Опубликовано: 18.05.2021
Экономический кризис для бизнеса – это как приемная комиссия в вузе. Если получилось своевременно решить трудности и подстроится под изменения рынка, значит, прошел на следующую ступень, а если нет, пора уходить, уверен Андрей Мелихов, генеральный директор оптовой торгово-производственной группы компаний «Олимп» из Орла. В интервью порталу Ближе к Делу предприниматель рассказал о сложностях становления бизнеса и важности выбора партеров, а также дал рекомендации начинающим предпринимателям.
О старте бизнеса
«История становления моего бизнеса уходит в двухтысячные. Тогда я, еще будучи студентом, подрабатывал в монтажной бригаде, которая производила реконструкцию и строительство зерноочистительных комплексов и цехов. В это время я познакомился со многими специалистами своего дела и активно начал перенимать опыт», — рассказывает Андрей.
После окончания вуза будущий предприниматель пошел работать по своей специальности «Технолог сельхозпроизводства и переработки», но по выходным подрабатывал у фермеров на монтаже и пуско-наладке очистительного оборудования. С 2007 по 2009 год Андрей объехал практически все крупные перерабатывающие предприятия России, Украины и Молдавии. Перенимал опыт, знакомился со специалистами этих заводов и цехов, а со многими поддерживает отношения и сейчас.
Общаясь и помогая друг другу, совместно с 2012 года Андрей с партнерами открыл несколько предприятий в Волгоградской, Воронежской и Орловской областях, на которых и сегодня производится широкий ассортимент круп, овсяных хлопьев и ржаной муки. Заложенный в эти мини-производства потенциал дал возможность конкурировать с крупными игроками данного бизнеса.
Свои активы компания объединила совсем недавно – в начале 2021 года на рынке появилось ООО «Группа Компаний «Олимп». За счет того, что дочерние компании успешно работают уже не первый год, интеграция производств в группу прошла безболезненно. Это позволило продолжить процесс производства продукции без остановки. В планах — продолжение развития и реализация новых проектов как внутри компании, так и в сотрудничестве со сторонними заказчиками.
О трудностях и способах их преодоления
«Основная трудность при создании бизнеса состояла в поиске своей ниши. Ведь произвести продукт не сложно, гораздо сложнее его продать. Именно с того момента я и столкнулся с настоящими подводными камнями в виде высокой конкуренции и рынков сбыта», — вспоминает предприниматель.
По его словам, выйти в торговые сети с теми объемами, которые производила компания, было нереально, поэтому для поиска поставщиков был разработан и реализован поэтапный план действий. «В первую очередь, мы провели модернизации существующих производств и добились стабильно высокого качества готовой продукции, которая не уступает крупным заводам, — рассказывает Андрей. – Затем я и члены моей команды объехали и обзвонили много оптовых складов и магазинов «у дома» и тем самым наладили стабильный сбыт своей продукции. В результате, за короткое время компании удалось зарекомендовать себя как надежного поставщика».
Сегодня перед компанией стоят другие вызовы. В их числе — расширение территории обслуживания торговых сетей, которое спровоцировало уменьшение спроса в магазинах формата «у дома» и оптовых складах. Кроме того, за последние годы рынок зерна значительно лихорадит, что сильно влияет на цены.
Но Андрей настроен оптимистично: «Порой цена на сырье выше цены на готовую продукцию, что не позволяет работать и быть в рынке. Это, в свою очередь, сказывается на малом бизнесе. Но мы не унываем и продолжаем жить и быть в бизнесе».
В прошлом году, во время пандемии, компания смогла остаться на плаву. «Многие из наших конкурентов ушли с рынка. Менеджмент сейчас работает в тех же отраслях, но выступает уже не в качестве работодателя, а в качестве наемного персонала. Мы же сократили расходы по всем возможным статьям, часть бизнеса перевозим с одной области в другую, чтобы укрупниться и тем самым за счет сокращения себестоимости продукции остаться в рынке», — рассказывает предприниматель.
О работе с коллегами и партнерами
Бизнес — это очень сложный процесс, который порой требует от предпринимателя невозможного, но только благодаря дружественным отношениям с компаньонами и помощи друзей возможно преодолеть любые трудности, разобраться во многих сложных вопросах и остаться на плаву, уверен Андрей Мелихов.
По его словам, за много лет компания потеряла огромные деньги из-за того, что пыталась выстраивать отношения со всеми компаниями, которые хотели сотрудничать. Однако, получив негативный опыт, в ГК «Олимп» стали более тщательно подходить к выбору партнеров.
«Сейчас мы работаем только с проверенными годами поставщиками и покупателями, с теми, кого нам порекомендовали друзья и компаньоны. Тем самым мы гарантируем выполнение своих обязательств в срок и качественно, — рассказывает предприниматель. – Мы делаем так не случайно: на рынке до сих пор можно встретить множество «залетных» компаний – таких, которые открывают фирмы-однодневки, вывозят товар под предлогом постоплаты и пропадают. Найти таких «партнеров» потом практически невозможно».
В формировании команды Андрей придерживается того же плана: «Это уже отлаженный процесс. Когда появляется потребность в определенном специалисте, мы перезваниваемся, делимся возможными вариантами решения этой задачи, и требуемый специалист находится сам по рекомендации одного из друзей или компаньонов».
Рекомендации начинающим предпринимателям
Бизнес очень многогранен и дать какую-то профессиональную рекомендацию очень сложно, так как для одного это будет спасением, а для другого — смерть компании, объясняет Андрей. Тем не менее, предприниматель выделил несколько кратких и универсальных рекомендаций, которые пригодятся при открытии бизнеса практически в любой отрасли.
- Не нужно бояться пробовать себя в чем-то новом и начинать бизнес!
- Открывать бизнес необходимо только в той сфере, в которой вы имеете опыт;
- Очень важны полезные связи и налаженные отношения, поэтому не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Начинать лучше с малых проектов, крупные свершения оставьте на потом;
- Обязательно читайте специализированные книги, перенимайте опыт во всем и везде и учитесь внимательно слушать собеседника, ведь он может оказаться вашим будущим заказчиком или просто натолкнуть на хорошую мысль;
- В трудную минуту не стоит паниковать, по возможности позвольте времени самому расставить все по местам.