Опубликовано: 3.08.2023
Успех бизнеса зависит от хорошо продуманной, проанализированной и задокументированной идеи. Любому предпринимателю, который планирует рост и масштабирование, важно выстраивать свою работу через планирование, учитывая слабые и сильные стороны организации. Бизнес-план — это формальный документ, который поможет сконцентрироваться на достижении поставленных целей, а также доказать жизнеспособность проекта, чтобы заинтересовать инвесторов.
Для начала определите, какой тип бизнес-плана Вам необходим.
Бизнес-планы бывают:
- Внутренними. Могут быть составлены в произвольной форме.
- Инвестиционными. Для иностранных инвесторов часто требуется оформление бизнес-плана по стандартам UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). В инвестиционном плане требуется указать сумму вложений, тип деятельности, конкурентные преимущества проекта, период окупаемости и доходность.
- Для получения кредита. Требуется оформление по стандартам UNIDO.
- Антикризисными. Ориентированы на кредиторов компании и поиске выхода из кризисной ситуации.
- Направленными на получение поддержки от государства. При составлении нужно ознакомиться с требованиями конкретной программы субсидий.
4 стадии создания бизнес-плана
Есть несколько основных этапов, которые стоит соблюдать при составлении бизнес-плана. Разберем каждый из них:
1. Анализ рынка и конкурентов.
На этом этапе нужно выяснить уровень спроса, степень насыщенности рынка конкурентной продукцией, уровень цен, преимущества и недостатки компаний-конкурентов и их продукции/услуг. На этом же этапе формируется прогноз ситуации на рынке на ближайшие годы.
2. Сбор информации.
Данный этап включает поиск оптимальной системы налогообложения, составление списка необходимых затрат, включая и такие, как расходы на содержание офиса. Далее нужно оценить имеющиеся источники финансирования и условия, на которых нужно будет возвращать средства. Перед окончанием данной стадии оцениваются планируемые объемы производства и продаж.
3. Финансовое моделирование.
Выполняется в специальных программах или в Excel. На данном этапе в программу вводятся исходные данные. Далее Вы получаете готовые расчеты продаж, потенциальной прибыли, убытков и другие важные показатели.
4. Написание плана.
Содержание бизнес-плана может различаться в зависимости от предъявляемых стандартов. В наиболее общем виде он содержит следующие разделы:
- содержание;
- резюме;
- данные об инициаторах проекта;
- сущность проекта, в которой указываются местоположение, сумма инвестиций и характеристики проекта;
- данные о рынке: целевой аудитории, конкурентах, потенциальных поставщиках, а также маркетинговая стратегия;
- организационный план, содержащий данные о потенциальных партнерах, управлении проектом, график реализации и правовые аспекты;
- финансовый план, включающий все финансовые показатели;
- оценка рисков проекта.
Что учесть при составлении бизнес-плана?
Уделите должное внимание правильному оформлению документа, иначе план может не оправдать Ваших ожиданий:
- Используйте только достоверные данные и обоснованные исследования рынка.
- Вместо заключения — основные тезисы и правила, которых важно придерживаться, чтобы сделать документ рабочим инструментом.
- Бизнес-план — сводный документ, отражающий идею, потенциал ее развития, необходимые задачи и ключевые показатели.
Внутренний документ допустимо оформлять в свободной форме, отмечая основные вехи в достижении бизнес-цели и долю участия каждого сотрудника и подразделения.
Бизнес-план как документ для инвестора должен быть выполнен по стандарту и полно представлять информацию о проекте, необходимых вложениях и прогнозах развития.
До составления бизнес-плана рекомендуется изучить обзоры и исследования РБК и статьи экспертов на портале «Ближе к Делу».
И в заключение…
Не пытайтесь полностью копировать бизнес-план, который похож на Вашу идею. Создайте собственный план, который будет отражать актуальную ситуацию и покажет реально необходимые вложения и шаги для достижения целей.
Перед презентацией инвесторам перепроверьте показатели и пересчитайте параметры.