Опубликовано: 13.12.2022
По данным Министерства финансов РФ, на начало 2022 года в России насчитывалось почти 3100 франшиз. За год рынок вырос на 12%, что доказывает востребованность данной услуги у предпринимателей.
Франчайзинг может стать одним из основных драйверов развития бизнеса в регионах. Поэтому многими предпринимателями приобретение франшизы рассматривается как выгодное инвестирование своих средств и возможность начать быстро зарабатывать.
Но встает ключевой вопрос: как выбрать франшизу и на какие критерии надо обращать внимание в первую очередь?
Как выбрать франшизу?
Основными критериями можно назвать следующие:
- узнаваемость бренда и развитость его представительств в других городах и регионах;
- ценовая привлекательность франшизы: размер паушального взноса и ежемесячных отчислений франчайзеру (роялти), уровень предполагаемого дохода;
- бонусы для предпринимателей за работу по франшизе: рекламное сопровождение, обучение персонала, доступ к общей базе данных клиентов и поставщиков, организация совместных акций и мероприятий и т.д.
Но это очевидные факторы, и практически все франчайзеры стараются предложить своим потенциальным франчайзи выгодные условия. Однако, почему же некоторые франшизы выстреливают, а другие не приносят их покупателям выгоды?
Ответ кроется в упаковке самой франшизы, и речь идет не о разработке маркетинг-кита, а об организации внутренних процессов.
Как устроены рабочие франшизы?
Для создания жизнеспособной франчайзи-сети требуется сначала внутри самой компании наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы они работали как швейцарские часы. Это означает, что глава компании и высшее руководство занимаются стратегическими вопросами развития, а не уделяют 90% своего времени «операционке». Все остальные же сотрудники четко выполняют свои обязанности и знают свою зону ответственности.
Другими словами, рабочую франшизу может создать только компания, у которой все процессы систематизированы, а франчайзи сразу приобретет системный бизнес, который не будет нуждаться в дополнительной наладке.
Признаки системности
О том, что компания и франшиза системны, говорит наличие следующих пунктов:
- внутренняя система знаний (о продукте, услугах, УТП компании, фирменного стиля и товарного знака и т.д.);
- стандарты компании, в число которых входят регламенты и должностные инструкции, стандарты работы подразделений, систем найма и адаптации новых сотрудников;
- системы и модели продаж, документация для обучения менеджеров;
- внутренняя система управления;
- стратегия продвижения и маркетинга;
- автоматизация процессов и оцифровки необходимых показателей;
- обучающие материалы для франчайзи и выстроенная модель развития партнера.
И вся эта информация должна отражаться в документации, которая передается потенциальному франчайзи перед заключением договора о сотрудничестве. Предприниматель, который хочет приобрести франшизу, должен быть уверен, что, кроме поддержки от франчайзера и обучения персонала, он получит грамотно построенную финансовую модель с конкретным обоснованием. Будет идеально, если у предлагаемого варианта франшизы есть успешные кейсы по запуску в других городах.
Дополнительно необходимо проанализировать региональный рынок, где планируется открытие филиала, и убедиться, что предлагаемые услуги и товары будут действительно востребованы.
И в заключение…
Нужно понимать: франшиза – это не быстрый способ добиться успеха и начать зарабатывать без дополнительных усилий. Это и не готовый бизнес. Франшизу лучше рассматривать как инструмент, который снижает риски прогореть, позволяет автоматизировать многие процессы, избавляет предпринимателя от необходимости экспериментировать и думать, что будет правильно, а что нет. Дополнительно франчайзи могут рассчитывать на отлаженную CRM-систему, выстроенные логистические цепочки, обучение персонала и получение новых технологий.
И если франшиза правильно упакована, то в выигрыше будут все участники сделки. Главное – это взаимовыгодное сотрудничество. Так, франчайзер должен постоянно систематизировать свой бизнес изнутри, что позволит франшизе развиваться, завоевывать новые регионы, повышать узнаваемость бренда. А для успешного развития франчайзи важно не только перенимать и внедрять наработки «старшей компании», но и предлагать свои бизнес-идеи, основываясь на особенностях рынка и региона, где она работает.