Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Что точно НЕ стоит делать руководителю бизнеса в период неопределенности

user-pic
Глеб Белавин

Эксперт по настройке бизнес-процессов, основатель компании «Метод Белавина» и специалист по управлению бизнес-процессами с 15-летним опытом вывода компаний из кризиса

В этой статье
Надейтесь на авосьНичего не меняйтеКак можно дольше скрывайте от сотрудников реальное положение делЗамкните все процессы на себяИ в заключение…

Опубликовано: 2.05.2023

В статье разберем самые распространенные психологические ошибки и заблуждения, которых следует избегать бизнесу в условиях неопределенности на рынке. Инструкция составлена в форме «вредных советов», что, впрочем, не должно создавать у читателей иллюзию несерьезности поднятых проблем.

Надейтесь на авось 

Доверить Вселенной самой решать проблемы во время кризиса как минимум недальновидно, как максимум опасно. При этом Вы теряете время для принятия решений, которое почти всегда равно упущенным возможностям в будущем.

Ждать, пока проблемы сами вот-вот рассосутся, непродуктивно как минимум по трем причинам:

  • за это время изменяется конъюнктура рынка;
  • трансформируется структура рыночных отношений;
  • пересматриваются модели производства и потребления. 

Что делать?

Прежде всего признайтесь себе, что трансформация неизбежна, и принимайтесь за работу:

  • составьте список задач, которые Вам предстоит решить;
  • проведите аудит существующих процессов;
  • сформируйте матрицу их зрелости;
  • определите новую систему координат, в которой придется работать в условиях кризиса;
  • оцените психологический климат в коллективе, сформировавшийся под воздействием кризиса.

Ничего не меняйте

Внутреннее сопротивление переменам является логическим продолжением желания пустить все на самотек. Изменения неизбежны, и вопрос лишь в том, произойдут они по Вашей воле или решения за Вас примет кто-то другой. Игра на опережение позволит Вам контролировать процесс изменений, тогда как реализация догоняющего плана поставит в позицию жертвы обстоятельств.

Если перечисленные стимулы не работают, заставьте себя «слезть с печи» под воздействием следующих аргументов: 

  • в кризис процесса трансформации не избежать;
  • важно оперативно реагировать на изменения;
  • при перестройке процессов ранее отлаженные схемы и привычные алгоритмы не работают;
  • тот, кто первым принимает быстрые решения, – срывает банк в игре.

Что делать?

  • Полностью или частично пересмотрите процедуры внутри отдельно взятой бизнес-единицы;
  • по мере анализа процессов (матрица зрелости) найдите «узкие» места и возможные последствия при их сбое в производственном процессе;
  • обеспечьте инструменты для «уплотнения» этих мест: должностные инструкции и условия труда, KPI, недоработки в оргструктуре предприятия, IT — решения и т. д.

Как можно дольше скрывайте от сотрудников реальное положение дел

Отказавшись делиться проблемой с коллегами, Вы распишетесь в недоверии к ним: это негативно скажется на Вашем авторитете и, возможно, заставит сотрудников подумать о смене места работы. И наоборот – в сложной ситуации сплоченной команде проще удержать компанию на плаву: в одиночку Вы вряд ли справитесь без помощи.

Честность всегда выглядит благородно в глазах окружающих, а оказанное доверие мотивирует оправдать его. 

Что может стать препятствием на этом пути:

  • непонимание, зачем менять многолетние привычки в работе;
  • страх перемен, неуверенность в своих компетенциях;
  • боязнь признаться в ошибках в работе;
  • конфликты из-за необходимости проявить избыточную гибкость.

Что делать?

  • Доверьте сложные участки работы наиболее перспективным сотрудникам;
  • учредите коллегию из наиболее ответственных работников, вместе с которыми определяйте чувствительные точки для развития бизнеса;
  • не пренебрегайте опцией командообразования для сплочения команды в неформальной обстановке;
  • постарайтесь быть в курсе внерабочих дел своих сотрудников.

Замкните все процессы на себя

Не распределив задачи, Вы рискуете надорваться, похоронив себя в текучке неотложных дел. О таких часто говорят: сгорел на работе. Способность делегировать ответственность среди подчиненных – одно из основных качеств грамотного руководителя. Находясь «над схваткой», Вы скорее заметите недостатки, которые необходимо устранить, а уйдя с головой в рутину, рискуете упустить возможности для роста. 

Вот что происходит с коллективом, руководитель которого решил взвалить на себя основной объем работы: 

  • сотрудники начинают работать вполсилы и перекладывают задачи друг на друга, рассчитывая на помощь шефа;
  • новые идеи и направления в бизнесе коллектив встречает со скептицизмом, воспринимая идеи руководителя как очередную блажь;
  • в ситуации кризиса коллективная деятельность может оказаться в состоянии паралича из-за неспособности работников брать на себя ответственность.

Что делать?

  • Имейте смелость встретиться с коллективом лицом к лицу и открыто заявить о проблемах;
  • устройте мозговой штурм и обсудите пути выхода из сложного периода;
  • в дальнейшем все вопросы решайте сообща.

И в заключение…

«Все, что нас не убивает — делает сильнее», — говорил Ф.Ницше, очевидно, имея в виду, что любая травмирующая ситуация закаляет его обладателя. Мы же предлагаем пойти другим путем и попытаться исключить проблемы до их возникновения. Учиться на чужих ошибках гораздо спокойнее и продуктивнее, чем получать негативный опыт с незакрытым гештальтом в придачу.

Источник изображения: Freepik

Читайте также

0

Как ИП перейти на НПД

Индивидуальные предприниматели могут использовать самозанятость в качестве налогового режима и существенно сэкономить на уплате ...

18 ноября 2022

0

5 способов снизить расходы бизнеса с помощью автоматизации

Снижение затрат компании всегда является важной задачей для предпринимателя. Но в современных нестабильных экономических реалиях ...

18 августа 2022

0

Как проверить контрагента от «А» до «Я»?

Предпринимательская деятельность связана с взаимодействием с другими компаниями. В начале работы с новым контрагентом очень ...

3 ноября 2023

0

Тренды: как меняются запросы компаний на российском рынке

В последние пару лет получаемые «Лабораторией трендов» клиентские запросы изменились. Если раньше основной объем приходился на ...

28 июля 2020