Опубликовано: 3.11.2023
Мотивация, горящие глаза, желание делать отличный продукт или обеспечить высший сервис — с этого обычно начинается бизнес. Но некоторые компании закрываются уже через год. Чтобы понять, почему так происходит, мы проанализировали истории предпринимателей, которые закрыли своё дело. На основе их опыта выделили 5 распространённых ошибок, которые допускают владельцы бизнесов на старте проекта.
Ошибка 1. Не изучить целевую аудиторию и её потребности
Изучение целевой аудитории (ЦА) — это база, с которой должно начинаться развитие любого бизнеса. Ведь именно эти люди в первую очередь будут интересоваться Вашим предложением для закрытия своих потребностей. Зная их точные запросы, привычки и покупательскую способность, Вы сможете получить прогнозируемую прибыль, точно настроить рекламу и повысить доверие клиентов.
❌ Создать продукт и начать его продавать, не изучив потребности аудитории. Эта проблема часто затрагивает предпринимателей, которые разрабатывают сложный продукт, малопонятный для широкой аудитории. В этом случае есть риск начать продвигать предложение, которое никого не заинтересует.
❌ Приписывать собственные потребности потребностям целевой аудитории. Частая ошибка не только начинающих предпринимателей. В процессе разработки продукта или услуги владелец бизнеса может настолько погрузиться в идею, что начинает ассоциировать себя с потенциальными покупателями.
Как сделать правильно
✅ Тестировать гипотезы. Чаще всего выход на рынок — это догадки о потребностях и поведении целевой аудитории. А догадки могут оказаться провальными. Важно быть гибким и иметь план Б и даже В на случай, если Ваша изначальная гипотеза не подтвердится.
✅ Проводить custdev, или Customer Development, — это интервью с потенциальными клиентами, которое помогает понять, какой способ решения проблемы будет актуален для целевой аудитории. Подойдёт для команд, разрабатывающих инновационные продукты, и предпринимателям, которые хотят открыть нетипичный для России бизнес.
✅ Создавать минимально жизнеспособный продукт, или MVP. Он позволяет протестировать итоговый вариант готового продукта, который имеет всё необходимое для пользования. Такой способ помогает понять, что можно доработать в продукте, чтобы он максимально отвечал запросам Вашей ЦА, не вкладывая много ресурсов в разработку.
Подробнее о том, как разработать MVP, мы рассказывали в статье «Что такое MVP: виды, функции, показатели эффективности».
Ошибка 2. Не заниматься маркетингом
Печальный факт: ни один, даже самый необходимый и классный продукт не продаст сам себя, пока Вы не расскажете о нём миру. Маркетинг решает эту проблему — помогает бизнесу продвигать продукт или услугу, привлекать потенциальных клиентов и повышать узнаваемость бренда.
❌ Некоторые предприниматели-новички решают сэкономить и продавать без использования маркетинговых инструментов. Тем самым они рискуют потерять в разы больше денег, чем если инвестируют в рекламу и разработку стратегии.
С грамотной маркетинговой стратегией бизнес сможет:
Привлечь первых клиентов | Благодаря рекламе о Вашем бренде узнают потенциальные покупатели |
Наладить каналы сбыта | Сможете понять, как, где и в каком виде целевой аудитории будет удобно получать Ваш продукт |
Рационально распределить рекламный бюджет | Выявите, какие рекламные каналы будут максимально выгодными по соотношению цена/качество |
Наладить коммуникацию бренда с аудиторией | Подходящий tone of voice и разные каналы взаимодействия помогут превратить потенциальных покупателей в лояльных клиентов |
Как сделать правильно
✅ Понять, что маркетинг — важная составляющая для развития бизнеса. Ещё до начала продаж нужно вписать затраты на маркетинг как обязательные, а не выделять их по остаточному принципу.
✅ Следить за аналитикой. Важно следить за статистикой по разным каналам и площадкам. Если канал приносит клиентов и продажи, в него можно инвестировать больше денег. Если у канала плохая статистика, надо разобраться, в чём причина, и тестировать новые гипотезы. Так получится поддерживать продажи за счёт основных каналов и пробовать выходить на новые.
✅ Тестировать спрос на товар. Для этого не обязательно сразу выходить в оффлайн, создавать большой подробный сайт и тратить много денег на маркетинг. Можно попробовать работу на маркетплейсах — это готовая площадка, которая помогает продвигаться начинающим предпринимателям.
✅ Продвигаться в интернете своими силами. Например, завести группу ВКонтакте или Telegram-канал, где Вы будете рассказывать об особенностях и преимуществах продукта или услуги.
