме или по форме № ИНВ-22. 

Сроки и периодичность проведения инвентаризации необходимо закрепить в учетной политике компании. Но помните, что есть случаи, когда необходимо придерживаться сроков проведения обязательной инвентаризации. Так, обязательная инвентаризация предшествует составлению годовой бухгалтерской отчетности. 

А годовой аудит следует провести в 4 квартале года — с 1 октября по 31 декабря. Хотя сроки устанавливает сама компания, существует основное правило. Дата проведения годовой инвентаризации обязательств не должна быть позже 31 декабря.

Кроме того, компании могут проводить внеплановую инвентаризацию, вернее, внезапную. Причины для проведения такой ревизии могут быть любыми. К примеру, в целях усиления контроля за учетом товарно-материальных ценностей, списания их в производство и прочее.

Порядок проведения инвентаризации

В рамках инвентаризации в магазине и на складе, в сущности, необходимо пересчитать и оценить запасы продукции, заполнить инвентаризационную ведомость, при наличии каких-либо проблем — по качеству или количеству — составить соответствующие акты, а затем — передать описи и акты в бухгалтерию. Там на их основе составляется сличительная ведомость, в которой отражаются результаты инвентаризации по каждому товару. На последнем этапе формируется акт о результатах учета, который содержит сводку результатов. После этого издается приказ (распоряжение) об утверждении результатов инвентаризации и вносятся изменения в бухгалтерский учет. Завершает процесс принятие решения о взыскании ущерба с материально ответственных лиц.

Процедура достаточно трудоемкая, особенно для начинающих, поэтому мы подготовили таблицу, где наглядно показано, как проводить инвентаризацию.

Излишки и недостача

Выявленные расхождения — излишки или недостачи — должны быть учтены как доходы или расходы. Иногда недостачи списываются в инвентаризацию как хищения со стороны покупателей или бухгалтерские ошибки — в соответствии с установленными нормами. Недостачи материалов, которые являются существенными для организации, оплачивает ответственное лицо. 

В ходе инвентаризации порой выявляют пересорт товара — это одновременный излишек и недостача одноименных, но разных по сортности товаров. В таком случае необходимо разобраться, являются ли товары одинаковыми по цене. В бухгалтерском учете сумму превышения недостачи над излишками списывают на финансовые результаты, а значит, придется взыскать сумму с материально-ответственных лиц. Так или иначе, даже если ущерб организации не причинен, пересорт товара следует отражать в Вашей учетной системе, чтобы качество данных оставалось на должном уровне.

Документальное оформление итогов инвентаризации

Для оформления результатов ревизии активов и обязательств существуют унифицированные инвентаризационные ведомости и акты. Но жестких правил, касательно того, как правильно оформить инвентаризацию, нет. Если нет расхождений с бухгалтерским учетом, то все графы инвентаризационных ведомостей и актов заполняются автоматически. И подведение итогов значительно упрощается. Если же расхождения есть, необходимо подготовить сличительные ведомости.

По результатам годовой инвентаризации комиссия составляет акт. Если были выявлены излишки или недостачи, дополнительно заполняют акт ИНВ-26. На основании этих документов издается приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

Подведем итоги

Сверка балансов и расчетов — необходимая процедура, без которой просто невозможно сверить учет с фактом. Да, это объемная и кропотливая работа, которая требует внимания и скрупулезного выполнения множества формальных требований. Можно игнорировать проверку инвентаризации или проводить ее «для галочки». Но в таком случае компания наносит убыток только себе.

#инвентаризация

Читайте также

0

ТОП-5 ошибок во внутренних коммуникациях компании, которые испортят имидж

Ошибки во внутренних коммуникациях, когда сотрудники получают информацию бессистемно, выборочно или не в полном объёме, опасны ...

13 июля 2021

0

Как работать с бизнес-планом: советы для предпринимателей

Когда дело касается бизнес-планирования, готовые решения могут стать оптимальным выбором для малых и средних предприятий. Как ...

9 октября 2024

0

Сервисы для увеличения доходов самозанятого

В статье дается обзор отечественных онлайн-сервисов, которые можно использовать, даже если Вы только начинаете деятельность в ...

23 августа 2022

0

Лонгрид «За кулисами мобильного банка»: вдохновляющая команда и её традиции

Встречайте новый материал в рамках проектах «За кулисами мобильного банка», где мы знакомим вас с командами разработки, которые ...

5 июля 2023