Ошибка 3. Не разобраться, как устроен бизнес в выбранной нише
Бизнес часто вырастает из хобби предпринимателя либо из желания получить лёгкую прибыль. Однако мечты о своём деле могут обернуться миллионными долгами и выгоранием.
Со стороны бизнес может казаться простым и понятным. Но в реальности начинающий предприниматель сталкивается с проблемами, о которых мало кто говорит.
Низкая маржинальность основного продукта, особенности расположения точки, невыгодные условия тарифов франчайзи в зависимости от размещения точки, несформированный спрос» — вот лишь неполный перечень проблем, который обозначают владельцы бизнесов в своих историях ошибок.
Как сделать правильно
✅ Изучать спрос в выбранной нише. Проще всего это сделать через сервис Яндекс Вордстат: он покажет, как часто люди ищут продукт или услугу. В Яндекс Вордстате есть возможность отсортировать запросы по географии и узнать, как именно люди ищут — через десктоп или мобайл.
✅ Общаться с предпринимателями, которые держат аналогичный бизнес. Простой способ узнать о подводных камнях ведения бизнеса в выбранной нише — из первых уст. Задать интересующие вопросы и, возможно, найти будущих партнёров, можно на бизнес-завтраках, тематических конференциях и в бизнес-клубах.
✅ Читать книги по развитию бизнесу в определённой сфере. Если в выбранной нише уже сформирован спрос, поищите литературу по развитию бизнеса в этой сфере.
Ошибка 4. Не искать компромиссов и уходить в перфекционизм
В попытке сделать всё идеально, создать незабываемую атмосферу и устроить топовый сервис, есть риск — потратить слишком много ресурсов на запуск.
❌ Предприниматели в своих историях отмечают две основные проблемы, связанные с перфекционизмом:
- Вложить слишком много кредитных денег в проект, который ещё не начал приносить прибыль.
- Постоянно улучшать продукт и тем самым откладывать запуск.
Как сделать правильно
✅ Искать компромиссные варианты. Дизайнерский проект интерьера за 700 тысяч, оформление брендбука или дорогая мебель для офиса — не всегда оправданная трата на старте. Для запуска может быть достаточно более простых вариантов. Однако не жалейте денег на то, что поможет вывести Ваш бизнес на новый уровень.
✅ Тестировать MVP. Этот совет мы уже озвучивали в блоке про целевую аудиторию, но он актуален и здесь. Не обязательно тратить много ресурсов на разработку сложного продукта. Достаточно лишь наполнить продукт теми функциями, которые помогут протестировать вашу гипотезу.
Ошибка 5. Не делегировать рутинные или сложные задачи
❌ На старте предприниматели экономят и выполняют многие задачи самостоятельно — сами подключают эквайринг, обрабатывают заказы, фотографируют еду, моют полы. Попытка сократить расходы часто ведёт к быстрому выгоранию и мешает сосредоточиться на стратегии развития своего дела. А без корректировки стратегии и пути развития сложно строить конкурентный бизнес.
Начать делегировать надо, как только Вы понимаете, что весь рабочий день уходит на мелкие рутинные задачи, и Вы не успеваете строить стратегию и генерировать новые идеи. Не обязательно отдавать сразу все задачи, можно делать постепенно — с тех, которые стоят дешевле и занимают большую часть времени.
Как сделать правильно
✅ Нанимать специалистов на аутсорсинг. На аутсорсинг обычно передают задачи, которые не относятся к основной деятельности компании. Например, сторонний специалист может вести социальные сети, прибираться в офисе или вести бухгалтерский учёт.
Для предпринимателей, открывших расчётный счёт в ВТБ, доступны удобные сервисы «Бухгалтерия на аутсорсе». С его помощью Вы сможете оптимизировать финансовый учёт без найма специалистов в штат.
✅ Нанимать личных помощников или необходимый персонал. Если Вы чувствуете, что делегирование задач на аутсорсинг не разгружает Вас, то следует нанять личного помощника или необходимый персонал, который подхватит операционные задачи.
✅ Автоматизировать или упрощать процессы. Если можно сделать быстрее и проще, этим стоит пользоваться, например, сделать форму сборка заявок, данные с которой будут отсылаться в CRM или на почту, подключить чат-бота или воспользоваться шаблонами или готовыми решениями.
Вывод
Бизнес — это длительный процесс, и успех приходит со временем. Важно понимать, что ошибки являются неотъемлемой частью предпринимательского пути. Но Вы можете избежать тех ошибок, которые являются типичными для начинающих предпринимателей.